Интерьер с Идой на белом стуле
Вильгельм Хаммерсхёй - один из выдающихся символистов конца XIX - начала XX века, которого называли «нордическим Вермеером модерна», один из самых известных и покупаемых ныне творцов Скандинавии. Он прожил всего 51 год, но вошёл в историю как признанный мастер атмосферных и психологических интерьеров.
Вильгельм Хаммерсхёй родился в Копенгагене в семье зажиточного торговца. Мальчик начал рисовать в восемь лет, и семья всячески поощряла его увлечение. В 1885 году он дебютировал на Весенней выставке в Шарлоттенборге (ныне Выставочный центр Шарлоттенборг, официальная галерея Королевской академии искусств Дании) с «Портретом девушки». Моделью для картины, восхитившей самого Ренуара, была сестра художника Анна.
Портрет девушки. Сестра художника Анна Хаммерсхёй
Портрет Анны Хаммерсхёй, сестры художника
Творчество Хаммерсхёя оценил не только знаменитый французский импрессионист. Им восторгались его современники в Европе и Соединённых Штатах. В 1889 году датчанин был удостоен медали на Всемирной выставке в Париже, а спустя 22 года его работа была отмечена главным призом Международной выставки в Риме.
Работы Хаммерсхёя наполнены одиночеством, тишиной, умиротворением и меланхолией. Он воздерживался от использования ярких цветов (за исключением ранних академических произведений), отдавая предпочтение ограниченной палитре из оттенков серого, белого, ненасыщенного жёлтого, зелёного или синего. Люди на его полотнах чаще всего обращены спиной к зрителю, что придаёт атмосфере на картинах налёт таинственности. Натурщицей для многих произведений Хаммерсхёя была его жена Ида.
Интерьер с девушкой за клавишами
Ида, стоящая за рабочим столом
Интерьер с девушкой, держащей серебряное блюдо
В спальне
Ида в интерьере
Вильгельм Хаммерсхёй был одногодком Тулуз-Лотрека, на 11 лет младше Ван Гога, на 25 лет младше Сезанна и лишь на 5 лет старше Матисса. Но он не интересовался яркими красками модернизма, его искусство существовало в параллельном мире с иной хронологией, а сам он, судя по всему, хотел стать новым Вермеером. Датчанина вдохновляли голландские реалисты, такие как Ян Стен, Адриан ван Остаде и Питер де Хох. Подобно последнему, Хаммерсхёй был одержим пустыми комнатами и светом, льющимся из окон, ему нравились двери — как открытые, приводящие в другие пространства, так и закрытые, скрывающие от зрителя сокровенное.
Высокие окна
Интерьер на Штрандгаде
Интерьер с мольбертом
Улица в Лондоне
Британский музей зимой
Молодой буковый лес, Фредериксварк
Молодые деревья
Вид на озеро Гентофт
Пейзаж, Лейр
Спокойные и меланхоличные образы Хаммерсхёя снова завоёвывают популярность у современных зрителей. Сейчас наряду с норвежцем Эдвардом Мунком он входит в число самых известных художников Скандинавии. Об этом свидетельствуют и ценовые показатели на аукционах. Ныне самое дорогое полотно датского художника — это «Интерьер. Штрандгаде, 30» (1904), за которое в мае 2015 года частный коллекционер заплатил на торгах Sotheby’s более 2 млн фунтов стерлингов (3,2 млн долларов).
Интерьер, Штрандгаде 30
Интерьер
Накрывает на стол
Спальня
Интерьер. Штрандгаде
Пылинки в солнечных лучах
Свежие комментарии