Сразу после кончины Пьетро Ротари Екатерина Великая скупила все оставшиеся триста полотен из его петербуржской мастерской и велела создать персональную выставку в особом кабинете в Петергофе под пафосным названием «Кабинет мод и граций». Понятно, что простой художник вряд ли когда-нибудь удостоился такого фанатичного почитания, но Пьетро никогда не был простым.
Родившийся в Вероне, на северо-востоке солнечной Италии, Ротари и сам на всю жизнь остался восхитительно-солнечным живописцем, сохранив в своём творчестве яркость красок и беззаботный нрав жителя Пиренейского полуострова. Менялась география его мастерских, росло мастерство, но, независимо от того, были портреты написаны в Неаполе, Риме, Вене или Дрездене, они неизменно дышали лукавством и излучали праздник.
Став в 1756 году придворным живописцем Елизаветы Петровны в холодной и непонятной России, Пьетро Ротари не изменил себе: его прелестные женские головки продолжали кокетливо улыбаться с полотен, очаровывая зрителей живой красотой и грацией. Даже сама Елизавета Петровна оказалась на портрете по-женски, а вовсе не по-императорски, пленительной в своей чёрной мантии с кружевной наколкой. Современники, кстати, утверждали (возможно, из лести), что сходство с оригиналом было просто поразительным.
Портретом юной прелестницы можно назвать знаменитую «Девушку с книгой». Столько милого озорства, весёлого любопытства в этом живом лукавом взгляде исподлобья, столько юношеской самоуверенности в неотразимости своих чар! Кем бы ни была эта юная незнакомка, благодаря таланту художника её образ стал аллегорическим намёком всем молодым особам проявлять интерес к чтению.
Ибо книга в руках воистину является украшением, особенно, если правильно раскрыть её и принять удачную позу. Перед ней меркнет блеск жемчужных украшений и красота самых модных головных уборов, только книга способна наилучшим образом подчеркнуть ум и образованность своей хозяйки.
Критики упрекали Ротари в излишней «ремесленности» его творчества, однообразной штамповке модного товара. Но, как говорится, плох тот художник, которого не критикуют. Пьетро Антонио создал уникальную галерею образов своих современников, каждый из которых несет в себе отпечаток своего времени с его модой, вкусами, интерьерами, запросами публики. Женские портреты завораживают точностью передачи мгновенных чувств и эмоций, но ещё больше поражает то, что чувства эти, пронесённые через столетия, всё так же присущи людям XXI века.
Свежие комментарии