На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Искусство

72 075 подписчиков

Свежие комментарии

  • Валерий Николаевич
    К. Коровина очень люблю, а про П.Коровина впервые слышу. СпасибоПётр Коровин «С п...
  • Grandad
    О каком живописце речь?Легкий эротизм и ...
  • Сергей Дмитриев
    Инсинуации вокруг жизни и смерти Христа продолжаются уже 2024 года, который тоже одним боком - счастливый номер. Стат...Главная загадка ...

Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 100.

Ну вот. Мы подошли к самому, пожалуй, торжественному и волнующему моменту во всей истории проекта «Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран» — публикации сотого поста. Понятное дело, что этот пост не должен быть рядовым. Он призван отразить праздничную атмосферу, которая неизбежно должна возникнуть в умах и сердцах уважаемых читателей в связи с вот таким неординарным событием.

Соответственно, передо мной встала задача подбора адекватной темы — чтобы отразить и праздничные настроения, и соответствовать заявленному предмету.

Поначалу меня потянуло на соцреализм — подумалось, мол, тематика всем близкая, а праздновать в не столь давние времена любили и умели, да и художники были вполне зачётные... Но мои изыскания в этом направлении ни к чему не привели. Ну вот, например, отличная тема: праздник урожая в советском колхозе. Вот, я даже не поленилась и сделала подборку прекрасных образцов творчества советских художников по этой тематике.



В этих картинах замечательно всё (я серьёзно!) — и композиция, и цветовое решение, хороши и персонажи — но... ведь у нас-то подразумевается обнажённая натура, а где здесь, спрашивается, она? Нет, я могу предполагать, да что там говорить — я уверена, что в продолжение всех четырёх представленных на картинах эпизодов обнажённая натура всё-таки рано или поздно имела место. Что в суровые 30-е, что в куда более «вегетарианские» 60-е — человеческая природа всегда была одинаковой, и чем заканчивались такие праздники — все знают. Но советские художники-соцреалисты то ли в силу цензурных ограничений, то ли из-за своей целомудренности стеснялись изображать «афтепати» колхозных праздников урожая — увы... Поэтому изначальный мой посыл — привлечь для юбилейного поста соцреалистов — зашёл в тупик.

Поэтому пришлось обратиться к античным временам и тогдашним празднествам. А какой из древних праздников вам первым делом придёт в голову? Конечно же, вакханалия.

100. Ретроспектива: Вакханалии

Эти оргиастические и мистические празднества нашли отражение в творчестве множества художников, начиная с Высокого Возрождения и вплоть до наших дней. В самом понятии вакханалий переплелись и мифология, и реальная история, и отделить одно от другого зачастую весьма непросто.

Итак, вакханалии, или дионисии — это празднества, проводившиеся в честь бога растительности, виноградарства, виноделия, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза, а также театра, которого звали Дионис, а другое его имя было Вакх, в римском варианте — Бахус. Дионис изобрёл вино, кроме того, говорят, он еще изобрёл и пиво. Не знаю насчёт более крепких напитков — но, судя по тому, что вы увидите дальше, и низкоградусного алкоголя всем вполне хватало.

О первых мероприятиях в честь Диониса мы можем узнать из древнегреческих источников — творений Гомера, Эсхила, Софокла, Еврипида, Иофонта, Ксенокла Старшего, Клеофонта и других. Поначалу это были чисто женские празднества, и число их участниц было невелико — своего рода закрытый клуб. Почитательницы Диониса назывались менадами («безумствующие»), они же фиады («неистовые»). Празднества совершались несколько раз в году, но главное своё паломничество менады совершали зимой на гору Парнас — а на высоте более двух километров и летом-то не слишком тепло, так что греческие мужчины вынуждены были систематически предпринимать спасательные экспедиции, чтобы вызволить из снегов своих одуревших от вина и экстатических плясок обмороженных (и отмороженных тож) жён, дочерей и сестёр.

А по поводу отмороженности менад ходили легенды. Говорили, что они, будучи одурманенными спиртными напитками и безумными плясками, выхватывали голыми руками угли из костра, играли с живыми змеями, совершали ритуалы жертвоприношения животных — натурально, разрывали руками живых быков и ели сырое мясо! — а также устраивали сексуальные оргии. Чаще всего — с сатирами и фавнами (панами), в изобилии водившимися в тех же пенатах.


На сатирах и фавнах остановимся подробнее. Между ними было существенное различие: фавны, или паны были детьми или, в той или иной степени, потомками бога Пана, который, хоть и был козлоног, но натуру имел всё ж божественную. Соответственно и его отпрыски были созданиями довольно милыми, не склонными к беспределу и тяготевшими всё больше к музыкальным экзерсисам. А вот сатиры — те имели происхождение демоническое и вели себя соответственно. В стародавние времена они обитали в лесах неподалёку от людских поселений, и в этих деревнях не было ни одной девушки, женщины, и даже девочки или бабушки, не испытавшей на себе... так скажем, повышенную любвеобильность сатиров. Местные мужики, конечно, такого терпеть никак не могли и систематически выходили с кольями и вилами, чтобы наказать и поставить на место зарвавшихся охальников. Многолетнее, а может, и многовековое противостояние людей и сатиров привело к тому, что последние всё же сдались и отступили в необитаемые леса и горы, где они могли удовлетворять свои необузданные желания с нимфами, которые тоже были весьма не малочисленны. Хотя отношения между нимфами и сатирами складывались порой неровно — об этом, кстати, у меня подробно и с иллюстрациями рассказано баланс вполне соблюдался, и все были более-менее довольны. Но сатирам, конечно, приходилось себя ограничивать — они же были абсолютно не воздержанными в своей, так скажем, чувственности. И периодическое появление в их местах обитания экстатических девиц — я имею в виду менад — безусловно, будоражило их плоть и подвигало к новым свершениям. Таким образом сюжет «сатир и вакханка» стал одним из популярнейших в живописном отображении вакханалий.

Сами менады тоже с нынешней точки зрения симпатий не вызывают. Персонально про них мало что известно, но кое-какая информация есть, и она неутешительна. Известно, что менады растерзали Орфея. Трагическая история музыканта и певца Орфея и его возлюбленной нимфы-дриады Эвридики у меня рассказана и показана . После потери Эвридики Орфей, как говорят, удалился в горы, где предавался меланхолии, играя на музыкальных инструментах и сочиняя грустные песни. И надо же было такому случиться — именно в тех местах затеяли свою мистерию менады. Увидев красавца-мужчину, который к тому же ещё и был, типа, бардом, менады возжелали его, а Орфей, храня верность утраченной возлюбленной, отказал им, за что и был растерзан. Мол, ах ты, мизогинная и сексистская свинья, ты что же — нас не уважаешь?! — и вот так вот прямо и разорвали... Или, скажем, одна из персонально известных менад — Дирка, жена фиванского царя Лика. Она очень плохо обошлась с Антиопой — на подробностях останавливаться не буду, вся эта история у меня рассказана и богато иллюстрирована . Скажу только, что Дирка очень плохо кончила, да и поделом ей.

Проходили годы, десятилетия, века, уходили в иные миры невменяемые менады, и празднования в честь бога Диониса постепенно утрачивали элитарность, становясь всё более демократичными. Участниц этих мероприятий стали всё больше называть не менадами (напомню, это слово означает «безумствующие»), а вакханками. В вакханалиях стали принимать участие не только избранные женщины, а, по сути, все желающие (хотя, конечно дело это было, как говорится, на любителя), более того, к празднествам во славу Вакха стали допускать мужчин — их называли вакхантами, на картинах, которые вам предстоит посмотреть, они тоже присутствуют. Из Греции традиции вакханалий переместились в Италию и Этрурию, а оттуда — в Рим. Власти пытались бороться с вакханалиями, но люди запреты обходили, все равно собирались для безудержного веселья и наслаждения пороком.

Наверно, я уже утомила читателей своими словесными излияниями. Но столь обширная преамбула к юбилейной публикации необходима для того, чтобы содержание картин. которые будут представлены ниже, стало понятным и не вызвало недоумения.

Ну что ж, приступим к просмотру ста картин о вакханалиях и лицах, в них участвовавших. Обычно я представляю художников по годам их рождения, в порядке возрастания. Здесь этот принцип хотя примерно и будет соблюдаться, но не строго. Но — в любом случае, начнём с самых старых.
Тициан (Tiziano Vecellio, 1488-90 — 1576, Италия)
Вакханалия


Доссо Досси (Dosso Dossi, он же Giovanni di Niccolo de Luteri, ок. 1490 — 1542, Италия)
Вакханалия

Тут и вакханты, и сатиры, и фавны с дудочкой — такое ощущение, что мужиков-то едва ли не большинство...

Ян Брейгель Старший (Jan Bruegel, 1568 — 1625, Фландрия) и
Хендрик ван Бален Старший (Hendrik van Balen I, 1575 — 1632, Фландрия)
Вакханалия

По-моему, это просто великолепно.

Алессандро Варотари, он же Падованино (Alessandro Varotari, 1588 – 1648, Италия)
Вакханалия

Тут даже и сатиров с фавнами нет, но на четырёх вакханок — с десяток соискателей мужского пола...

Питер Пауль Рубенс (Peter Paul Rubens, 1577 – 1640, Фландрия – Нидерланды)
Вакханалия

Здесь не иначе как сам Вакх. И окружение его явно не простое.
Но — отдадим должное художнику, он уже тогда знал толк в политкорректности.


Никола Пуссен (Nicolas Poussin, 1594 — 1665, Франция)
Вакханалия возле статуи Пана


Вакхическая сцена


Сатир и вакханка

Нет-нет, не подумайте чего плохого, здесь нет вовлечения детей в развратные действия.
Художник изобразил вовсе не детишек, а купидонов, или «путти», которые сопутствовали
адюльтеру, представляя божественное начало — как амуры, только без крылышек.


Хендрик тер Брюгген (Hendrick ter Brugghen, 1588 — 1629, Нидерланды)
Вакханка с обезьяной

Зачем ей обезьянка... И что они там с ней делали... Не хочется думать о плохом.

Аннибале Карраччи (Annibale Carracci, 1560 — 1609, Италия)
Вакханка


Корнелис ван Пуленбург (Cornelis van Poelenburch, 1594 — 1667, Нидерланды)
Вакханалия

Козёл — вроде бы как был жертвенным животным, вместо быков, которых одержимые менады разрывали руками.
Впрочем, злые языки говорят, что козёл использовался вакханками и для иных целей — врут, наверно...


Жак Бланшар (Jacques Blanchard, 1600 – 1638, Франция)
Вакханалия

Бубны и тамбурины были излюбленным атрибутом менад и вакханок.

Микаэлина Вотье (Michaelina Wautier, 1617 – 1689, Нидерланды)
Вакханалия (Триумф Вакха)

Не, ну ничего себе — триумф! Укушаться так, что в тачке везут...

Иоганн Бокхорст (Johann Bockhorst или Jan Boeckhorst, 1604 — 1668, Германия, Нидерланды)
Вакханалия


Филиппо Лаури (Filippo Lauri, 1623 — 1694, Италия)
Вакханалия


Якоб ван Лоо (Jacob van Loo, 1614 – 1670, Нидерланды)
Вакхическая сцена


Себастьяно Риччи (Sebastiano Ricci, 1659 – 1734, Италия)
Вакханалия


Корнелис Бисшоп (Cornelis Bisschop, 1630 – 1674, Нидерланды)
Детская вакханалия

А это уже и впрямь детишки, а никакие ни купидоны и путти.
Налицо явный недосмотр родителей и тогдашних органов опеки.


Мишель-Анж Уасс (Michel-Ange Houasse, ок.1680 — 1730, Франция)
Вакханалия

Вполне сойдёт и за слегка фривольный пикничок...

Виллем ван Мирис (Willem van Mieris, 1662 – 1747, Нидерланды)
Сцена Вакханалии


Герард де Лересс (Gerard de Lairesse, 1640 — 1711, Нидерланды)
Спящая вакханка


Херман ван дер Мийн (Herman van der Mijn, 1684 – 1741, Нидерланды)
Вакханка


Адольф Ульрик Вертмюллер (Adolf Ulrik Wertmuller, 1751 – 1811, Швеция)
Вакхант

Вот, и такое бывало — вакхант со свирелью, и без вакханок.
Ну, я думаю, он своё наверстает — парень-то видный...


Жак-Антуан Валлен (Jacques Antoine Vallin, ок.1760 — после 1831, Франция)
Вакханка


Спящая вакханка в лесу

Утомилась, бедняжка...

Николай Аполлонович Майков (1794 — 1873, Россия)
Вакханка

А вот и наши подтянулись...

Франсуа Буше (Francois Boucher, 1703 — 1770, Франция)
Вакханка, играющая на свирели

Купидончики, видать, от избытка чувств, аж передрались.

Шарль-Жозеф Натуар (Charles-Joseph Natoire, 1700 — 1777, Франция)
Вакханалия


Андриес Корнелис Ленс (Andries Cornelis Lens, 1713 — 1770, Фландрия – Нидерланды)
Танец менад

А что за паренёк в середине? Такое ощущение, что он корнями, подобно дереву,
в землю уходит. Никогда о таких не слыхала. Видать, Корнелис Ленс что-то знал.


Бенинь Ганьеро (Benigne Gagneraux, 1756 – 1795, Франция)
Вакханка и сатир

Ой, как здорово — и козлик у них, и амурчик.

Жан-Симон Бартелеми (Jean-Simon Berthelemy, 1743 – 1811, Франция)
Вакханка с цимбалами


Петр Васильевич Басин (1793 – 1877, Россия)
Вакханалия

А тут на одну даму претендуют и вакхант, и сатир.
Ну да, полагаю, что никто в накладе не останется.


Мари-Элизабет-Луиза Виже-Лебрен (Elisabeth-Louise Vigee-Le Brun, 1745 — 1842, Франция)
Вакханка


Уильям Этти (William Etty, 1787 — 1849, Британия)
Вакханка, играющая на тамбурине


Жан-Батист Камиль Коро (Jean-Baptiste Camille Corot, 1796 — 1895, Франция)
Вакханка в пейзаже


Вакханка у моря


Вакханка с пантерой

Французское слово «panthère» означает не только пантеру, которая в нашем представлении должна быть чёрной, но и барса.

Карл Павлович Брюллов (1799 — 1852, Россия)
Сатир и вакханка


Фердинан Виктор Эжен Делакруа (Ferdinand Victor Eugene Delacroix, 1798 — 1863, Франция)
Спящая вакханка


Адольф Александр Лесрель (Adolphe Alexandre Lesrel, 1839 — 1929, Франция)
Опьянённая вакханка


Гюстав Курбе (Gustave Courbet 1819 — 1877)
Вакханка


Джоржд Оуэн Уайн Эпперли (George Owen Wynne Apperley, 1884 – 1960, Британия)
Вакханка


Дьердь Алайош (Alajos Gyorgyi, 1821 – 1863, Венгрия)
Вакханка


Карой Лотц (Lotz Karoly, 1833 — 1904, Венгрия)
Спящая вакханка


Поль Мерварт (Paul Merwart, 1855 — 1902, Франция)
Вакханка под виноградной лозой

Как видим, вакханки в большинстве своём выглядели вполне безобидно, ничуть не напоминая одержимых и злобных менад...

Эмиль-Анри Лапорт (Emile-Henri LaPorte, 1841 — 1919, Франция)
Вакханка


Юлиус Кронберг (Julius Kronberg, 1850 – 1921, Швеция)
Вакханка

Какой козлик симпатичный...

Вильям Адольф Бугро (William Adolphe Bouguereau, 1825 — 1905)
Вакханка

А намерения этого козлика по-моему вполне очевидны. Впрочем, вакханка, похоже, не возражает...

Вакханка, или Озорство


Вакханка и фавн

Видите, фавн выглядит куда приятней сатиров.

Жоао Палльере (Joao Leon Palliere Grandjean Ferreira, 1823 — 1887, Бразилия)
Фавн и вакханка

Странно, что фавн не козлоногий. Впрочем, наверно, всякое бывало...

Изобел Лилиан Глоуг (Isobel Lilian Gloag, 1865 – 1917, Британия)
Вакханка и фавны

А эти фавны — совсем уж какие-то малолетки.

Михаил Иванович Скотти (1814 – 1861, Россия)
Сатир и вакханка


Анри Жерве (Henri Gervex, 1852 — 1929, Франция)
Сатир и менада


Сатир и вакханка


Конрад Гроб (Konrad Grob, 1828 – 1904, Швейцария)
Вакханалия


Виктор Мейреллис ди Лима (Victor Meirelles de Lima, 1832 — 1903, Бразилия)
Вакханка


Гюстав Ванез (Gustave Vanaise, 1854 — 1902, Бельгия)
Вакханка


Георге Деметреску-Миря (George Demetrescu-Mirea, 1852 — 1934, Румыния)
Вакханты


Ловис Коринт (Lovis Corinth, 1858 – 1925, Германия)
Пара с Вакханалии


Вакханка


Вакханки по пути домой


Вакханалия


Джон Кольер (John Collier, 1850 – 1934, Британия)
Менады

Вот это — настоящие менады! Горе тому, кто окажется у них на пути!

Джон Кох (1909 — 1978, США)
Вакханалия


Кендрик Тонн (Kendric Tonn, 1982, США)
Вакханалия


Эдуард Ансен-Хофман (Eduard Ansen-Hofmann, 1862 — 1955, Австрия)
Вакханалия


Вакханалия


Ритуал Вакханалии


Фердинанд Вагнер-старший (Ferdinand Wagner sr., 1819 – 1881, Германия)
Вакханки


Марк Габриэль Шарль Глейр (Marc Gabriel Charles Gleyre, 1806 — 1874, Швейцария)
Вакханка


Александр Котсис (Aleksander Kotsis, 1836 — 1877, Польша)
Вакханка


Виктор Карлович Штембер, или Штемберг (1863 — 1921, Россия)
Вакханка


Габриэль Корнелиус Риттер фон Макс (Gabriel Cornelius Ritter von Max, 1840 – 1915, Австрия)
Вакханка


Генриэтта Рэй (Henrietta Rae, 1859 – 1928, Британия)
Вакханка


Людомир Слендзиньски (Ludomir Slendzinski, 1889 – 1980, Польша)
Вакханки


Хенрик Пиатковски (Henryk Piatkowski, 1856 — 1932, Польша)
Вакханка


Хоакин Соролла (Joaquin Sorolla, 1863 – 1923, Испания)
Вакханка


Юрий Панцырев (1950, Россия)
Вакханка


Каспар Риттер (Caspar Ritter, 1861 – 1923, Швейцария)
Вакханка


Джордж Фредерик Уоттс (George Frederic Watts, 1817 – 1904, Британия)
Вакханки


Никанор Леонтьевич Тютрюмов (1821 — 1877, Россия)
Отдых вакханки


Дьюла Бенцур (Gyula Benczur, 1844 – 1920, Венгрия)
Вакханка


Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878 — 1939, Россия)
Вакханка


Фердинанд Лееке (Ferdinand Leeke, 1859 — 1923, Германия)
Вакханка


Хоакин Аграсот-и-Хуан (Joaquin Agrasot y Juan, 1836 — 1919, Испания)
Молодая вакханка


Александр Белов (1958, Россия)
Вакханка


Константин Егорович Маковский (1839 — 1915, Россия)
Вакханка


Весенняя вакханалия


Артур Уордл (Arthur Wardle, 1860 – 1949, Британия)
Вакханка

Ой, сколько леопардиков!

Лео Путц (Leo Putz, 1869 — 1940, Германия)
Вакханалия

Видите, и так бывало!

Поль Сезанн (Paul Cezanne; 1839 — 1906, Франция)
Вакханалия


Руперт Банни (Rupert Charles Wulsten Bunny, 1864 — 1947, Австралия)
Менады


Гуго Бёттингер (Hugo Boettinger, 1880 – 1934, Чехия)
Три вакханки


Лоуренс Альма-Тадема (Lawrence Alma-Tadema, 1836 — 1912, Британия)
Обессиленные менады после танца


Огюст Левек (Auguste Leveque, 1866 – 1921, Бельгия)
Вакханалия (две картины)




В заключение — три картины с яркими и живописными эпизодами вакханалий.

Марк Габриэль Шарль Глейр (Marc Gabriel Charles Gleyre, 1806 — 1874, Швейцария)
Танец вакханок


Уильям Эдвард Фрост (William Edward Frost, 1810 – 1877, Британия)
Сцена Вакханалии


Фриц Цубер-Бюлер (Fritz Zuber-Buhler, 1822 – 1896, Швейцария)
Королева вакханок

На этом сегодняшняя юбилейная публикация завершается. Надеюсь, что я смогла передать уважаемым читателям праздничное, вакхическое настроение!

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх