«Автопортрет» (1920)
Николая Ивановича Фешина чаще всего называют «художником двух континентов». Искусствоведы США прочно связывают мастерство художника прежде всего с Таосской школой (штат Нью-Мехико, США), правда, отдают должное также нью-йоркскому и калифорнийскому периоду его творчества. Однако многих ценителей живописи Николай Фешин в большей степени поражает своей «русскостью», «верностью глаза и поразительной силой чувства» художника, «проецирующего на зрителя формируемое в его душе вдохновение». Очень точно об удивительной атмосфере фешинского творчества сказал наш соотечественник С.Т. Коненков, знаменитый художник, скульптор и добрый знакомый Фешина: «Красота, заключенная в его полотнах, русский дух, не растраченный им до последних дней, сеют добро и добрые чувства и в Америке, и в Европе».
Николай Фешин - художник, мастер живописи и графики, представитель импрессионизма и модерна. Он родился в Казани 26 ноября (8 декабря) 1881 в семье владельца позолотно-столярной мастерской. Учился в Казанской художественной школе (1895-1900), а затем в петербургской Академии художеств (мастерская И.Е.Репина), которую окончил в 1909. Был членом «Товарищества передвижников». С 1909 жил в Казани и преподавал в местной художественной школе.
Николай Фешин автор динамичных по живописной лепке, красочных картин, посвященных быту народов Поволжья (Капустница, 1909, Научно-исследовательский музей Академии художеств, Петербург; Черемисская свадьба, 1908, Институт Карнеги, Питтсбург; Обливание, 1911, Музей изобразительных искусств Татарстана, Казань).
«Капустница»
Фешин становится Фешиным с создания в 1908 году принципиальных в его творчестве произведений - "Черемисская свадьба" и "Дама в лиловом".
«Черемисская свадьба»
«Дама в лиловом (портрет неизвестной)»
«Обливание»
С 1909 года Фешин начинает участвовать в международных выставках. "Я начал получать приглашения участвовать в международных выставках повсюду. В этот же год я получил приглашение на выставку в Институт Карнеги (Питсбург) и с этого момента началась моя связь с Америкой".
«Портрет художника К.М.Лепилова» (1909)
«Женский портрет» (1907)
Задачу композиционного портрета художник решает в "Даме в розовом": поза с ее спиралевидным движением вносит внутреннее напряжение.
«Дама в розовом (Портрет Н.Подбельской)» (1912)
«Рыжие волосы». (1914)
«Портрет студентки Маши Быстровой». (1917)
Импрессионистический раздельный мазок в его полотнах укрупнился, соединившись с масштабной ритмикой модерна, порой — с элементами протоэкспрессионизма (Бойня, 1910-е годы). Писал и портреты, проникновенно соединяющие острую экспрессию с живописностью (Варя Адоратская, 1914; Отец художника, 1918;).
«Отец художника»
«Портрет Е.М.Конуриной»(1917)
«Дама за маникюром (Портрет m-lle Жирмонд)» (1917)
Получив предложение преподавать в Нью-Йорке, уехал в США (1923). Отъезд Фешина в США был во многом подготовлен влиятельным американским коллекционером Уильямом С. Стиммелом, приобретшим еще до революции несколько работ Фешина. По некоторым данным в стиммеловской коллекции было более дюжины фешинских полотен. В 1921 году Фешин получает через представителей Американской администрации помощи (АРА) в Казани письмо от Стиммела, в которое были вложены деньги – в порядке помощи художнику в условиях разразившегося в Поволжье массового голода.
Портрет "Негритянка с апельсином" стал первой работой Фешина в Америке.
«Негритянка с апельсином»
В том же году проводит персональную выставку в Художественном институте Чикаго и участвует в выставке русских живописцев и скульпторов в Бруклинском музее. Его сразу признали и публика, и профессионалы – Фешин постоянно давал мастер-классы. Вскоре добился известности как портретист: частные заказы позволили отказаться от преподавания. Следующий, 1924 год, был крайне плодотворным. В течение этого времени были созданы знаменитые полотна «Мать и дочь» (собрание Х. Уильямс, США), портрет Д.Д. Бурлюка (Художественный музей, Санта-Фе), «Ия с дыней» (частная коллекция, США), ряд портретов Н.Н. Евреинова, В.П. Фокиной и других.
«Ия с дыней»
«Портрет Веры Фокиной»
«Русская певица (портрет Е.И. Хатаевой)»(1924)
Жена художника Александра была главной моделью для портретов, ню и в рисунке, и в живописи. И главной женщиной в его жизни. Вообще, семья для него была очень важна. Так же бессчетное число раз он писал отца и особенно дочь Ию с первого ее дня.
«Мать и дитя (Портрет А.Н.Фешиной с дочерью)» (1914)
«Александра Фешина с дочерью»
«Портрет Ии» (1923)
«Лето (портрет А.Н. Фешиной с дочерью Ией)»
«Ия» (1923—1926)
«Ия в кимоно» (Кон.1930-х)
«Ия Фешина»
Николай Фешин жил в Нью-Йорке, а с 1927 — в Таосе (шт. Нью-Мексико), где выстроил по собственному проекту дом-студию, украсив его «неофольклорной» резьбой. С 2002-го здесь располагаются фонд его имени и музей.
Из тридцати двух лет, которые Фешин прожил в США, в Таосе он провел около семи, но это оказался один из плодотворных и ярких периодов его творческой жизни в Америке.
С середины 1930-х годов Фешин много путешествует. Картины Фешина хорошо продавались, заказов было много, так всё и продолжалось до 1934 года, пока госпожа Фешина не решила бросить своего мужа. При разводе Фешин оставил жене дом и картины, а сам с дочерью (Ия осудила мать за этот поступок и осталась с отцом) переехал сначала в Нью-Йорк, а несколько позднее перебрался в Лос-Анджелес. Отец для Ии был всем миром. С матерью отношения были сложные. Ия была балериной. Окончив карьеру, занялась психотерапией танцами и преуспела. Вторую половину жизни она посвятила творчеству отца: организовывала выставки, выпустила книгу «Фешин строитель», публиковала воспоминания, давала интервью, консультировала писавших о Фешине, собирала информацию для каталога отцовских работ, собрала внушительный фешинский архив. После смерти матери дом в Таосе, построенный Николаем Фешиным, украшенный им потрясающей деревянной резьбой, превратила в музей, организовала институт Фешина. И, самое главное, ей удалось внести дом Фешина в Таосе в Национальный Реестр исторических мест США, что гарантирует сохранение облика здания при смене владельцев.
В 1936 году он шесть месяцев пробыл в Мексике, в 1938 году он был в Бали.
«Девочка с острова Бали» (1938)
«Храмовая танцовщица» (1938)
«Девочка с острова Бали» (После 1938)
Художник путешествовал по Японии, побывал на о.Ява. В поздний период переселился в район Лос-Анджелеса. Плодотворно работал в разных жанрах, оставив большой цикл ярких этнографических зарисовок, которые часто переводил в литографию. Имел сенсационный успех как светский портретист. Однако эти элегантные работы существовали как бы на обочине большого искусства, представляя цветистые наборы салонных комплиментов. Более серьезен и драматичен в образах людей искусства (портреты Д.Д.Бурлюка и его жены, 1923-1924, собрание наследников семьи Бурлюков, Хэмптон-Бейс, Лонг-Айленд, США).
Высшими достижениями в рисунке Фешина являются штудии обнаженной натуры, в которых он раскрывается как один из самых интересных мастеров своего времени, творчески развивавшим академические традиции.
Параллельно рисуночным штудиям в живописи у Фешина развивается жанр ню. Чувственная красота плотного, осязаемого тела, усложненность поз или взятых ракурсов проявляют виртуозность отточенного мастерства.
« Ню» (1920-е)
«Купальщица» (Не ранее 1913)
«Маргаритки»
Умер Фешин в Санта-Монике (ныне в составе Лос-Анджелеса) 5 октября 1955. В 1981 в его доме в Таосе был основан Институт Фешина — с музеем и образовательным центром.
В 1976 году Ия Фешина перезахоронила прах отца в Казани, а в 2011 году рядом с этой могилой перезахоронили и прах Ии Николаевны Фешиной.
«Ия в крестьянской рубахе». (1933)
Внучка художника - Никоэла Доннер. Девочка на портрете - её мать Ия Фешина-Бренхам.
«Подсолнухи»
«Маленький ковбой»
Эта картина является одним из самых блестящих портретов Николая Ивановича.
Образ ковбоя - это не просто дань американской среде. Он знал не понаслышке о жизни ковбоев, которые время от времени ему позировали.
Считается, что этот портрет Николай Иванович написал «в один присест», учитывая целостность и непосредственность, с которой он фиксирует в позе ребенка страсть к верховой езде и внутренний динамизм. Лошадь не видна, но её присутствие ощущается в плотно сжатых вожжах.
Художник полностью сосредоточен на образе мальчика. Он наслаждается кротким лицом и пухлыми губами. Яркие пятна джинсового комбинезона и красного шарфа приглушаются серым фоном. И это говорит о Фешине, как о потрясающем колористе, который может из трех основных цветов получить всё богатство вибрирующих оттенков игры со светом.
Он любил писать детские портреты. Его не пугали даже проблемы, возникающие при работе с юными натурщиками.
"Портрет Катеньки". (1912)
«Мальчик»
«Мальчик» (После 1936)
«Индейская девочка»
«Мануэлита» (После 1938)
«Мексиканская бабушка» (После 1936)
«Портрет Коненковой»
«Портрет Коненкова»
«Александра» (1927-1933)
«Ия» (Сер.1930-х)
"Я часто думаю о прожитом и прихожу к заключению,
что люди не должны покидать своей страны.
Весь духовный фундамент человека закладывается
с самого детства и растет вместе
с окружающим до самого конца.
В чужой стране он существует только физически,
находясь в постоянном одиночестве"
Н.И.Фешин
«Автопортрет».
...................
Источники.
http://www.taosartmuseum.org/fechin.html
http://www.maslovka.org/modules.php?name=Content&pa=showpage&pid=2779
http://graphic.org.ru/feshin.html
http://honeytn.blogspot.com/2013/09/blog-post.html
Графика:
http://ziggyibruni.livejournal.com/35996.html
Дом-музей Николая Фешина в Таосе:
http://www.admagazine.ru/inter/47959_dom-muzey-nikolaya-feshina-v-taose.php
Знаменитые люди Казани. Художник Н.И.Фешин
http://www.kazan-guide.ru/znamenitye-lyudi-kazani-xudozhnik-n-i-feshin/
http://www.ryltat.ru/v_mire_prek_feshin.htm
http://www.artsait.ru/art/f/feshin/art1.php?m=0
Музеи, Библиотеки & Архивы
http://www.pv-gallery.ru/author/1430/Feshin-N-I/
Самое большое собрание работ Николая Фешина, в основном включающее его дореволюционные работы, находится в Музее изобразительных искусств Татарстана (Художественная галерея «Хэзинэ» в Казанском Кремле).
(wikipedia.org)
Музеи: Государственный Русский музей (Санкт-Петербург), Государственная Третьяковская галерея (Москва), Козьмодемьянский историко-культурный музейный комплекс, Художественный музей Фрай (Сиэтл), Художественный музей Нью-Мексико (Санта-Фе), Музей американских индейцев и западного искусства Эйтельонга (Индианаполис).
Свежие комментарии