В России не так уж много городов, где возникло и сохранилось собственное неповторимое ремесло. Город Торжок в Тверской области как раз из них: здесь существует и развивается уникальный промысел — золотное шитье. Мастерицы работают нитями, в которые вплетены самые настоящие золотые проволочки. Содержание драгоценного металла в такой нити — от пяти до восьми процентов. Золотошвеи используют старинный способ шитья «в прикреп»: металлическая нить не пропускается сквозь ткань, а крепится к её поверхности поперечными шёлковыми нитями.
Золотная нить — нить со включением золота либо серебра. Золотным шитьем называют не только работы, выполненные исключительно золотной нитью, но и те, в которых золотом расшита часть элементов, а остальные вышиты лицевым стежком или гладью.
Золотое и золотное шитьё сохраняется в Торжке с XIII века. Об этом свидетельствует уникальная находка, сделанная Новоторжской археологической экспедицией в 2010 году. Среди вещей клада, спрятанного в 1238 году, были обнаружены фрагменты одежды, расшитые серебряными и золотыми нитями, что развенчало миф о связи русского промысла с монголо-татарскими традициями.
В XIII веке кусочек кожи с вышивкой на нем золотом был местной денежной единицей. Шитье золотыми нитями стало для Торжка выгодным промыслом. Торжокские золотошвеи расшивали не только одежду, головные уборы, но и обувь. Сафьяновые сапоги, вышитые ими, упоминаются во многих литературных произведениях.
Сначала шили золотыми нитями, стоили изделия очень дорого, носили их только богатые люди. Постепенно такие нити заменили на канитель — тонкую спиральную нить из позолоченной проволочки. Шитье стало называться золотным. А потом и эти нити поменяли на так называемые пряденые, когда тонюсенькую медную проволочку с серебряным или золотым напылением стали накручивать на льняную, шелковую или хлопчатобумажную нить. И со временем расшивать золотным шитьем стали и народную одежду.
Слава торжокских вышивальщиц и уровень их мастерства были столь велики, что поступали заказы и от царского двора, заказывались парадные платья для членов императорского дома, например, для Екатерины II и Александра II.
От торжокских золотых поясов сходили с ума столичные дамы. В русской литературе есть множество упоминаний о расшитых золотом атласных башмачках и платьях помещичьих дочек, о сарафанах и кокошниках богатых крестьянок.
В Торжке, кроме златошвейной фабрики и магазина, существует художественное училище золотного шитья, где девочек учат рисованию, композиции, технологии вышивки и многому другому. При училище работает музей, где можно увидеть лучшие работы учениц и мастериц, а также приобрести сувениры. Торжокская ремесленная школа по всей России «рассылает» своих выпускниц, призванных сохранять и развивать наследие русского художественного золотого шитья.
Свежие комментарии