Я очень люблю акварель – за лёгкость, прозрачность и воздушность. Акварели наполнены светом, цвета нежны и ненавязчивы. А ещё я очень ценю акварель за то, что работая в этом жанре, художник должен быть предельно сосредоточен: акварель не прощает ошибок. Это картину маслом можно писать 20 лет, переписывая десятки раз каждый фрагмент.
А акварель нужно писать сразу, ошибку не поправишь, замысел не изменишь. Я бы сравнил акварель с японскими хокку: три строчки вмещают в себя целый мир. Так и в акварели – небольшая работа может вмещать в себя целый мир.На страницах моего блога будут часто появляться акварелисты – и наши, и зарубежные, и современники, и представители предыдущих поколений. А начать решил с творчества шведского акварелиста Björn Bernström. Наверное, потому, что мне нравится Север – скупой на краски, суровый, но очень чувственный и выразительный. Его холод на поверхности. В душе – тепло…
Профессиональный шведский художник-акварелист Бьёрн Бернстрём (Björn Bernström) родился в 1966 году маленьком городке Хультсфреде. Этот городок известен своим ежегодным музыкальным фестивалем, собирающим до 32 000 человек. В разные годы на этом фестивале засветились такие музыканты, как Ozzy Osbourne, The Prodigy, Rammstein и многие другие звёзды рок- и поп сцены. Блин! В городке на 5 000 жителей приходится шесть (шесть, Карл!) сцен, вмещающих от 650 до 25 000 человек! Справочно: Летний амфитеатр, главная концертная площадка Славянского базара в Витебске, рассчитана на 6247 мест! Вы можете представить себе, скажем Россоны или Ушачи, которые проводят у себя фестиваль такого масштаба? Пусть даже народного танца? Я расстраиваюсь каждый раз, когда читаю о фестивалях, на которые съезжаются настоящие звёзды (а не Инны Афанасьевы и Филиппы Киркоровы) и десятки тысяч слушателей со всего мира, и которые проходят в таких маленьких, ничем особо не примечательных городках!
***
Но я отвлёкся от собственно художника. В 1994-1995 годах Бьёрн изучал искусство в Öland Skogsby и сразу выбрал для себя акварель как основной предмет. После того, как его работы на протяжении нескольких лет появлялись на разных выставках, другие художники-акварелисты начали просить Бьёрна поделиться свои мастерством. Через десять лет после окончания Школы, Бьёрн стал одним из самых востребованных преподавателей акварели в Швеции. Его регулярно приглашают проводить мастер-классы в Швеции, Норвегии, Дании, Финляндии, Исландии, Австралии, США, Италии, Великобритании и России. Его зовут даже в такие далёкие уголки земного шара, как Доминика и Тасмания.
Темы для своих работ Бьёрн находит у себя на родине. Чаще всего это северные ландшафты с их потрясающим светом. В отличие от южной Европы, где свет тёплый и туманный, свет в скандинавских странах острый и яркий. Довольно часто на своих картинах Björn Bernström изображает уединенные пустующие усадьбы в сельской местности. Люди редко на его работах появляются. Истории Бьёрну рассказывают именно заброшенные здания, не люди…
Но не только пустынные скандинавские ландшафты, овладели душой Бьёрна. Он очарован и городской средой. Посетив Чикаго, Бьёрн написал серию городских пейзажей, которые позже были выставлены Национальным акварельным обществом (Калифорния) в Культурцентре Muckenthaler, Лос-Анджелесе.
***
Техника работ Бьёрна отличается от традиционной акварельной техники. Вещи, которые часто преподаватели считают ошибками, он превратил в особенности своих работ. «Back-run», «blooms», «bleeds», «wash-outs» — это методы, которые Björn часто использует почти так же часто, как и кисть.
Стремясь создать свой собственный непринужденный и расслабленный стиль живописи, Бьёрн разработал несколько методов письма. Идеальные фотографические картины часто оставляют его равнодушным. Разумеется, его впечатляют технически опытные художники, но в работах его больше интересуют индивидуальный стиль и самовыражение.
На мастер-классах у Бьёрна Бернстрем часто нарушаются традиционные правила живописи. Сочетание острых деталей и свободного окружения. Это отличная возможность научиться рисовать без запретов или барьеров. Если вы хотите уйти от деталей живописи, то это курс для вас. Во время курса Бьёрн демонстрирует многие свои техники, в том числе и авторские. Он демонстрирует, как использовать свойства пигментов, чтобы получить образы растительности, кустарника, земли и переднего плана в пейзажной живописи. Бьёрн в своих работах использует много оттенков.
***
Сегодня Бьёрн – признанный мастер, у которого за плечами более 80 персональных выставок в Швеции и за рубежом. С 2014 года он является членом совета директоров Северного общества акварелистов, которое включает в себя мастеров из Швеции, Норвегии, Дании, Финляндии и Исландии.
Для этой публикации я выбрал два десятка работ. Для этого собрал по сети добрую сотню акварелей Бьёрна. Не уверен, что мне удалось отобрать лучшие. С другой стороны, они, на мой взгляд, дают достаточно неплохое представление о его творчестве. Пока писал статью, возникла мысль собрать все доступные в сети в приличном репродукции его работ и сделать цифровой альбом в pdf. Разумеется, если получу согласие автора!
Источник вольный перевод (с) Александр Зеневич
Сайт художника. На нём можно посмотреть расписание его мастер классов. Цена вопроса – примерно 800 у.е.
Вот несколько видео, на которых можно рассмотреть особенности работы Мастера:
Свежие комментарии