Илья Иванович Машков родился 17 июля 1881 года в станице Михайловской Хоперского округа Области Войска Донского (теперь это Урюпинсюш район Волгоградской области). Родители его занимались мелочной торговлей. Еще когда Илья учился в трехклассной приходской школе, у него проявился интерес к "изобретательству" разных механических приспособлений и к рисованию. Но уже в одиннадцать лет его отдали "в люди". Сначала он был "мальчиком" у торговца фруктами и бакалейными товарами, а затем служил у купца, владельца магазинов и заводов Юрьева в городе Борисоглебске Тамбовской губернии. Позже Илья Машков вспоминал: "Изо дня в день с 7 утра до 9 вечера надо было стоять на ногах. 14 часов! Я все это ненавидел". Единственной радостью было для него копировать иконы, репродукции с картин, лубки и делать "торговые плакаты". По газетному объявлению он выписал себе ящик масляных красок. Но когда учитель рисования Борисоглебской мужской гимназии Н. Евсеев поинтересовался у него, хочет ли учиться рисованию, он в ответ спросил: "А разве этому учатся?".
В 1890 году Илья Машков поступил на художественное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Он учился у К. Горского, А. Корина, А. Васнецова и пристально изучал картины в Третьяковской галерее и Румянцевском музее. Уже в 1902 году, участвуя в выставке, Илья Машков был награжден премией имени С. Третьякова. Однако И. Машков в 1904 году ушел из училища и открыл частную студию живописи и рисунка, в которой преподавали А. Михайловский, Н. Гончарова, М. Ларионов, П. Кончаловский. Студия существовала до 1917 года, и через нее прошло более трех тысяч человек. В студии в разное время занимались такие известные в будущем художники, как Фальк, Татлин, Осмеркин, Мухина, Соколов-Скаля.
В 1905 году Илья Машков был повенчан первым браком с итальянской подданной Софией Аренцвари. Через четыре года у них родился сын Валентин.В 1906 году Политехническое общество московских инженеров построило дом, над пятым этажом которого возвышалась башня, в которой и разместилась мастерская-студия Ильи Машкова, где он проработал до конца своей жизни. В 1907 году Машков познакомился с художниками А. Михайловским, который заинтересовал его творчеством старых мастеров, а потом и с П. Кончаловским, ставшим ему настоящим другом. В этом же году Машков возобновил свои занятия в училище, у Коровина и Серова. А в 1908-м - объехал семнадцать городов Франции, Германии, Австрии, Англии, Испании.
Занимаясь в мастерской Серова и Коровина, Машков демонстрировал свои модернистские способности, даже когда писал женскую натуру, которую пытался изобразить цельными зелеными, красными и желтыми цветами. Никто, кроме К. Коровина, его не понимал. Когда у Серова спрашивали: "Что же это он делает?" тот только пожимал плечами и отвечал: "Говорит - доведу до реальной правды". В конце концов на одном из этюдов Машкова появилась пометка: "Выбыл".
Диплом со званием классного художника Илья Машков получил только в 1917 году. Но еще в 1909 году он начал участвовать в профессиональных выставках - сначала в выставке "Нового общества художников", потом "Золотое руно" и "Салон". Участвовал он и в интернациональной выставке картин, скульптуры, гравюр и графики (рисунков), где его картины демонстрировались рядом с работами французских художников, в частности Ж. Брака.
Когда в 1910 году Илья Машков послал несколько своих картин в Париж на Осенний салон, там известный меценат Морозов по совету Матисса купил его натюрморт "Синие сливы". В этом же году несколько участников выставки "Золотое руно" решили провести в Москве выставку "Бубновый валет". Илья Машков был одним из организаторов. Он так объяснял цели нового объединения: "Нам хотелось, чтобы наша живопись была могучая, насыщенная обильным колоритом". Картина Ильи Машкова "Автопортрет и портрет Петра Кончаловского", которая демонстрировалась на выставке, была расценена как программная. На ней, кстати, видно, что друзья очень увлекались спортом. Даже на фотографиях, сделанных в мастерской Машкова через десять лет, можно увидеть гири и гимнастические кольца. В 1911 году Илья Машков участвовал в выставках картин "Мир искусства", в Салоне независимых (Париж), стал одним из организаторов, а потом и секретарем общества художников "Бубновый валет", которое ставило перед собой задачу "распространения современных понятий по вопросам изобразительных искусств". Илью Машкова высоко оценила не только российская, но и зарубежная критика.
В 1914 году Машков совершил свою последнюю поездку за границу - побывал в Турции, Греции, Египте, а затем в Швейцарии, где много писал. Вернувшись в Россию, под впечатлением событий Первой мировой войны он создал серию лубков на стихотворные строки В. Маяковского.
В 1915 году Машков вступил в брак с Еленой Федоровой, которая под его руководством занималась живописью и участвовала в выставках "Мира искусства". В 1917 году, рецензируя одну из выставок "Мира искусства", критики писали: "Здесь царят Машковы, Кончаловский и целый ряд их единомышленников. Самое большое количество вещей выставил художник И. Машков и очень близкая ему по характеру творчества Е. Федорова-Машкова". Первым приобретением Павла и Сергея Третьяковых на выставке "Бубнового валета" были написанные Машковым в 1913 и 1914 годах натюрморты "Камелия" и "Тыква".
После Февральской революции 1917 года Илья Машков занимался организацией профсоюза художников, пробовал создать "Союз союзов" живописцев, граверов, скульпторов и т.д., был избран товарищем секретаря общества "Мир искусства" и действительным членом Московского художественного общества. Он преподавал на курсах и читал лекции в военной школе, а в 1918 году стал членом коллегии для организации отдела изобразительных искусств при Наркомпросе. С сентября 1919 года Илья Машков начал преподавать во Вторых Свободных государственных мастерских (бывшем Московском училище живописи, ваяния и зодчества), которые в 1920 году были преобразованы во Вхутемас, а в 1927-м - во Вхутеин. Он работал здесь до 1929 года главным мастером (профессором) индивидуальной мастерской живописного факультета. У Машкова учились А. Гончарова, Г. Лазарев, Ю. Меркулов и другие. Вместе со своими учениками Машков работал над монументальными панно, которые украшали Москву в дни революционных праздников.
Илья Машков активно участвовал в деятельности обновленного общества "Мир искусства". Особое оживление в его творчестве наступило в 1922 году, когда он написал несколько натюрмортов с фарфоровыми фигурками
"Натюрморт с веером"
пейзажи с купальщицами
Солнечные ванны в Крыму
и виды парков
После грозы. 1922.
В этом же году Илья Машков женился во второй раз - на Марии Ивановне Даниловой (Машковой), которая под его непосредственным руководством начала заниматься живописью, а потом стала помощницей в работе.
В 1924 году картины Машкова демонстрировались на выставках в Венеции и Америке. В 1925 году он стал действительным членом Общества живописцев и скульпторов "Московские живописцы", а потом вступил в Ассоциацию художников революционной России (АХРР), которая ставила главной своей задачей изображать быт Красной Армии, быт рабочих, крестьянства, деятелей революции и героев труда. Именно на VII выставке АХРР появились его натюрморты "Московская снедь. Хлебы" (1924)
и "Московская снедь. Мясо, дичь" (1924)
Одна из газет писала: "Его выступление с "Московской снедью" произвело сенсацию и как бы навсегда упрочило за ним первое место среди современных натюрмористов".
Илья Машков писал виды Крыма, потом ездил в Грузию и Армению, некоторое время жил у себя на родине на хуторе Михайловском, где создал несколько картин из народного быта, в том числе композицию "Колхозница с тыквами".
Вид Генуэзской крепости в Судаке
Крымский пейзаж. Судак.
Ливадия
Вид на санаторий Красные Зори
В 1935-1936 годах Илья Машков хотел возобновить преподавательскую деятельность и даже создал проект своей системы художественного образования, которая чем-то напоминала мастерские художников эпохи Возрождения. В это время он написал два варианта натюрморта "Советские хлебы"
съездил в Крым, на Кавказ и начал работать над серией панно для банкетного зала гостиницы "Москва".
Начиная с 1938 года художник подолгу жил в Абрамцеве. Этот период его творчества многие исследователи называют "абрамцевским".Свой творческий путь Илья Машков завершал, как говорят в таких случаях, на боевом посту: в 1942-1943 годах он писал и рисовал портреты участников Великой Отечественной войны и служащих госпиталя в Первом Московском коммунистическом госпитале в Лефортово и эвакуационно-сортировочном госпитале № 290. 20 марта 1944 года Илья Машков скоропостижно скончался, так и не дожив до победы.
Экспонированное на первой выставке "Бубновый валет" (1910) огромное полотно И. И. Машкова "Автопортрет и портрет Петра Кончаловского"
ошеломило многих. В полуобнаженных фигурах музицирующих силачей с грубо размалеванными телами и шаровидными бицепсами присутствовала та доза эпатажа, к каковой русская публика в ту пору еще не привыкла. Картина и была задумана как манифест нового подхода, предлагаемого новым выставочным сообществом. Скандальная слава вообще сопутствовала молодому Машкову - азартному и предприимчивому самородку, набравшемуся жизненного опыта "в людях" (работая в лавках у торговцев), прошедшему "университеты" в европейских музеях, но изгнанному в 1909 г. из стен МУЖВЗ. Впрочем, еще обучаясь, Машков с большим успехом учил сам - его студия (1904-17; в 1925 преобразована в Центральную студию АХРР) была самой дорогой и одновременно самой посещаемой в Москве. Поразив зрителей и критиков "варварским" напором своей живописи на выставках "Золотого руна" и "Салона Издебского" (1909-10), Машков нашел свое место среди художников, составивших общество "Бубновый валет" (П. П. Кончаловский, А. В. Лентулов и др.). "Валеты" утверждали материальность мира и "низкого" предмета; щедрость и мажорность машковской палитры, изобильность его натюрмортных постановок оказались созвучны программе объединения. В стремлении вернуть искусство "с небес на землю" художники этого круга ориентировались на "ремесло" - уличную вывеску, поднос, лубок. Машкову такое ремесло было родным с детства, и примитивизм его натюрмортов и портретов - самый простодушный и подлинный ("Ягоды на фоне красного подноса" (1908)
"Натюрморт с ананасом" (1908)
"Портрет мальчика в расписной рубашке" (1909)
"Автопортрет" (1911)
"Портрет дамы с фазанами" (1911)
Яркое начало стало одновременно "звездным часом" художника - к середине 1910-х гг. его живопись утрачивает дерзкую стихийность, зато возникает вкус к фактуре вещей, и сами эти вещи делаются "избранными", драгоценными. Гиперболизм являет себя уже не только в масштабе полотен, не только в "богатырстве" плодов и грузности женских тел, но и в антикварном богатстве натюрмортных и интерьерных сюжетов ("Натюрморт с парчой", 1914)
"Натюрморт с фарфоровыми фигурками", 1922
Пристрастие к материальному миру, естественно, приводит Машкова в классический лагерь: в 1920-е гг., в ситуации противостояния "левых" и традиционалистов, он оказывается среди последних и, в отличие от друзей-"валетов", вошедших в 1928 г. в Общество московских художников, связывает свою судьбу с АХРР. В тематической программе АХРР существовала установка на одическое прославление прекрасного настоящего, куда вписывались съестные "апофеозы" художника ("Хлебы", "Снедь московская. Мясо, дичь", обе 1924). Академический идеал советской живописи выглядит сбывшимся в его натюрмортах 1930-х гг. ("Ананасы и бананы", 1938)
"Клубника и белый кувшин",1943
Но слишком многое из созданного им в поздний период - ниже его возможностей, и, видимо чувствуя это, с середины 1930-х он подолгу живет в родной станице, уклоняясь от участия в общественной и художественной жизни столицы. Новое, триумфальное открытие живописи Машкова случится позднее, в связи с общим интересом к искусству 1910-х гг. И в сознании потомков он останется одним из самых ярких художников того времени.
Городской зимний пейзаж. 1914.
1930-е Натюрморт с разломанным гранатом. Курск
Зеркало и череп. 1919
Натюрморт с самоваром. 1919.
Натюрморт. Виноград, лимон и рак. 1924
Натюрморт. Цветы в вазе (с подносом). 1912
"Натюрморт с крабами" 1925г.
Натюрморт. 1918
Натюрморт со сливами
Степь. Репейник.
Натюрморт с растениями и фруктами
Цветы в вазе
1912. Натюрморт с цветами
1939 Фрукты с сельскохозяйственной выставки. Айва и персики
1915-16 Натюрморт с дынями и тыквами Минск
1915 Натюрморт с хлебами и тыквой.
1914 Натюрморт с кактусом. Х., м. 105.5х105.5 Ташкент
1908 Натюрморт с фруктами
Бегонии 1911
"Натюрморт с клубникой, вишней и синим графином" 1923
1912-14 Натюрморт с венками, яблоками и сливами. Минск
Натюрморт. 1924
1939 (около) Натюрморт с персиками, Минск
Натюрморт. Ташкент
1913 Натюрморт с камелией.
1934-36 Натюрморт. Х.,м. Сочи
1939 Маки, розы, васильки и другие цветы в стеклянной вазе.
Натюрморт. Черешня 1939
1939 Натюрморт 'Фрукты'. Х., м. Калуга
1930-е Сирень.
1939 Малинка. Абрамцево
1941 Розы и клубника
Натюрморт с бегонией и фруктами. 1912-1913
Букет в стеклянном сосуде. 1939
Завтрак. 1924
Портрет З.Д.Р. (Дама в голубом).1927
Дама с контрабасом. 1915
Три сестры на диване. Портрет Н.,Л. и Е.Самойловых. 1911
Портрет художника А.И.Мильмана. 1917
Натурщица
Интерьер с женской фигурой. 1918
1908 Женский портрет. Минск
Портрет В.П.Виноградовой. 1909
Колхозница с тыквами. 1930
Девушка на табачной плантации. 1930
1916 Натурщицы в мастерской. Холст, масло. Частное собрание
Италия. Нерви. Пейзаж с акведуком. 1913
Городской пейзаж. 1911
http://realgallery.ru/copy/author/mashkov__ilya_ivanovich/picture/1049180
Свежие комментарии