На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Искусство

72 064 подписчика

Свежие комментарии

  • Майя Maja
    Минкульт.Юрист: Киркорова ...
  • Иван Искренко
    Очень интересная подборка, только я не могу понять, как ее всю посмотреть (?). Здесь 1-я часть, а как найти вторую? Е...Обнаженная натура...
  • Nadya Tertyshnik
    так называемые звезды, настоящие сатанисты....Адвокат Киркорова...

Барельефы великого датчанина Бертеля Торвальдсена

Барельефы Торвальдсена «Приам, просящий у Ахилла тело Гектора» и «Брисеида, которую передают посланникам Агамемнона»

Данные барельефы Торвальдсена сделаны в пандан друг к другу (т.е. в комплект в пару чему-либо) и симметрично содержат ровно по пять фигур, сделаны по заказу 6-го герцога Бедфордского Джона Рассела (конечно же, лорда и видного юриста), того самого, который в 1816 также заказал и в 1819 получил второй вариант «Трех Граций» Кановы.

Справка. Гомер в «Иллиаде» описал, что после того, как троянец Гектор убил Патрокла (лучшего друга Ахилла), обиженный Агамемноном Ахилл вернулся к своему главному занятию – опять стал воевать. Он убил-таки главного защитника Трои Гектора, сына престарелого Приама, последнего царя Трои. Приам сумел проникнуть в стан Ахилла и вымолил тело сына у Ахилла. Правда, тот до этого раза три проволок тело Гектора по полю, привязав к колеснице.

Торвальдсен. Приам, просящий у Ахилла тело Гектора. 1815. Аббатство Вобурн в графстве Бедфордшир, Англия

Торвальдсен. Приам, просящий у Ахилла тело Гектора. 1815. Аббатство Вобурн в графстве Бедфордшир, Англия

На барельефе два троянца, стоящие за своим царем Приамом (целует руку Ахилла), принесли подарки Ахиллу. Дело происходит ночью, о чем свидетельствует стоящий светильник, причем Ахиллу, переживающему смерть Патрокла, видимо, не спалось. Поза Ахилла – настоящий скульптурный мотив (то есть очень выигрышная и говорит сама за себя) и повторяется во многих других барельефах.

А до этого Агамемнон обидел Ахилла.

Справка (их нравы). Гомер в «Иллиаде» описал центральный эпизод, произошедший на десятом году осады Трои. Основной герой греков Ахилл, побивавший троянцев толпами и единственный, кто мог справиться с центральным героем троянцев Гектором, был обижен предводителем греков микенским царем Агамемноном. Дело в том, что жительницу Трои Брисеиду захватили в плен и в качестве наложницы передали Ахиллу, заодно убив ее братьев. Но она не обиделась, а стала любящей рабыней (это не толерантно и лет через 20 Ахилла все-равно достали бы, но он не дожил). Агамемнон в качестве начальника изымает Брисеиду для личного пользования. Ахилл обижается и отказывается воевать. Самый близкий друг Ахилла – Патрокл взял на себя функции «контактера» с посланниками Агамемнона. Позднее Патрокла троянцы убили, а вынос тела Патрокла с поля боя послужил сюжетом художественных произведений.


Торвальдсен. Брисеида, передаваемая посланникам Агамемнона. 1815-1818 (по модели 1803 г.). Аббатство Вобурн в графстве Бедфордшир, Англия Торвальдсен. Брисеида, передаваемая посланникам Агамемнона. 1815-1818 (по модели 1803 г.). Аббатство Вобурн в графстве Бедфордшир, Англия

Данный барельеф с Брисеидой 1803 года (модель) является первым барельефом Торвальдсена, созданным после его «Язона» в 1802-1803 (мраморный вариант «Язона» изваяли лет через двадцать и явно не руками самого Торвальдсена).

На этом барельефе слева, сделав широкий шаг, истерит Ахилл. Видимо, Патрокл (в середине) понимает, что Агамемнон начальник и Брисеиду надо отдать. Кокетливая Брисеида тоже это понимает, но также понимает и то, что бородатый пожилой Агамемнон – плохая замена молодому накачанному Ахиллу (то есть она любит Ахилла). Два посланника Агамемнона ничего не хотят понимать, а выполняют приказ доставить Брисеиду к Агамемнону.

То же самое пятнадцатью годами ранее изобразил Канова.


Канова. Брисеида, передаваемая посланникам Агамемнона. 1787-1790. Гипс. Гипсотека в Поссаньо Канова. Брисеида, передаваемая посланникам Агамемнона. 1787-1790. Гипс. Гипсотека в Поссаньо

У Кановы все те же персонажи и в том же порядке, но Патрокл очень уж сожалеет, что Брисеиду изымают (неужели Канова допускал, что и с Патроклом у нее были романтические отношения?), а Ахилл стоит в позе Ленина на броневике.


Памятник В.И.Ленину у Финляндского вокзала. Санкт-Петербур Памятник В.И.Ленину на броневике у Финляндского вокзала. Санкт-Петербург 

Известно, что причиной Троянской войны, описанной в «Иллиаде» Гомера, стало вероломное поведение Париса, изнеженного и сластолюбивого брата Гектора. Именно он втравил сограждан в гибельную для Трои войну, а сам отсиживался в обществе Елены, которую он умыкнул у ее мужа Менелая, брата Агамемнона.


Торвальдсен. Гектор упрекает Париса в его изнеженности. 1809. Гипс. Копенгаген. Музей Торвальдсена Торвальдсен. Гектор упрекает Париса в его изнеженности. 1809. Гипс. Копенгаген. Музей Торвальдсена

Все тот же 6-й герцог Бедфордский Джон Рассел с семьей был в 1815 в Риме и не смог не воспользоваться услугами Торвальдсена также и совсем в личных целях, заказав портрет дочери от второй жены.


Торвальдсен. Портрет леди Джорджианы Рассел. 1815-1818. Аббатство Вобурн в графстве Бедфордшир, Англия Торвальдсен. Портрет леди Джорджианы Рассел. 1815-1818. Аббатство Вобурн в графстве Бедфордшир, Англия

Можно только поражаться тому, насколько ясно Торвальдсен понимал форму объекта и с какой легкостью ему давались все жанры. Хотя его и называют северным Фидием, но, согласимся, Фидию до Торвальдсена далеко (таково мнение автора).

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх