Последние комментарии

  • Маритта Кесич18 сентября, 1:45
    Возможно, он намеренно тривиален в композициях? Старые сюжеты и такое пронзительное чувство свежести...   Спасибо, Се..."Как стыдливо раскрыты пионы! Как шелка белоснежны, легки!..." Американский художник Dennis Perrin
  • Сергей 118 сентября, 1:17
    Сегодня мы имеем такое обилие цветочных натюрмортов ,что трудно кого либо удивить чем нибудь в этом жанре. Но этот ху..."Как стыдливо раскрыты пионы! Как шелка белоснежны, легки!..." Американский художник Dennis Perrin
  • Маритта Кесич18 сентября, 0:34
    Как стыдливо раскрыты пионы! Как шелка белоснежны, легки! Как блистателен взлёт окрылённой, Обнажённой девичьей руки!..."Как стыдливо раскрыты пионы! Как шелка белоснежны, легки!..." Американский художник Dennis Perrin

Художник двух континентов. Фешин Николай Иванович (1881 — 1955 г.г.).

«Автопортрет» (1920)

 

 

Николая Ивановича Фешина чаще всего называют «художником двух континентов». Искусствоведы США прочно связывают мастерство художника прежде всего с Таосской школой (штат Нью-Мехико, США), правда, отдают должное также нью-йоркскому и калифорнийскому периоду его творчества. Однако многих ценителей живописи Николай Фешин в большей степени поражает своей «русскостью», «верностью глаза и поразительной силой чувства» художника, «проецирующего на зрителя формируемое в его душе вдохновение».

Очень точно об удивительной атмосфере фешинского творчества сказал наш соотечественник С.Т. Коненков, знаменитый художник, скульптор и добрый знакомый Фешина: «Красота, заключенная в его полотнах, русский дух, не растраченный им до последних дней, сеют добро и добрые чувства и в Америке, и в Европе».

Николай Фешин -  художник, мастер живописи и графики, представитель импрессионизма и модерна. Он родился в Казани 26 ноября (8 декабря) 1881 в семье владельца позолотно-столярной мастерской. Учился в Казанской художественной школе (1895-1900), а затем в петербургской Академии художеств (мастерская И.Е.Репина), которую окончил в 1909. Был членом «Товарищества передвижников». С 1909 жил в Казани и преподавал в местной художественной школе.

Николай Фешин автор динамичных по живописной лепке, красочных картин, посвященных быту народов Поволжья (Капустница, 1909, Научно-исследовательский музей Академии художеств, Петербург; Черемисская свадьба, 1908, Институт Карнеги, Питтсбург; Обливание, 1911, Музей изобразительных искусств Татарстана, Казань).

«Капустница»

 

Фешин становится Фешиным с создания в 1908 году принципиальных в его творчестве произведений - "Черемисская свадьба" и "Дама в лиловом".

«Черемисская свадьба»

 

«Дама в лиловом (портрет неизвестной)»

 

«Обливание»

 

С 1909 года Фешин начинает участвовать в международных выставках. "Я начал получать приглашения участвовать в международных выставках повсюду. В этот же год я получил приглашение на выставку в Институт Карнеги (Питсбург) и с этого момента началась моя связь с Америкой".

«Портрет художника К.М.Лепилова» (1909)

 

«Женский портрет» (1907)

 

 

Задачу композиционного портрета художник решает в "Даме в розовом": поза с ее спиралевидным движением вносит внутреннее напряжение.

«Дама в розовом (Портрет Н.Подбельской)» (1912)

 

«Рыжие волосы». (1914)

 

«Портрет студентки Маши Быстровой». (1917)

 

Импрессионистический раздельный мазок в его полотнах укрупнился, соединившись с масштабной ритмикой модерна, порой — с элементами протоэкспрессионизма (Бойня, 1910-е годы). Писал и портреты, проникновенно соединяющие острую экспрессию с живописностью (Варя Адоратская, 1914; Отец художника, 1918;).

«Отец художника»

 

«Портрет Е.М.Конуриной»(1917)

 

«Дама за маникюром (Портрет m-lle Жирмонд)» (1917)

 

Получив предложение преподавать в Нью-Йорке, уехал в США (1923). Отъезд Фешина в США был во многом подготовлен влиятельным американским коллекционером Уильямом С. Стиммелом, приобретшим еще до революции несколько работ Фешина. По некоторым данным в стиммеловской коллекции было более дюжины фешинских полотен. В 1921 году Фешин получает через представителей Американской администрации помощи (АРА) в Казани письмо от Стиммела, в которое были вложены деньги – в порядке помощи художнику в условиях разразившегося в Поволжье массового голода. 

 

 Портрет "Негритянка с апельсином" стал первой работой Фешина в Америке.

«Негритянка с апельсином»

 

В том же году проводит персональную выставку в Художественном институте Чикаго и участвует в выставке русских живописцев и скульпторов в Бруклинском музее. Его сразу признали и публика, и профессионалы – Фешин постоянно давал мастер-классы. Вскоре добился известности как портретист: частные заказы позволили отказаться от преподавания. Следующий, 1924 год, был крайне плодотворным. В течение этого времени были созданы знаменитые полотна «Мать и дочь» (собрание Х. Уильямс, США), портрет Д.Д. Бурлюка (Художественный музей, Санта-Фе), «Ия с дыней» (частная коллекция, США), ряд портретов Н.Н. Евреинова, В.П. Фокиной и других.

«Ия с дыней»

 

«Портрет Веры Фокиной»

 

«Русская певица (портрет Е.И. Хатаевой)»(1924)

 

 Жена художника Александра была  главной моделью для портретов, ню и в рисунке, и в живописи. И главной женщиной в его жизни. Вообще, семья для него была очень важна. Так же бессчетное число раз он писал отца и особенно дочь Ию с первого ее дня.

«Мать и дитя (Портрет А.Н.Фешиной с дочерью)» (1914)

 

«Александра Фешина с дочерью»

 

«Портрет Ии» (1923)

 

 

«Лето (портрет А.Н. Фешиной с дочерью Ией)»

 

«Ия» (1923—1926)

 

«Ия в кимоно» (Кон.1930-х)

 

«Ия Фешина»

 

Николай Фешин  жил в Нью-Йорке, а с 1927 — в Таосе (шт. Нью-Мексико), где выстроил по собственному проекту дом-студию, украсив его «неофольклорной» резьбой. С 2002-го здесь располагаются фонд его имени и музей.

Из тридцати двух лет, которые Фешин прожил в США, в Таосе он провел около семи, но это оказался один из плодотворных и ярких периодов его творческой жизни в Америке.

С середины 1930-х годов Фешин много путешествует.
Картины Фешина хорошо продавались, заказов было много, так всё и продолжалось до 1934 года, пока госпожа Фешина не решила бросить своего мужа. При разводе Фешин оставил жене дом и картины, а сам с дочерью (Ия осудила мать за этот поступок и осталась с отцом) переехал сначала в Нью-Йорк, а несколько позднее перебрался в Лос-Анджелес.  Отец  для Ии был всем миром. С матерью отношения были сложные. Ия была балериной. Окончив карьеру, занялась психотерапией танцами и преуспела. Вторую половину жизни она посвятила творчеству отца: организовывала выставки, выпустила книгу «Фешин строитель», публиковала воспоминания, давала интервью, консультировала писавших о Фешине, собирала информацию для каталога отцовских работ, собрала внушительный фешинский архив. После смерти матери дом в Таосе, построенный Николаем Фешиным, украшенный им потрясающей деревянной резьбой, превратила в музей, организовала институт Фешина. И, самое главное, ей удалось внести дом Фешина в Таосе в Национальный Реестр исторических мест США, что гарантирует сохранение облика здания при смене владельцев.

 

В 1936 году он шесть месяцев пробыл в Мексике, в 1938 году он был в Бали.

«Девочка с острова Бали» (1938)

 

«Храмовая танцовщица» (1938)

 

«Девочка с острова Бали» (После 1938)

 

Художник путешествовал по Японии, побывал на о.Ява. В поздний период переселился в район Лос-Анджелеса. Плодотворно работал в разных жанрах, оставив большой цикл ярких этнографических зарисовок, которые часто переводил в литографию. Имел сенсационный успех как светский портретист. Однако эти элегантные работы существовали как бы на обочине большого искусства, представляя цветистые наборы салонных комплиментов. Более серьезен и драматичен в образах людей искусства (портреты Д.Д.Бурлюка и его жены, 1923-1924, собрание наследников семьи Бурлюков, Хэмптон-Бейс, Лонг-Айленд, США).

 

Высшими достижениями в рисунке Фешина являются штудии обнаженной натуры, в которых он раскрывается как один из самых интересных мастеров своего времени, творчески развивавшим академические традиции.

 

Параллельно рисуночным штудиям в живописи у Фешина развивается жанр ню. Чувственная красота плотного, осязаемого тела, усложненность поз или взятых ракурсов проявляют виртуозность отточенного мастерства.

« Ню» (1920-е)

 

«Купальщица» (Не ранее 1913)

 

«Маргаритки»

 

Умер Фешин в Санта-Монике (ныне в составе Лос-Анджелеса) 5 октября 1955. В 1981 в его доме в Таосе был основан Институт Фешина — с музеем и образовательным центром.

В 1976 году Ия Фешина перезахоронила прах отца в Казани, а в 2011 году рядом с этой могилой перезахоронили и прах Ии Николаевны Фешиной.

«Ия в крестьянской рубахе». (1933)

 

Внучка художника - Никоэла Доннер. Девочка на портрете - её мать Ия Фешина-Бренхам.

 

 

«Подсолнухи»

 

«Маленький ковбой»

Эта картина является одним из самых блестящих портретов Николая Ивановича.

Образ ковбоя - это не просто дань американской среде. Он  знал не понаслышке о жизни ковбоев, которые время от времени ему позировали.

Считается, что этот портрет Николай Иванович написал «в один присест», учитывая целостность и непосредственность, с которой он фиксирует в позе ребенка страсть к верховой езде и внутренний динамизм. Лошадь не видна, но её присутствие ощущается в плотно сжатых вожжах.
Художник полностью сосредоточен на образе мальчика. Он наслаждается кротким лицом и пухлыми губами. Яркие пятна джинсового комбинезона и красного шарфа приглушаются серым фоном. И это говорит о Фешине, как о потрясающем колористе, который может из трех основных цветов получить всё богатство вибрирующих оттенков игры со светом.

 

Он любил писать детские портреты. Его не пугали даже проблемы, возникающие при работе с юными натурщиками.

"Портрет Катеньки". (1912)

 

«Мальчик»

 

«Мальчик» (После 1936)

 

«Индейская девочка»

 

«Мануэлита» (После 1938)

 

«Мексиканская бабушка» (После 1936)

 

«Портрет Коненковой»

 

«Портрет Коненкова»

 

«Александра» (1927-1933)

 

«Ия» (Сер.1930-х)

 

"Я часто думаю о прожитом и прихожу к заключению,
что люди не должны покидать своей страны. 
Весь духовный фундамент человека закладывается 
с самого детства и растет вместе
с окружающим до самого конца. 
В чужой стране он существует только физически, 
находясь в постоянном одиночестве"
Н.И.Фешин

 

 «Автопортрет».

 

 

...................

Источники.

http://www.fechin.com/

http://www.taosartmuseum.org/fechin.html

 http://www.maslovka.org/modules.php?name=Content&pa=showpage&pid=2779

http://graphic.org.ru/feshin.html

http://honeytn.blogspot.com/2013/09/blog-post.html

 Графика:

http://ziggyibruni.livejournal.com/35996.html

Дом-музей Николая Фешина в Таосе:

http://www.admagazine.ru/inter/47959_dom-muzey-nikolaya-feshina-v-taose.php

Знаменитые люди Казани. Художник Н.И.Фешин

http://www.kazan-guide.ru/znamenitye-lyudi-kazani-xudozhnik-n-i-feshin/

 http://www.ryltat.ru/v_mire_prek_feshin.htm

 http://www.artsait.ru/art/f/feshin/art1.php?m=0

 

 

Музеи, Библиотеки & Архивы

http://www.pv-gallery.ru/author/1430/Feshin-N-I/

 Самое большое собрание работ Николая Фешина, в основном включающее его дореволюционные работы, находится в Музее изобразительных искусств Татарстана (Художественная галерея «Хэзинэ» в Казанском Кремле).

(wikipedia.org) 

Музеи: Государственный Русский музей (Санкт-Петербург), Государственная Третьяковская галерея (Москва), Козьмодемьянский историко-культурный музейный комплекс, Художественный музей Фрай (Сиэтл), Художественный музей Нью-Мексико (Санта-Фе), Музей американских индейцев и западного искусства Эйтельонга (Индианаполис).

 

'

Популярное

))}
Loading...
наверх