Искусство

72 006 подписчиков

Свежие комментарии

Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 166.

Напомню, что соцреализм как метод в культуре и искусстве был призван эстетически выразить концепцию мира и нового человека, принятую за основу при построении коммунизма в СССР. И главные принципы этого метода — народность, идейность и конкретность. Символизм, абстракции, всяческий модернизм и прочие буржуазные штучки — не приветствовались. Равно как и безыдейность. Но тем не менее, в советский период работали и творили художники, не придерживавшиеся критериев соцреализма.

166. Россия: параллельно с соцреализмом

Критически настроенный читатель может выразить сомнения: мол, почему ты Дейнеку и Самохвалова причислила к соцреалистам, а Тырсу, Лебедева и Кравченко — нет? Отвечу: именно потому, что персонажи картин и Дейнеки, и Самохвалова (они были в первой части соцреалистического обзора) соответствуют критериям метода соцреализма, а у художников, не попавших в эту категорию — ни разу. То есть, герои и героини произведений из сегодняшней подборки не содержат в себе концепции нового человека коммунистического будущего. Их мог изобразить художник совсем не обязательно советский. Хотя первый из представленных сегодня художников — Николай Андреевич Тырса (1887 — 1942), действительно, во многом близок и Дейнеке, и Самохвалову, и другим коллегам из довоенных времён, кого принято считать соцреалистами.



Николай Андреевич Тырса был известен в основном как блестящий книжный иллюстратор, но он был не чужд и иным сюжетам, в чём нам предстоит сейчас убедиться.

Обнаженная натурщица (Сидящая модель), 1937
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 166.

Любовники, 1930-e
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 166.

Натурщица с косынкой на шее, 1930-е годы
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 166.

Обнаженная модель со спины. 1934
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 166.

В кресле
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 166.

Утро молодой девушки
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 166.

Уснувшие натурщицы
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 166.

Обнаженная девушка
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 166.

Обнаженная натурщица с книгой, 1934
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 166.

Модель на зеленом фоне, 1933
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 166.

Лежащая обнаженная, 1910-е
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 166.

Обнаженная, 1920
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 166.

Сон
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 166.

Обнаженная на пляже в Сочи, 1937
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 166.

На курорте
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 166.

Сидящая натурщица на красном, 1937
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 166.

Модель, 1932
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 166.

Отдых
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 166.


Артур Владимирович Фонвизин (1882 — 1973)
Художник-акварелист, в основном писал пейзажи и портреты театральных актрис. В 1937 году был причислен прессой к главарям «шайки формалистов» («три Ф»: Фальк, Фаворский, Фонвизин), но тогда обошлось без серьёзных последствий. Но в 1943 году был всё же сослан в Казахстан из-за немецких корней. После войны был вполне благополучным советским художником — много выставлялся, преподавал в МАрхИ, получил звание «Заслуженный художник РСФСР».
Обнаженная
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 166.

Портрет жены, 1933
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 166.

Обнаженная Портрет Аллы Беляковой - 1950-е годы
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 166.
Алла Белякова — ученица Фонвизина и, можно сказать, хранительница его памяти.


Мария Владимировна Ломакина (1896 — 1964)
Выпускница Питерской Академии художеств, ученица Петрова-Водкина. В 1931 году Мария Ломакина была командирована Наркомпросом в Крым (где она, к слову, родилась и выросла) для работы над темой «На табачных плантациях», с целью изобразить труд табаководов, а заодно и виноградарей в традициях соцреализма. Мария написала в Крыму много портретов и пейзажей, в том числе изобразила тружеников табачных и виноградных плантаций, но командировочное задание она выполнила лишь частично — большое полотно в духе соцреализма, посвященное сельскому хозяйству, так и осталось на уровне эскизов. Не дался художнице новый метод. Ну — и не стали её после этого привлекать к какому-либо официозу. Мария Ломакина вместе с мужем-скульптором поселилась в Загорске (ныне Сергиев Посад), где работала в институте игрушки — сейчас бы сказали, что дизайнером, но тогда это называлось как-то по-другому, писала пейзажи и преподавала рисунок в Абрамцевском художественно-промышленном училище.
Два натурщика
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 166.

Модель с куросом
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 166.

Натюрморт с зеркалом
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 166.


Алексей Ильич Кравченко (1889 — 1940)
Кравченко в советский период его жизни был известен прежде всего как график и книжный иллюстратор. На этом поприще он снискал официальное признание — его отпускали на зарубежные выставки в Италию, Францию и США; он был профессором Московского института изобразительных искусств («Суриковский»). Но свою живопись Алексей Ильич никогда не выставлял, боясь (и не без оснований) быть обвиненным в «буржуазном формализме», а то и в чём-нибудь похуже. И только с середины 1950-х его живопись стала доступна ценителям искусства.
Купальщицы, 1916
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 166.

Лежащая обнажённая, 1906
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 166.

Купальщицы на Волге, 1917
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 166.

Спящая, 1917
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 166.

Утренний туалет
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 166.

Купальщица у реки, 1920-е
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 166.

Обнажённая с букетом, 1920-е
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 166.

Индийская сказка, 1920-е
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 166.
В 1913 году А.И. Кравченко был командирован Академией художеств в Индию и на Цейлон...

Сидящая модель на оранжевой драпировке, 1919
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 166.

Сидящая модель, 1920-е
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 166.

Сидящая обнажённая на красной драпировке, 1919
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 166.

Стоящая обнажённая, 1920
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 166.

Обнаженная с рыжими волосами
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 166.

Три купальщицы, 1922
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 166.

Купальщицы, 1919
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 166.

У водоёма, 1929
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 166.

Полуобнажённая девушка с распущенными волосами, 1927-1928
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 166.

Девочка в красном, 1926
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 166.


Александр Исаакович Русаков (1889 — 1952)
Ученик Петрова-Водкина, Бакста, Добужинского. Основным направлением творчества А.И. Русакова был городской пейзаж Ленинграда. Пережил блокаду, экспонировался на блокадной выставке 1943 года.
Обнаженная с манекеном, 1920-е
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 166.

Отдых
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 166.

Обнаженная, 1923
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 166.

Обнаженная модель с желтой драпировкой, 1922-23
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 166.


Владимир Васильевич Лебедев (1891 — 1967)
В.В. Лебедев — признанный мастер плаката, книжной и журнальной иллюстрации, основатель ленинградской школы книжной графики. Главным направлением его творчества была иллюстрация детской книги, но Лебедев работал и на поприще политического плаката («окна РОСТа»), и в художественной графике, и в живописи, где основной его темой были натюрморты и женские портреты. Лебедев создал собственную, «лебедевскую школу», в которой начинали работу в книжной графике многие молодые художники, такие как Алексей Пахомов, Юрий Васнецов, Евгений Чарушин. В 1936 году в прессе появились уничижительные статьи о творчестве Лебедева, которые в те суровые времена запросто могли спровоцировать гонения с самыми тяжёлыми последствиями. Это сильно надломило художника, и по мнению критиков, лучшие работы Лебедева созданы им до этого перелома. В последние десятилетия жизни Лебедев жил замкнуто, виделся лишь с несколькими друзьями и не появлялся на публике.
Девушка и турецкий борец
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 166.

Девушка с кувшином, 1928
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 166.

Натурщица со спины, 1927
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 166.

Девушка со спины, 1929
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 166.

Натурщица со спины, 1929
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 166.

Стоящая обнаженная, 1920-е
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 166.

Стоящая натурщица
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 166.

Обнаженная
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 166.

Обнаженная, намыливающая ногу
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 166.

Обнаженная с гитарой, 1929
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 166.

Женщина с гитарой, 1930
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 166.

Обнаженная
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 166.

Обнаженная, 1932
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 166.

Обнаженная, 1932
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 166.

Обнаженная со шнурками
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 166.

Портрет Ирины Кичановой - жены художника
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 166.

Кассирша, 1936
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 166.

Полуобнажённая женщина, 1936
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 166.

Обнаженная натурщица, 1936
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 166.

Обнаженная натурщица, 1937
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 166.

Обнаженная со скрешщенными перед грудью руками, 1937
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 166.

Сидящая обнаженная, 1933
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 166.

Обнажённая натура, 1940
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 166.

Обнаженная в ванной, вид со спины
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 166.

Сидящая натурщица, 1952
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 166.


Антон Николаевич Чирков (1902 — 1946)
Родился в семье сельского священника. В 1927 году закончил московский ВХУТЕМАС («Строгановка») с высшим баллом и был премирован заграничной командировкой. Активно занимался преподаванием в художественных школах и училищах. Ездил в творческие командировки, выставлялся. В 1945-1946 годах работал над росписями храма Святителя Николая в подмосковном селе Жегалово, где и был похоронен после скоропостижной кончины...
Вакх, 1942
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 166.

Северная Венера, 1931
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 166.


Герасим Григорьевич Эфрос (1902 — 1979)
Ученик Петрова-Водкина. По основной специальности — архитектор, в художественном творчестве известен как карикатурист и книжный иллюстратор. Жил и работал в Ленинграде.
В бане, 1926
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 166.


Филарет Иванович Пакун (1912 — 2002)
Отец Ф.И. Пакуна был священнослужителем, дед — иконописцем. Филарет Пакун был учеником Николая Тырсы, открывшего наш сегодняшний обзор. Участник Великой Отечественной войны, награждён боевыми медалями. Жил в Ленинграде-Петербурге, в преклонном возрасте часто жил во Франции, где его творчество было весьма востребовано — существовала даже очередь на портреты его кисти! Его работы находятся в музеях и частных собраниях не только России и Франции, но и многих других стран.
Полдень
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 166.

Тёплый вечер
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 166.

Соперницы
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 166.


Николай Иосифович Витинг (1910 — 1991)
В молодости работал экскурсоводом в Третьяковке. Был в основном известен в качестве книжного иллюстратора. Какой-то стороной своего творчества вполне вписывался в метод соцреализма, увлекаясь, в частности, производственной тематикой. Но та часть наследия Н.И Витинга, что будет представлена ниже, к соцреализму всё же не имеет ни малейшего отношения.
Жанна
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 166.

Натурщица, 1964
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 166.

Пейзаж, 1960-е
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 166.

Маргарита, 1979
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 166.


Геннадий Сергеевич Мызников (1933 — 2018)
Вот этот художник вполне мог бы попасть в предыдущую российскую подборку, то есть — вторую часть обзора по соцреализму. Но — если разобраться — это близко, но — нет. Мызникова можно ассоциировать с Дмитрием Жилинским, который фигурировал в конце обзора по ссылке (кому не лень — посмотрите!), но — всё равно — нет. В том смысле, что у Жилинского — соцреализм, а у Мызникова — отсутствуют его признаки. Хотя, конечно, эти художники в чём-то близки. Ладно, хватит здесь теории разводить. Посмотрите и убедитесь сами.
Деревенская красавица
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 166.

Суббота
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 166.

Письмо
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 166.

Обнаженная на пляже
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 166.

На пляже
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 166.

Гадалка
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 166.

В бане
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 166.

В деревне
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 166.

За фабричной заставой
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 166.

Пляж
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 166.

У моря
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 166.

Художник и модель
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 166.

Этюд на солнце
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 166.

Виски с содовой
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 166.

Майский день
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 166.

Перед зеркалом
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 166.

Академики
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 166.
Ну, теперь понятно, что соцреализм тут и рядом не лежал?

Русь
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 166.

Серебряный век
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 166.
Вполне адекватный завершающий аккорд для нашего сегодняшнего обзора.
Далее мы продолжим продираться сквозь дебри почти бесчисленных французов, творивших на стыке веков, но любителям русского искусства тоже особо долго ждать не придётся. После очередных четырёх «французских» постов — примерно через месяц — я покажу вам ещё кое-что весьма интересное.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх