Последние комментарии

  • Вадим17 июля, 10:53
    Спасибо большоеШедевр Джан Лоренцо Бернини «Похищение Прозерпины». Забываешь, что это - мрамор!
  • Алла Разумикина17 июля, 10:38
    Спасибо автору за статью!Об итальянском художнике Амадео Модильяни
  • Маннюня Любопытная17 июля, 9:17
    Задорнов и Сундаков - промахи историков и возникновение языков. Эксклюзивная домашняя съемка https://www.youtube.co...Шедевр Джан Лоренцо Бернини «Похищение Прозерпины». Забываешь, что это - мрамор!

Художник Василий Пукирев: множество картин на фоне одного шедевра

 

Русский художник Василий Владимирович Пукирев — один из мало известных в наши дни художников. Его жизненный путь полон взлётов, падений, противоречий, поисков творческого совершенства. Оставленное им наследие подобно его жизни: известные работы сочетаются с «не дотягивающими до художественного уровня».

В кавычках мы поместили мнение некоторых его критиков, сыгравшее свою роль в судьбе художника.

 
"Автопортрет". Фрагмент картины «Неравный брак», 1862"Автопортрет". Фрагмент картины «Неравный брак», 1862
"Автопортрет". Фрагмент картины «Неравный брак», 1862
 

Василий Пукирев родился в Тульской губернии зимним декабрьским утром сто восемьдесят семь лет назад в крестьянской семье. Получив в родных местах только начальное образование, оказался в Могилевской губернии учеником иконописца. Познания и навыки в иконописи, полученные в юности окажут в дальнейшем значительное влияние на всё творчество живописца.

 
"Игрок", 1855, 57×49 см
"Игрок", 1855, 57×49 см

В пятнадцать лет, благодаря случайному стечению обстоятельств, Пукирев оказывается слушателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Это учебное заведение выпустило немало мастеров изящных искусств. Оно на равных состязалось с Академией, а выпускники имели тот же статус. В эти годы и в Академии, и в упомянутом училище усилиями многих меценатов и государственных деятелей осуществлялся патронаж талантливых людей из небогатых слоёв общества. Но Московское училище, изначально образованное, в том числе, и для такой цели, прилагало значительно больше усилий в этом направлении. Напомним, в Европе тот период многие и по сей день называют эпохой Просвещения. Не отставала и Россия.

 
"Приданое",  1873, 73×66 см
"Приданое", 1873, 73×66 см

В училище юноша демонстрировал незаурядные успехи. Уже на третьем году обучения Пукирев получил степень учителя рисования в гимназиях. Это был важный момент в его биографии: статус позволял иметь стабильный, хотя и небольшой заработок, ведь обучение занимало от восьми до десяти лет.

 
"В мастерской художника"
"В мастерской художника"

Когда молодому человеку исполнилось двадцать шесть, он окончил обучение. Как и многие другие художники, ещё до выпуска из учебного заведения, он преподавал, выполнял заказные и конкурсные работы.

Творчество русского живописца крайне неоднородно по своему содержанию. Академическое образование, школа иконописи, происхождение «из народа» и яркое дарование — четыре движущие силы. И они, то объединившись возносили на высоты почитания и восторгов, а то в противоборстве приводили и к поражениям.

 
"Дьячок объясняет крестьянам картину Страшного Суда", 1868
"Дьячок объясняет крестьянам картину Страшного Суда", 1868

Нельзя сказать, что самолюбие или заносчивость Василия Пукирева были причинами неудач в его карьере. Его работы не только замечались, но, временами, ценились. Творчество мастера было известно мэтрам изобразительного искусства, таким, как Карл Павлович Брюллов.

В багаже творца, когда он жил в Москве и на Старой Лубянке, и в казённом общежитии, было написано много интересных картин: «В мастерской художника», «Несостоявшийся брак», «Дьячок, объясняющий картину Страшного суда», «Сбор недоимок», «Приём приданого». Кроме этого написано и много портретов — в большей части по заказам. Вместе с А. К. Саврасовым, он выпускает «Курс рисования» - учебное пособие для академических учебных заведений. На протяжении всей жизни Пукирев не оставляет и иконопись. Им создан целый ряд образов и росписей в московских и губернских храмах. Два раза живописец предпринимал поездки по разным странам. Причём поездки были организованы силами и на средства Академии. Но критики того времени и, к сожалению, последующих периодов, высоко оценивают только одну его работу: «Неравный брак». Это единственное полотно маэстро удостоенное места в Третьяковской галерее.

 
"Неравный брак",  1862, 173×136.5 см
"Неравный брак", 1862, 173×136.5 см

Что-то не сложилось в его судьбе? Или творчество талантливого художника пострадало стараниями предвзятых критиков? Возможно, исписалась его кисть? Почему ещё и в наши дни фамилия Пукирева часто дополняется высказыванием: «Художник одной картины» - едким определением одного из искусствоведов?

 
"Мальчик с птичьим гнездом",  1856, 179×124 см
"Мальчик с птичьим гнездом", 1856, 179×124 см

Трудно ответить на такие вопросы. Эпоха Просвещения в России имела много граней. Как и во все времена, российский период взаимного движения «в народ» и «из народа» сопровождался целым рядом индивидуальных черт. Сюжетные предпочтения художника, мягко говоря, не вдохновляли маститых ценителей на восторженные отзывы, отравляя их восприятие политическим и, даже несколько классовым оттенком. Да, классовым, именно в ленинском определении — взгляните на эти сцены. Какой же тут успех? При этом «лубочность» Пукирева в его технике и композиции не достигала кустодиевского размаха и бескомпромиссности, тяготея к академической традиции, правилам и стилю письма. Недостаточно могуч? Или слишком требователен к себе?

 
"Строительство железной дороги", 1871, 84×63 см
"Строительство железной дороги", 1871, 84×63 см
 
"Сбор недоимок", 1875
"Сбор недоимок", 1875

Жизнь и судьба большого художника не столь сложна, сколько непредсказуема. Ведь он видит не так, как все — иначе не станет мастером. Как бы то ни было, но лишь одна картина Василия Пукирева находится в Третьяковской галерее. Многие иконы его кисти не обозначены авторством. Многие портреты его работы утеряны или забыты в неизвестных частных домах. Другие картины находятся в музеях, но, возможно, не оценены по их достоинству. Сколько там всякого и в «Русском», и в «Третьяковке»...

 
"Прерванное венчание. Двоеженец", 1877
"Прерванное венчание. Двоеженец", 1877

В нужде, нищете и неизвестности прошли последние годы живописца, несмотря на старания друзей и полученную пенсию. «Короткий, но блестящий след ...» - так было сказано "уходящему" художнику, покинувшему наш мир в пятьдесят восемь лет.

 
Источник ➝

Популярное

))}
Loading...
наверх