На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Искусство

72 064 подписчика

Свежие комментарии

  • Майя Maja
    Минкульт.Юрист: Киркорова ...
  • Иван Искренко
    Очень интересная подборка, только я не могу понять, как ее всю посмотреть (?). Здесь 1-я часть, а как найти вторую? Е...Обнаженная натура...
  • Nadya Tertyshnik
    так называемые звезды, настоящие сатанисты....Адвокат Киркорова...

Истомин Константин Николаевич

 

 

Истомин Константин Николаевич

 

26 декабря 1886 (7 января 1887), Курск — 28 августа 1942 (Самарканд)
Живописец, педагог.
   Родился в семье офицера. Начал обучение в курской гимназии. В 1901 семья переехала во Владивосток, к новому месту службы отца. Там, учась в гимназии, Истомин стал посещать школу рисования, увлекся живописью. Познакомился с искусством Китая и Японии; особенное впечатление на него произвели красочные гравюры и лубки со своеобразными сюжетами.
   С началом Русско-японской войны семья перебралась в Харьков, где Истомин после завершения среднего образования некоторое время занимался в студии художника Е. Шрейдера. Был вовлечен в революционные события 1905, участвовал в выступлениях рабочих, подвергся аресту, несколько месяцев провел в тюрьме.
   Освободившись летом 1906, Истомин уехал в Германию для дальнейшего обучения живописи и до 1909 занимался в Мюнхене у известного венгерского живописца и педагога Ш. Холлоши.
   По возвращении в Москву Истомин поступил на искусствоведческое отделение Московского университета, по собственному признанию, скорее желая отсрочить военную службу, чем ради знаний. Но учеба в МГУ привила ему настоящую культуру, оказала определяющее влияние на его художественные воззрения и позволила в 1912 совершить путешествие по Греции и Италии, где художник познакомился и на всю жизнь увлекся искусством античности и эпохи Возрождения.
   Летом 1913 Истомин был призван в армию. Во время Первой мировой войны командовал артиллерийской батареей, был контужен, оперирован, долго лечился. В 1917 его избрали в полковой комитет, но вскоре демобилизовали. Он прибыл в Москву и в 1918 устроился на работу в секцию изобразительных искусств Моссовета, где занимался оформлением агитпоездов и изготовлением наглядной агитации к первым советским праздникам.
   В марте 1919 Истомин вступил в Красную Армию, получил ранение, перенес тиф и был окончательно освобожден от воинской повинности. В творческом плане гражданская война принесла художнику только разрозненные заметки, которые легли в основу графической серии к десятилетию Октября «Красная Армия в Донбассе». Остальные батальные рисунки Истомина пропали.
   В 1920 Истомин недолгое время занимал дипломатическую должность, но потом его направили в распоряжение Народного комиссариата просвещения для организации художественного рабфака. С 1921 и до конца жизни Истомин занимался преподавательской деятельностью.
   В звании профессора он сначала был организатором Высших художественных мастерских (ВХУТЕМАСа), а потом и преподавал в них. Позже читал лекции в Московском полиграфическом институте (1930–39) и МГХИ (1937–42). По воспоминаниям его учеников, Истомин был широко эрудированным и принципиальным человеком, педагогом по призванию.
   Истомин состоял членом некоторых художественных объединений и, несмотря на то, что учебная работа отнимала у него много сил, находил время и на личное творчество. В 1920-х участвовал в выставках общества «Четыре искусства», экспонировал свои пейзажи, натюрморты, портреты, жанровые картины, такие как «Пряхи» (1924), «Чаепитие», «Жатва», «Мать и дитя», «За чисткой овощей», «Утро» (1928), «Кавказский аул» (1928), «На террасе» (1929), «Читающая женщина» (1931).

 

 

Мать и дитя. 1927 год.

 

 

Утро

 

 

Читающая женщина

 


   В эти годы Истомин был уже вполне зрелым художником. Вступив в Ассоциацию художников революционной России (АХРР) и исповедуя принципы соцреализма, он, однако, стремился сочетать традиции искусства передвижников с выразительной пластикой, типичной для европейского искусства. Для себя он избрал стиль живописи эмоций и цвета.
   Наиболее заметным произведением Истомина предвоенных лет стала картина «Вузовки» (1933). Написанное на первый взгляд в бытовом жанре, полотно контрастирует с откровенно пафосными художественными произведениями тогдашней поры.

 

Вузовки


   Классическую базовую основу Истомина выдают и его поздние произведения: строгие этюды с натуры «В комнате у окна» (1928), «Читающая женщина», «Портрет Лидии» (обе 1931), наброски незавершенной картины «Восстание румынских крестьян», крымские морские пейзажи.

В комнате у окна

 

Лидочка


   Истомин проявил себя и в качестве театрального художника, создав эскизы декораций и костюмов к ряду спектаклей; писал теоретические работы и учебные программы.
   Осенью 1941 вместе со всем Московским художественным институтом имени В. И. Сурикова (бывшем ВХУТЕИНом) эвакуировался в Самарканд.
   Умер в эвакуации.
   Первую персональную выставку Истомина организовал в Москве в 1961 его ученик И. В. Савицкий, директор Каракалпакского музея. Вторая выставка состоялась в 1975, а в 1985 в Москве был издан альбом репродукций с картин Истомина «Избранные произведения».
   Работы художника находятся в Государственной Третьяковской галерее, в Государственном Русском музее, Саратовском государственном художественном музее, в Курской картинной галерее и других собраниях.
  

В статье использована информация сайта artinvestment.ru

 

В мастерской

 

Девушка в голубом

 

 

Эсфирь

 

 

Зима

 

 

Полуобнаженная

 

 

Московский пейзаж

 

 

Женский портрет, 1922

 

 

Лидочка на     диване 

1929 

бумага,карандаш

 

 

 

  

У окна

 

 

"На лодке по проливу в ветер"
1930-е гг.
бумага, акварель

 

 

 "Натурщица перед зеркалом. Лидочка"  1930 г

 

 

  У поселка Жуковка. 1934

 

 

 “Натурщица”, 1920-ые

 

 

Лежащая Лидия.   Конец 1920-х начало 1930-х годов.

 

 

 

Жокей на лошади

 

 

" Истомин К.Н.. " Литография П.И. Львова. 1940 год.

 

 

 

 

 

 

Картина дня

наверх