«Певец Крыма» - изумительно яркие и и радующие душу акварели Басова Якова Александровича

«Певец Крыма», «поэт акварели», «патриарх крымской акварели» - так называют Якова Басова те, кто знаком с его творчеством...

В предгорьях Крыма. Акварель, 1982 (651x531, 405Kb)

Яков Александрович Басов родился в 1914 году в Симферополе, учился в симферопольской студии академика живописи Н. С. Самокиша, в петербургской Академии художеств (1933-1937). Участник Великой Отечественной войны. Народный художник Украины, лауреат Государственной премии Республики Крым.

С 1960 года стал работать в технике акварели, создав огромное число образов природы родного Крыма, разных уголков России, Украины, Прибалтики, а также портретов и натюрмортов.

Произведения художника при его жизни экспонировались на 63 персональных, 67 республиканских и всесоюзных, 37 зарубежных выставках в 22 странах мира и находятся в собраниях 42 музеев Крыма, России и зарубежных.

Летняя Ялта, 1992. (651x581, 461Kb)
Летняя Ялта. 1992

basov1 (656x492, 275Kb)

Summer Day, 1993 (656x609, 208Kb)
Летний день. 1993

Кореиз. Летний вечер. 1988 аква (653x499, 340Kb)
Кореиз. Летний вечер. 1988

Осенний закат. 1979 (652x502, 317Kb)
Осенний закат. 1979

В предгорьях Крыма. Акварель, 1982 (651x531, 405Kb)
В предгорьях Крыма. 1982

Киевский полдень. 1981 аква (653x604, 616Kb)
Киевский полдень. 1981

+ Севастополь. В увольнение. 1978 (653x529, 335Kb)
Севастополь. В увольнение. 1978

Крымский мотив, акварель, 1989 (651x513, 168Kb)
Крымский мотив. 1989

Лето. У причала. 1976 аква (655x523, 540Kb)
Лето. У причала. 1976

Севастополь весной. 1976 (654x501, 380Kb)
Севастополь весной. 1976

В Симеизе, 1985 (654x581, 449Kb)
В Симеизе. 1985


Тревожная весна. 1974

Blue Bay, 1988 (652x583, 439Kb)
Голубой залив. 1988

В Ленинградском порту 1963._b.a_ (651x452, 355Kb)
В Ленинградском порту 1963

Корабли в море, 1970-е аква (654x513, 392Kb)
Корабли в море, 1970-е

Ялта Крым Берег с кипарисами (656x539, 414Kb)
Ялта. Крым. Берег с кипарисами

Зимнее море. 1984 аква (654x629, 214Kb)
Зимнее море. 1984

+ 1 (600x357, 112Kb)

Море штормит. 1970-е акваа (654x545, 456Kb)
Море штормит. 1970-е

Летом на Приморском. 1977 (653x501, 359Kb)
Летом на Приморском. 1977

Стихия чувств. 1979 (651x566, 533Kb)
Стихия чувств. 1979

Храм в Евпатории_1975._b.akvarel._ (651x517, 315Kb)
Храм в Евпатории. 1975

Закат над Петропавловкой. 1965. (656x474, 276Kb)
Закат над Петропавловкой. 1965

На Мойке в белую ночь. 1963 (653x480, 350Kb)
На Мойке в белую ночь. 1963

Ялта. Летняя улица. 1962 (656x506, 335Kb)
Ялта. Летняя улица. 1962

В осеннем парке. 1961 (489x700, 452Kb)
В осеннем парке. 1961

Сосны над морем, 1958 (502x700, 441Kb)
Сосны над морем, 1958

Сирень в синем саду. 1987 аква (654x495, 346Kb)
Сирень в синем саду. 1987

Натюрморт с персиками. 1970-е аква (655x498, 330Kb)
Натюрморт с персиками. 1970-е

Художник Андрей Шильдер: дар и рок

 
Художник Андрей Николаевич Шильдер был учеником великого Ивана Шишкина. Однако, сама идеология его работы с пейзажем была принципиально иной.
 
"Ручей в лесу", 1906, холст, масло
 
"Ручей в лесу", 1906, холст, масло

Его творческий путь — замечательный пример того, как, перенимая сильнейшие стороны творчества наставника, можно (и нужно) создавать собственный уникальный стиль, дабы раскрыть в полной мере собственный талант живописца.

Там, где Иван Иванович следовал за объективной действительностью, тщательнейшим образом и в достовернейших подробностях перенося на полотно представшую перед ним картину мира, Андрей Николаевич лишь делал первый пробный рисунок, фактически — черновик будущей работы.

 
"Осенний пейзаж", 1919, холст, масло
 
"Осенний пейзаж", 1919, холст, масло

Там, где гений Шишкина вдыхал искру жизни в завершённую композицию за счёт совершенно неповторимой, непостижимой и невозможной для других художников проработки мельчайших её деталей, Шильдер в первую очередь полагался на собственной фантазию.

 
Серия пейзажей
 
Серия пейзажей

Как свидетельствовали современники живописца, дома у Андрея Николаевича хранились альбомы с зарисовками тронувших душу мастера видов живой природы. Это был настоящий «золотой фонд» живописца, куда (благодаря прекрасной зрительной памяти) рано или поздно попадало каждое понравившееся ему растение, с особой, почти что «шишкинской» тщательностью запечатлённое на пленэре.

 
"Весенний лес. березовые бревна", холст, масло
 
"Весенний лес. березовые бревна", холст, масло

И лишь затем наступал этап подлинного творчества маэстро Шильдера. Сообразно собственному видению прекрасного, он принимался так и эдак корректировать, видоизменять и взаимо располагать отдельную веточку и листочек, тень и оттенок, изгиб и выступ стволов, ветвей своих многочисленных берёз, дубов и сосен. С тем, чтобы «на выходе» добиться максимальной эстетической привлекательности, выразительности и своеобразия.

 
"Лес", 1890, холст, масло
 
"Лес", 1890, холст, масло

Именно они, эти заранее продуманные и проработанные «заготовки», и шли в ход, когда Андрей Николаевич заканчивал свой набросок с натуры. Опираясь на него как на базис, он принимался «доставать» из тайников памяти казавшиеся наиболее уместными для данной конкретной картины элементы. И встраивать их в композицию, совмещая с самыми удачными текущими находками или же вовсе замещая не удовлетворявшие его элементы.

 
"Летний пейзаж с рекой", холст, масло
 
"Летний пейзаж с рекой", холст, масло

В результате пейзажи Шильдера очень часто являли собою нечто не схожее с имевшейся в реальном мире панорамой. Там, где его великий учитель возводил в абсолют саму природу, становясь адептом всех капризов её хаотичных форм и оттенков, герой нашей сегодняшней статьи следовал собственной мечте об идеальном пейзаже. Как не парадоксально, но именно эта мечта и стала его злым роком.

 
"После дождя. Женщина у околицы", 1919, холст, масло
 
"После дождя. Женщина у околицы", 1919, холст, масло

Блестящий талант живописца даровал ему безусловный успех у зрителей и материальный достаток, пошатнувшийся лишь с приходом революции 1917 года. Однако, его последовавший двумя годами позже внезапный уход из жизни был обусловлен совсем не этим событием.

Его творчество, неизменно оценивавшееся по достоинству, было востребовано популярнейшими периодическими изданиями конца XIX- начала XX вв., а сам мастер удостоился звания академика главной художественной академии Российской Империи. Его дарование высоко ценили коллеги и критики. Вот только прирождённый перфекционист Шильдер был о себе принципиально иного мнения.

 
"Березовый лес", 1908, холст, масло
 
"Березовый лес", 1908, холст, масло

Именно в этом и заключался тот самый злой рок, о котором мы писали выше. Мастера буквально сводила с ума и доводила до нервных срывов неудовлетворённость конечными результатами своих работ. Временами он готов был отказаться от каждой из них. Постоянно жаждал улучшить, изменить и полностью переписать каждую картину, иллюстрацию и набросок, раз за разом обнаруживая в них некие несовершенства.

Этот страстный перфекционизм пылал в душе художника всю его творческую жизнь. И наконец «спалил» дотла хрупкую нервную систему творца, покинувшего этот мир в возрасте 58 лет.

 
"зимний лес", 1919, холст, масло
 
"зимний лес", 1919, холст, масло

Художник Laszlo Gulyas. В традициях старых мастеров

Загружается...

Популярное в

))}
Loading...
наверх