Галерея работ и биография русского художника и коллекционера, члена «Товарищества передвижных выставок» и «Союза русских художников», академика Петербургской Академии Художеств и одного из руководителей Третьяковской галереи Ильи Остроухова.
Биография художника Ильи Остроухова
Художник Илья Семёнович Остроухов родился в Москве, в июле 1858 года, в семье успешного купца. Состоятельные родители дали сыну хорошее образование. А летние каникулы Илья Семёнович проводил в родительском Подмосковном имении на озере Сенеж – одном из живописнейших мест в окрестностях Москвы. Остроухов собирал образцы подмосковной флоры и фауны, и очень скоро его коллекция стала настолько объёмной и грамотно составленной, что о юном натуралисте знали не только российские учёные, но и многие специалисты в области естествознания из Европы.
В 1871 году Илья Остроухов поступил в Московскую практическую Академию коммерческих наук, успешно закончил полный курс и даже планировал последующую работу на предприятиях своего отца. Но в это время совершенно случайно познакомился с известным издателем и владельцем типографии А.И. Мамонтовым, который специализировался на выпуске разнообразной естественно-научной литературы, детских книжек и литературных произведений по общественным вопросам.
Остроухов показал Мамонтову свои заметки о птицах средней полосы России. Мамонтову понравились очерки Ильи Семёновича, понравился и автор этих очерков. С той поры между семейством Мамонтовых и Остроуховым завязались тёплые дружеские отношения. А через семью А.И. Мамонтова Илья Семёнович познакомился с семьёй С.И. Мамонтова – Савва Иванович и его супруга Елизавета Григорьевна сделали для русской живописи больше, чем все вместе взятые меценаты того времени.
С.И. Мамонтов был одним из богатейших людей России конца девятнадцатого века. Будучи большим и удачливым предпринимателем, Савва Иванович больше своего дела любил искусство: театр, музыку и живопись, к которой предприниматель пристрастился в знаменитой галерее своего дальнего родственника Третьякова. Мамонтов сам коллекционировал произведения искусства. Однако, в отличии от своего знаменитого дальнего родственника С.И. Мамонтов любил и уважал художников существенно больше, чем их работы.
В известном на всю Россию имении Абрамцево стараниями семейства Мамонтовых образовался творческий кружок близких по духу людей. Кружок посещали Поленов и Репин, Врубель, Левитан, Васнецов и многие другие. Савва Иванович от всей души поддерживал молодых художников, создавал им условия для работы, поддерживал в их начинаниях. А художники, в свою очередь, платили ему искренней любовью и в конечном итоге прославили Абрамцево и его обитателей в своих бессмертных (не побоюсь такого определения) произведениях.
Начало творческого пути Ильи Остроухова
Вот в такую семейную и творческую среду попал двадцатиоднолетний Илья Остроухов. Несколько застенчивый, но прекрасно образованный (владел тремя языками, как профессиональный пианист играл на рояле, любил театр и оперу) будущий художник достаточно быстро стал своим в Абрамцево, с искренним увлечением наблюдал за работой молодых художников, вникал в их проблемы и участвовал в вечерних дискуссиях.
Не удивительно, что очень скоро Остроухов просто загорелся желанием рисовать и начал брать уроки у учителя детей Мамонтовых, великолепного педагога и художника Александра Александровича Киселёва. Правда учиться Остроухов начал весьма необычным способом – он отверг классическую методу, которая предполагала длительное рисование гипсовых слепков и предметов карандашом, потом нужно было писать углём античные статуи и т.д.
Илья Семёнович свою первую работу написал маслом. Учитель был просто изумлён качеством представленной Остроуховым копии и поверил в «искру божью», начал заниматься с новым учеником копированием полотен Поленова. Очень скоро начинающим художником заинтересовался Репин и предложил Остроухову совместную работу на этюдах, а в последующем даже проводил отдельные занятия для молодого живописца.
Зимой 1882 года Остроухов начал посещать уроки профессора Академии художеств Павла Петровича Чистякова. В Академию художеств Остроухова не приняли и он взялся, со всем пылом, компенсировать эту неудачу в школе Чистякова. И проучился в школе почти два года. А это много значит – Чистяков отбирал своих учеников по двум критериям: наличие яркого таланта и бесконечное трудолюбие. Бесталанных не брал, а лодырей гнал без всякой жалости.
Можно сказать, что классы Чистякова стали завершением художественного образования Остроухова. Илья Семёнович вернулся в Абрамцево и принялся работать. Он писал так много и с таким упорством, что на некоторое время стал главной темой шуток в усадьбе. Художники шутили, но с большим уважением относились к таланту и трудолюбию – помогали по мере сил советами, делились секретами. И в 1887 году Остроухов дебютировал на ХIV выставке «передвижников» с пейзажем «Последний снег». Полотно заметили критики, о молодом художнике, без академического образования, начали писать и следить за творчеством.
А когда следующая картина «Золотая осень», в том же году, «ушла» в Третьяковскую галерею – пресса просто взорвалась восторженными отзывами.
Художник много времени работал на пленэре, часто ездил по стране, изучал творчество старых мастеров и в конце 1887 года уехал в Италию с большой группой русских художников.
Из Италии Остроухов вернулся впечатлённый и просветлённый, и показал на Московской выставке 1888 года пейзаж «Первая зелень».
И снова восторженные отзывы публики и критиков.
Мастерство художника растёт, буквально, от полотна к полотну. И в 1890 году художник представляет на выставку картину «Сиверко». Это полотно было принято на выставку единогласно всеми членами «Товарищества передвижных выставок», а П.М. Третьяков не стал рисковать и купил пейзаж прямо в первый день выставки (Третьяков впоследствии всегда считал «Сиверко» одним из самых значимых украшений своей галереи). А сразу же после окончания выставки Остроухов, вместе с Левитаном и Касаткиным, был принят в члены Товарищества, что давало право на участие в ежегодных выставках без предварительно обсуждения работы в жюри.
Остроухов продолжает участвовать в выставках, пишет весьма зрелые и интересные пейзажи, но работы уровня «Сиверко» он уже не создаст.
Со второй половины 90-х годов Илья Семёнович пишет всё меньше и меньше – он занимается коллекционированием и очень много времени отдаёт Третьяковской галерее, как Председатель Совета и попечитель галереи.
Говорят, что в своё время коллекция живописи Остроухова была совершенно уникальной. Илья Семёнович коллекционировал живопись исключительно ради живописи. Он собирал не отдельные «удачные» полотна, а большие коллекции работ одного автора и очень многие живописцы «второго ряда» в его коллекции были представлены очень широко. Приобретал он работы и у своих друзей: Репина, Поленова, Серова, Левитана.
А с 1902 года Остроухов сконцентрировал свои усилия на собирании коллекции икон. Собрание древнерусских икон Остроухова в своё время наделало много шума – с публичного показа коллекция возродился интерес к этому древнерусскому искусству (именно благодаря Остроухову о иконах заговорили, как о древнерусской живописи). В коллекции Остроухова иконы размещались не в отдельной комнате, а находились рядом с пейзажами и портретами, и такое соседство только усиливало художественные достоинства иконописи, подчёркивало декоративность и уникальную пластику этих работ.
В научной среде долго спорили о возможности считать иконопись живописью. А коллекция Остроухова положила этим спорам конец, и старинной русской живописью заинтересовалась Европа.
После революции 1917 года все крупные музей были национализированы и переданы в собственность государства. Коллекция Остроухова обсуждалась персонально в декабре 1918 года Постановлением Совета Народных Комиссаров было единогласно принято решение предложить И.С. Остроухову стать пожизненным хранителем собранного им музея, а дом Остроухова стал называться «Музеем иконописи и живописи имени И.С. Остроухова».
В 1925 году в залах Третьяковской галереи состоялась персональная выставка художника Остроухова на которой были представлены 62 работы мастера. И многие из современников были просто поражены – они уже забыли про художника. Коллекционер, администратор. И вдруг оказалось, что это мастер, работы которого можно сравнивать с полотнами лучших пейзажистов конца девятнадцатого века.
В 1929 году художник Илья Семёнович Остроухов скончался. Большая часть картин и икон из его собрания попали в Третьяковскую галерею, часть работ передали в Русский музей и Музей-усадьбу Поленова.
Картины художника Ильи Семёновича Остроухова
Свежие комментарии