Последние комментарии

  • Александр Клюянов
    Прекрасные работы.Популярные российские художники-акварелисты
  • Николай Першин
    Фильм шикарен. БриллиантПросмотр- Похитители велосипедов 1948 Витторио Де Сика
  • наталия денисенко
    Можно еще??? Популярные российские художники-акварелисты

В его работах живет душа большого мастера - такие разные грани творчества Александра Михайловича Герасимова

В этих работах живёт душа мастера.

"Сталин у прямого провода", холст, масло

Творческое наследие выдающегося русского художника Александра Михайловича Герасимова по сей день не оставляет равнодушными любителей и профессионалов от мира живописи.

"Семейный портрет", 1934

"Семейный портрет", 1934

"Розы", 1948, холст, масло, ГМИ Казахстана им Кастеева, Алма-Аты

"Розы", 1948, холст, масло, ГМИ Казахстана им Кастеева, Алма-Аты

"Ленин на трибуне",холст, масло

"Ленин на трибуне",холст, масло

"Сталин и Ворошилов в Кремле", 1938, холст, масло, ГТГ

"Сталин и Ворошилов в Кремле", 1938, холст, масло, ГТГ

"Портрет Молотова", 1948, холст, масло,

"Портрет Молотова", 1948, холст, масло,

Да, Александр Михайлович был прославлен в первую и главную очередь как автор картин, изображающих советских вождей.

Но почему же именно на его долю выпадает столько обвинений в «придворном портретизме»? Ведь начиная со времён бронзово-мраморной античности, и заканчивая сегодняшним электронно-цифровым днём, выдающиеся мастера изобразительного искусства крайне редко подвергаются гонениям за выполнение государственных заказов. Напротив: прусские реалисты, славившие германских милитаристов-завоевателей; французские живописцы, воспевавшие «гильотинную» революцию; англо-саксонские адепты «несения цивилизации диким народам» Африки, Азии и обеих Америк, вошли в историю в строго положительной коннотации...

"Москва. Улица Горького", 1947, холст, масло, частная коллекция

"Москва. Улица Горького", 1947, холст, масло, частная коллекция

"Портрет Ворошилова", 1927, холст, масло

"Портрет Ворошилова", 1927, холст, масло

С другой стороны: как так вышло, что со сменой власти, произошедшей в 50-х годах минувшего века, началась целенаправленная кампания по тотальному изъятию работ из музеев и галерей, и даже их физическое уничтожение полотен и рисунков Герасимова?

"Песня скворца", 1938, холст, масло

"Песня скворца", 1938, холст, масло

"Пионерка", холст, масло

"Пионерка", холст, масло

"Пионы", 1931, холст, масло

"Пионы", 1931, холст, масло

Полагаем, что ответ на этот вопрос заключается в самой сути, в уникальной специфике таланта Александра Михайловича. В точке его равновесия.

"Портрет балерины О.В.Лепешинской", холст, масло

"Портрет балерины О.В.Лепешинской", холст, масло

Итак, на одной «чаше весов» — уроженец маленького городка Козлова, с детства влюблённый в задумчивые тамбовские пейзажи. Всю свою творческую жизнь бежавший от городского шума и суеты в нерукотворный храм Её величества Природы.

"Сад в цвету", 1935, холст, масло

"Сад в цвету", 1935, холст, масло

Импрессионист по призванию, как никто иной умевший передать на полотне нежное очарование цветочных букетов или умудрённый опытом взор художников-корифеев, чинно заседающих за круглым столом.

"Яблони в цвету", холст, масло

"Яблони в цвету", холст, масло

"После дождя. Мокрая терраса", 1935, холст, масло

"После дождя. Мокрая терраса", 1935, холст, масло

"Вести с целины", 1954, холст, масло, частное собрание

"Вести с целины", 1954, холст, масло, частное собрание

На другой чаше — утончённо-умный профессионал. Безошибочно ловящий миг наивысшей концентрации внутренней энергии героев своих произведений.

"Сталин у прямого провода", холст, масло

"Сталин у прямого провода", холст, масло
Его образы будто оживают, обретая объём, динамику, приобретая значимость и смыслы.

"И.В.Сталин и А.М.Горький на прогулке". 1948, холст, масло, частное собрание

"И.В.Сталин и А.М.Горький на прогулке". 1948, холст, масло, частное собрание

От его Ленина, Сталина, Ворошилова — буквально веет спокойной уверенностью. Эти портретные образы способны позвать зрителя за собою без слов и ощутимо приблизить к сути события, происходящего на полотне. Дать чувство сопричастности с чем-то значимым и в сути своей-очень честным и правильным. Словно мы давно и хорошо знаем этих людей; будто бы читаем по их лицам как в открытой книге.

"женский портрет", холст, масло, Институт русского реалистического искусства, Москва

"женский портрет", холст, масло, Институт русского реалистического искусства, Москва

Когда же неравнодушный к женской красоте художник решает посвятить свою работу не высоким идеалам социализма, а не менее священному почитанию женской красоты, он снова играет с нашим воображением, наделяя образы прекрасных экзотических танцовщиц, балерин или купальщиц поразительной «узнаваемостью» и достоверностью, словно мы некогда и сами были свидетелями события, запечатлённого на картине.

"Бомбейская танцовщица", холст, масло

"Бомбейская танцовщица", холст, масло

Так в чём же та самая заявленная «специфика» русского гения Герасимова? Почему же его произведения способны вызывать столь глубокие переживания, тревожа умы и сердца?

«Стой! Выпала люлька с табаком».1952, холст, масло, частная коллекция

«Стой! Выпала люлька с табаком».1952, холст, масло, частная коллекция
Дело в том, что мастер как никто иной умел совмещать различные виды и стили живописи. Умело балансируя между реалистической достоверностью и искусной игрой цвета и света, он оставлял на откуп зрительскому воображению множество принципиально значимых деталей.

"Цветочный натюрморт", 1935, холст, масло, частное собрание

"Цветочный натюрморт", 1935, холст, масло, частное собрание

"Старый Рим",1934, холст, масло,частное собрание

"Старый Рим",1934, холст, масло,частное собрание

zen.yandex.ru

Популярное

))}
Loading...
наверх