Вся живопись Айвазовского - здесь
"Рожденный смертным, оставил по себе бессмертную память" - Мовсес Хоренаци.
Известного английского мариниста У. Тёрнера, побывавшего в Риме в 1842 году, настолько потрясли картины И. Айвазовского («Штиль на море» и «Буря»), что он посвятил ему стихотворение:
Великий художник!
Прости меня за ошибку мою,
когда я принял за действительность картину твою,
но настолько очаровательна работа твоя,
что восторг овладел мною и до сих пор не покидает меня.
Искусство твоё высоко и монументально и не оставляет никаких сомнений,
что тебя вдохновляет гений.(Стихотворная обработка дословного перевода с английского:Иосэф Меерович,Израиль)
Портрет И. Айвазовского работы А. Тыранова (1841)
Ива́н Константи́нович Айвазо́вский (арм. Հովհաննես Կոնստանդինեսի Այվազյան — Ованнес Айвазян; 17 [29] июля 1817 года — 19 апреля [2 мая] 1900 года) — всемирно известный русский художник-маринист, баталист, коллекционер, меценат.
Наиболее выдающийся художник армянского происхождения XIX века. Брат армянского историка и архиепископа ААЦ Габриэла Айвазовского.
Портрет брата художника Габриэла Айвазяна. 1883
Иван (Ованес) Константинович Айвазовский родился в Феодосии. Предки Айвазовского в XVIII веке переселились из Западной (Турецкой) Армении на юг Польши. В начале XIX века торговец Константин (Геворг) Гайвазовский перебрался из Польши в Феодосию.
Портрет жены художника Анны Бурназян. 1882
О своём происхождении сам И. К. Айвазовский вспоминал однажды, в кругу своей семьи, следующее интересное и вполне, стало быть, достоверное предание. Приведённый здесь рассказ первоначально записан с его слов и хранится в семейных архивах художника.
«Я родился в городе Феодосии в 1817 году, но настоящая родина моих близких предков, моего отца, была далеко не здесь, не в России. Кто бы мог подумать, что война — этот бич всеистребляющий, послужила к тому, что жизнь моя сохранилась и что я увидел свет и родился именно на берегу любимого мною Чёрного моря. А между тем это было так. В 1770 году русская армия, предводительствуемая Румянцевым, осадила Бендеры. Крепость была взята, и русские солдаты, раздражённые упорным сопротивлением и гибелью товарищей, рассеялись по городу и, внимая только чувству мщения, не щадили ни пола, ни возраста.»
«В числе жертв их находился и секретарь бендерского паши. Поражённый смертельно одним русским гренадером, он истекал кровью, сжимая в руках младенца, которому готовилась такая же участь. Уже русский штык был занесён над малолетним турком, когда один армянин удержал карающую руку возгласом: „Остановись! Это сын мой! Он христианин!“ Благородная ложь послужила во спасенье, и ребёнок был пощажен. Ребёнок этот был отец мой. Добрый армянин не покончил этим своего благодеяния, он сделался вторым отцом мусульманского сироты, окрестив его под именем Константина и дал ему фамилию Гайвазовский, от слова Гайзов, что на турецком языке означает секретарь.
Прожив долгое время со своим благодетелем в Галиции, Константин Айвазовский поселился, наконец, в Феодосии, в которой он женился на молодой красавице-южанке, тоже армянке, и занялся первое время удачно торговыми операциями».
Видео: Биография
На смерть Александра III. 1894. Национальная картинная галерея им. И.К.Айвазовского. Феодосия. Украина
Портрет бабушки
aivazovsky-with-friends-1893
Портрет А.Халибяна, городской главы Нового Нахичевана. 1862
Автопортрет 1874
Портрет Лорис-Меликова. 1888
Католикос Хримян в окрестностях Эчмиадзина. 1896
Портрет И.Х. Лазарева. 1851
Портрет сенатора Александра Ивановича Казначеева (1788-1880), предводителя дворянства Таврической губернии. 1848
Автопортрет 1892
Последние дни жизни.
Могила И. К. Айвазовского около армянской церкови Сурб-Саркис, Феодосия, Крым
Художник умер 2 мая 1900 года в Феодосии, в возрасте восьмидесяти двух лет.
Перед самой смертью Айвазовский написал картину, которая называется «Морской залив», а в последний день жизни начал писать картину «Взрыв турецкого корабля», которая осталась незаконченной.
Так описан последний день на сайте Феодосийской картинной галереи им. И. К. Айвазовского:
Утром 19 апреля (2 мая) 1900 года художник привычно устроился за мольбертом в своей феодосийской мастерской. На подрамнике небольшого размера был натянут чистый холст. Айвазовский решил осуществить свое давнее желание — еще раз показать один из эпизодов освободительной борьбы греческих повстанцев с турками. Для сюжета живописец избрал реальный факт — героический подвиг бесстрашного грека Константина Канариса, взорвавшего турецкий адмиральский корабль у острова Хиос. В течение дня художник почти закончил работу.
Глубокой ночью, во время сна, внезапная смерть оборвала жизнь Айвазовского. Незаконченная картина «Взрыв корабля» так и осталась на мольберте в мастерской художника, дом которого в Феодосии превращен в музей.
Высокую оценку творчеству художника давали многие его современники, а художник И.Н. Крамской писал: "...Айвазовский, кто бы и что ни говорил, есть звезда первой величины во всяком случае и не только у нас, а в истории искусства вообще..."
Айвазовский похоронен в Феодосии, в ограде средневековой армянской церкви Сурб Саркис (Святого Саркиса).
В 1903 году вдова художника установила мраморное надгробие в форме саркофага из цельного блока белого мрамора, автором которого является итальянский скульптор Л. Биоджоли. На древнеармянском языке написаны слова армянского историка Мовсеса Хоренаци: «Рожденный смертным, оставил по себе бессмертную память».
Интересные факты:
В 1888 году И. К. Айвазовского посетил А. П. Чехов.
"22 июля, Феодосия. Вчера я ездил в Шах-Мамай, именье Айвазовского, за 25 верст от Феодосии. Именье роскошное, несколько сказочное; такие имения, вероятно, можно видеть в Персии. Сам Айвазовский, бодрый старик лет 75, представляет из себя помесь добродушного армяшки с заевшимся архиереем; полон собственного достоинства, руки имеет мягкие и подает их по-генеральски. Недалек, но натура сложная и достойная внимания. В себе одном он совмещает и генерала, и архиерея, и художника, и армянина, и наивного деда, и Отелло. Женат на молодой и очень красивой женщине, которую держит в ежах. Знаком с султанами, шахами и эмирами. Писал вместе с Глинкой «Руслана и Людмилу». Был приятелем Пушкина, но Пушкина не читал. В своей жизни он не прочел ни одной книги. Когда ему предлагают читать, он говорит: «Зачем мне читать, если у меня есть свои мнения?» Я у него пробыл целый день и обедал."
Прощание Пушкина с морем. Картина исполнена И. К. Айвазовским совместно с И. Е. Репиным, 1877
А.С. Пушкин на берегу Черного моря 1897
Часто приезжая к своему брату Габриэлю на остров Св. Лазаря, Айвазовский постоянно останавливался в комнате поэта Джорджа Байрона, который также приезжал сюда для изучения армянского языка.
byron-visiting-mhitarists-on-island-of-st-lazarus-in-venice-1899
russian-squadron-on-the-raid-of-sevastopol-1846.
chumaks-leisure-1885
winter-scene-in-little-russia-1868
ox-cart-crossing-a-flooded-plain-1897
chumaks-in-little-russia
travel-of-poseidon-by-sea-1894
Потоп 1864
dejection-of-noah-from-mountain-ararat-1889
Предательство Иуды. 1834
the-ruins-of-pompeii-1889
the-wedding-of-the-poet-in-ancient-greece-1886
passage-of-the-jews-through-the-red-sea-1891
little-russian-ox-cart-in-winter-1866
jesus-walks-on-water-1888
explosion-of-arkadion-monastery-on-crete-in-1866-1867
coffee-house-by-the-ortaköy-mosque-in-constantinople-1846
boat-ride-by-kumkapi-in-constantinople-1846
Крещение армянского народа. Григор-просветитель (IV в.)
Клятва перед Аварайской битвой
jesus-walks-on-water-1888
shipwreck-of-lefort-1858.
Биографию можно почитать - здесь: Цитата сообщения Alexandra-VictoriaПрочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
Иван Константинович Айвазовский (1817-1900) | "Рожденный смертным, оставил по себе бессмертную память" - Мовсес Хоренаци. ПортретноЖанровое. (часть-1)
Художник Иван Константинович Айвазовский. Портретно-Жанровое...
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться
Свежие комментарии