На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Искусство

72 075 подписчиков

Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 152.



Приступаем к глобальному, практически — энциклопедическому ознакомлению с творчеством художников Франции последних двух веков в тематике обнажённой натуры. Чтобы читатель не утомился от одной Франции, я через каждые... ну, скажем... четыре «французских» поста буду перемежать их, например, российской тематикой или, может быть, рубрикой «ретроспектива».

Франции будет много, предупреждаю сразу — более 30 публикаций. Потом будут Италия, Испания, Англия, Америка — но это потом. А пока...

152. Франция-V



Вся огромная когорта французских художников будет преподноситься заинтересованным читателям в уже ставшим традиционным и вполне оправданном порядке: по старшинству, то есть, по возрастанию годов их рождения. Временные границы творчества французов, которых я хочу вам представить, начинаются со стыка XVIII и XIX веков. В сегодняшней, первой в новой парадигме публикации по Франции вы увидите работы художников, родившихся ещё в веке XVIII, в 1700-е годы, но пик их творчества пришёлся всё же на XIX век.

Начинаем. В связи с тем, что вступительная часть сегодня необычно большая, до ката будет только одна картина. Но — тем не менее — начинаем!

Мари-Элизабет-Луиза Виже-Лебрён (Elisabeth-Louise Vigee-Le Brun, 1755 — 1842)
Вакханка


Юнона, одалживающая пояс у Венеры


Непререкаемая Добродетель


Паоло Малатеста и Франческа да Римини

Там ситуация была такая: Франческа да Римини реально жила в 1300-е годы. Девушка принадлежала к одному из самых знатных семейств Италии. Папаша посватал её к немолодому и суровому Джакомо Малатеста, которого она напрочь не любила, но зато воспылала чувствами к его младшему брату Паоло. Кончилось там всё плохо: обманутый муж их разоблачил и обоих зарезал. Но зато их трагическая судьба запечатлена в произведениях литературы, живописи, музыки и кино, и в результате Франческа да Римини стала одним из вечных образов в европейской культуре.
Портрет молодой дамы в образе Флоры



Анн-Луи Жироде-Триозон (Anne-Louis Girodet de Roucy-Trioson, 1767—1824)
Несмотря на имя, начинающееся с «Анн», и в отличие от первого персонажа нашего французского экскурса, этот художник был всё же мужчиной. Дополнительно про него можно сказать, что он был еще и писателем, и поэтом, и переводчиком с античных языков.
Аврора


Психея

На истории Психеи придётся остановиться подробно, тем более, что в этом посте она будет фигурировать ещё трижды, а дальше — ещё больше. Психея была младшей дочерью некоего царя, и была она столь хороша собой, что весь народ восторгался её красотой, сравнивая её с самой Афродитой, причём не в пользу последней. Прослышав про такое, Афродита разгневалась и решила проучить выскочку. У Афродиты был сын Эрот, он же Амур — по части любовных дел он был первым мастером и все «амурные» дела находились в его ведении. Разозлённая Афродита призвала сына, показала ему Психею и сказала — ну-ка, мол, сынок, сделай так, чтоб девка эта воспылала любовью к самому отвратительному в этом мире существу. Амур сказал «ага», а сам, приглядевшись к девушке, решил, что не будет он исполнять мамашин приказ, а сделает по-своему. Внешне — для Афродиты — он, вроде бы, выполнил её условия, натравив на Психею якобы какое-то чудище и заставив влюбиться бедную девчонку в него — а на самом деле в образе чудища выступал сам Амур-Эрос.

Вроде бы у них там всё даже и срослось, но условием Амура было, чтоб Психея ни в коем случае не смотрела ему в лицо — мол, я страшное чудище, и ты разочаруешься, и любви нашей придёт конец. Но Психея не выдержала — как-то Амур, видимо, перебрав амброзии, смачно храпел, и она зажгла свечу, чтобы осветить его лицо — и вдруг вместо анонсированного чудища увидела самого прекрасного юношу на свете — ещё бы, сын самой Афродиты — и бедная Психея так была потрясена, что рука её дрогнула, и воск со свечи капнул на лицо Эроса и обжёг его. Амур, он же Эрос, вскочил с криком «Что за $& твою мать!!!» — и улетел в неведомые дали. На самом деле он полетел к мамке, Афродите-Венере, которая его выхаживала и лечила ему ожог. Бедняжка Психея, сообразив, кто её прессует, всё же пересилила себя и обратилась к Афродите за помощью — мол, возврати мне твоего возлюбленного мною сына — а коварная богиня начала, буквально, над девушкой глумиться — то разбери кучу зерна по сортам, то постриги бешеных овец, а то и вовсе — иди в подземное царство к самому Аиду и попроси у Прозерпины, она же, если что, Персефона — ящик с волшебными притираниями и принеси его мне, тогда ещё, может, я с тобой и буду говорить.

Несчастная Психея вынуждена была с риском для жизни выполнять все немыслимые приказания сумасбродной потенциальной свекрови, но в какой-то момент Амур, он же Эрот, или Эрос оклемался от ожога, разобрался в происходящем, понял, что с его мамашей бесполезно договариваться и рискнул обратиться в самую высшую инстанцию — к Зевсу. Тот, будучи, мягко говоря, не чуждым к разного рода адюльтерным похождениям и приключениям, благосклонно отнёсся к сыну его то ли сестры, то ли даже дочери — в любом случае, близкой родственницы и его любовным переживаниям. Зевс отдельным указом приобщил Психею к сонму богов и дал согласие на брак Амура и Психеи. Так что там всё закончилось максимально хорошо. Уже в новом своём статусе Психея стала представляться в образе бабочки или девушки с крыльями бабочки, что и изображено на картине Жирорде-Триозона.
Мадемуазель Ланже в образе Венеры


Пигмалион и Галатея

Ну, эта-то история хорошо известна — как скульптор влюбился в изваяние и оживил его своей любовью...


Пьер Нарсис Герен (Pierre-Narcisse Guerin, 1774 — 1833)
Портрет молодой девушки (дочери художника)


Сафо на Левкадской скале

Иллюстрация легенды о любви поэтессы Сафо к юному Фаону.
Запечатлен момент, когда убитая горем Сафо, покинутая Фаоном, сидит на Левкадской скале и задумывается о самоубийстве.

Аврора и Кефал

Иллюстрация к книге 7 «Метаморфоз» Овидия, где рассказывается история Кефала,
в которого влюбилась богиня утренней зари Аврора (Эос), да и похитила его...

Морфей и Ирида

Художник здесь не иллюстрировал какое-либо конкретное мифологическое сказание.
На картине богиня радуги Ирида на облаке спускается к богу сна Морфею.


Луи Эрсан (Louis Hersent, 1777 — 1860)
Пандора в лесном пейзаже

Пандора — первая женщина, она была создана по велению Зевса в наказание людям за похищение для них Прометеем огня. До этого женский пол был только у богинь. Зевс дал Пандоре ящик, строго запретив его открывать. Любопытная Пандора, конечно же, его открыла, и оттуда разлетелись беды и несчастья, а в ящике осталась только надежда...
Психея

Ну вот, опять Психея. Сейчас воском капнет на беднягу Амура...

Соловей


Две купальщицы


Дафнис и Хлоя

Дафнис и Хлоя — герои пасторального романа Лонга, древнегреческого писателя и поэта предположительно II века нашей эры. В эпоху Возрождения роман был переведен на французский язык. Сюжет стал очень популярным: по его мотивам созданы опера, балет, несколько экранизаций.
Дафнис вынимает занозу из ноги Хлои

Между прочим, Дафнису, по оригинальному тексту, было 15 лет, а Хлое — 13...


Жан Огюст Доминик Энгр (Jean Auguste Dominique Ingres, 1780 — 1867)
Большая купальщица


Малая купальщица


Маленькая купальщица


Купальщица


Большая одалиска


Дремлющая одалиска


Одалиска и рабыня


Турецкие бани


Венера Анадиомена

Анадиомена — эпитет богини Афродиты (Венеры), рождающейся из морской пены и выходящей на сушу.

Венера в Пафосе


Отдыхающая Венера


Зевс и Фетида

Про Зевса и Фетиду — здесь.

Юпитер и Антиопa

Про Юпитера (Зевса) и Антиопу — здесь.

Эдип и сфинкс

Эдип освободил Фивы от Сфинкса, разгадав его загадку, за что жители Фив избрали его царём.

Персей и Андромеда

Про Персея и Андромеду — здесь.

Пленённая Анжелика

Анжелика и Руджеро — персонажи «Неистового Роланда», романтической эпической поэмы итальянского поэта Ариосто (1474 — 1533), повествующей о войне христиан с сарацинами во времена правления Карла Великого. Их история почти в точности повторяет древнегреческий миф о Персее и Андромеде.
Руджеро, освобождающий Анжелику


Женщина с тремя руками (этюд)


Источник



Жорж Руже (Georges Rouget, 1781 — 1869)
Амур и Психея перед Венерой

Знакомые всё лица...

Александр Шарль Гийемо (Alexandre Charles Guillemot, 1786 – 1831)
Дух колодца


Любовь Акида и Галатеи

Про Галатею и Акида здесь.

Марс и Венера, застигнутые Вулканом

Однажды Венера изменила своему мужу Вулкану с молодым богом войны Марсом.
Но влюбленные были пойманы в сеть ревнивым мужем и выставлены на посмешище созванным богам.


Франсуа-Эдуар Пико (Francois Edouard Picot, 1786 — 1868)
Амур и Психея

Опять они!

Леда и лебедь

Про Леду и Зевса, притворившегося лебедем — здесь.

Леда и лебедь


Дама в будуаре


Одалиска



Раймон Монвуазен (Raymond Auguste Quinsac Monvoisin, 1790 – 1870)
Одалиска


Каллироя

Имя Каллироя имели многие персонажи древнегреческой мифологии.
Какую из Каллирой изобразил здесь художник — понять трудно.


Телемах и Евхариса

Телемах — вообще-то сын Одиссея. Но история любви Телемаха и Евхарисы взята не из греческой мифологии,
а из романа французского писателя Фенелона «Приключения Телемаха», написанного в 1699 году.


Теодор Жерико (Jean-Louis-Andre-Theodore Gericault, 1791 — 1824)
Трое любовников


Александр-Жан Дюбуа-Драоне (Alexandre-Jean Dubois-Drahonet, 1791 – 1834)
Обнаженная женщина



Жан-Батист Камиль Коро (Jean-Baptiste Camille Corot, 1796 — 1875)
Нимфа, играющая с Амуром


Венера подрезает крылья Купидону


Купающаяся Венера


Купающаяся Диана


Юная купальщица, лежащая на траве у пруда


Молодая женщина, лежащая на траве


Молодая женщина среди зелени


Источник


Отдых


Вакханка в пейзаже


Вакханка и леопард


Вакханка у моря


Пробуждение любви


Молитва Магдалины


Портрет женщины


Сидящая полуобнажённая женщина


Сидящий молодой мужчина


Мариэтта


Читающая Мадлен


Туалет



Поль Деларош (Paul Delaroche, или Hippolyte Delaroche, 1797 — 1856)
Молодая девушка у фонтана в Помпеях


Жозеф Дезире Кур (Joseph Desire Court, 1797 — 1865)
Нимфа и бог реки Скамандр



Фердинан Виктор Эжен Делакруа (Ferdinand Victor Eugene Delacroix, 1798 — 1863)
Лежащая одалиска, или женщина с попугаем


Одалиска


Одалиска


Одалиска, лежащая на диване


Обнаженная на диване


Обнаженная девушка и камердинер


Лежащая обнаженная


Лежащая обнаженная


Одалиска у окна


Мадемуазель Роза


Мадемуазель Роза


Мадемуазель Роза со спины


Андромеда

Про Персея и Андромеду — здесь.

Персей и Андромеда


Ромео и Джульетта в склепе Капулетти


Сусанна в купальне

Про Сусанну и старцев — здесь.

Диана и Актеон

Про Диану (Артемиду) и Актеона — здесь.

Спящая вакханка


Аспасия

Аспасия — возлюбленная Перикла, знаменитого греческого оратора и полководца.

Марпесса

Марпесса — внучка Ареса (Марса), дочь царя Евена. Отвергла ухаживания Аполлона, предпочтя ему смертного юношу.

Натчез

Натчез — племя североамериканских индейцев.

Луи Орлеанский, демонстрирующий свою любовницу

«Людовик, герцог Орлеанский ... был великим повесою и любил совращать знатных придворных дам. Переспавши с одною из них, наутро принял он у себя в спальне ее мужа, явившегося засвидетельствовать герцогу свое почтение; накрыв голову дамы простынею, он обнажил все ее тело и, позволив мужу разглядывать и даже трогать его (отнюдь не видя лица), настойчиво спрашивал, нравится ли тому сия прекрасная незнакомка; муж был поражен красотою ее тела; наконец герцог милостиво отпустил его, и бедолага удалился, так и не узнав, что любовался собственною женой»...
(Пьер де Брантом, хронист придворной жизни времён Екатерины Медичи)
Утренний туалет


Купальщицы



Жан Альфонс Роэн (Jean Alphonse Roehn, 1799 — 1864)
Туалет молодой дамы


Пробуждение

Картинами Жана Роэна, родившегося в 1799 году, мы завершаем пятую часть французского обзора, она же первая в новой концепции проекта. В следующей публикации будут уже художники, родившиеся в 1800 году и позже. Увидимся!
[]

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх