Искусство

72 051 подписчик

Свежие комментарии

Эдвард Мунк. Жизнь и работа

мини

Эдвард Мунк - отец экспрессионизма

Норвежский художник Эдвард Мунк считается пионером экспрессионистского движения в современной живописи. На раннем этапе Мунк был признан в Германии и Центральной Европе одним из создателей новой эпохи. Его звезда все еще восходит в других европейских странах и во всем остальном мире.
Искусство Мунка с 1890-х годов является наиболее известным, но его более поздние работы постоянно привлекают все большее внимание, и, похоже, они до сих пор вдохновляют современных художников.

Self-Portrait with a Wine Bottle
Автопортрет с бутылкой вина / Self-Portrait with a Wine Bottle. 1906г. Эдвард Мунк
Эдвард Мунк вырос в столице Норвегии Осло, которая тогда называлась Христианией. Его отец, Кристиан Мунк - брат известного историка П. А. Мунка - был глубоко религиозным военным врачом, зарабатывавшим скромный доход. Его жена, которая была на 20 лет моложе его, умерла от туберкулеза, когда Эдварду было всего пять лет, а старшая сестра Эдварда, Софи, умерла от этой болезни в возрасте 15 лет. Сам Эдвард часто болел. У младшей сестры в раннем возрасте диагностировали психическое заболевание. Из пяти братьев и сестер только один, Андреас, когда-либо был женат, но умер через несколько месяцев после свадьбы.
Дом его детства был стимулирующим в плане культуры, но в своем искусстве Мунк снова и снова обращался к воспоминаниям о болезни, смерти и горе.
 

Реализм

После года обучения в Технической школе Мунк посвятил себя искусству. Он изучал старых мастеров, посещал курсы живописи обнаженной натуры в Королевской школе рисования и некоторое время обучался у ведущего художника Норвегии Кристиана Крога. Его ранние работы находились под влиянием французского реализма, и вскоре был обнаружен его большой талант.
 
The Sick Child
Больной ребенок / The Sick Child. 1886г. Эдвард Мунк
В 1885 Мунк отправился в короткую учебную поездку в Париж. В том же году он приступил к работе, которая должна была стать его прорывом, "Больной ребенок", в которой он радикально порвал с реалистическим подходом, увиденным в аналогичном мотиве Кристиана Крога. На фотографии Мунка была его сестра Софи. Он долго боролся с мотивом, ища "первое впечатление" и достоверное живописное выражение для болезненного, личного опыта. Он отказался от перспективы и пластической формы и достиг композиционной формулы, напоминающей иконы.
Текстура поверхности курса демонстрировала все признаки кропотливого творческого процесса. Критика была очень негативной. Его основные работы последующих лет менее провокационны по своей форме. "Ингер на пляже" 1889 года показывает способность Мунка изображать лирическую атмосферу в соответствии с новой романтической тенденцией того времени. Картина написана в Асгардстранде, небольшом прибрежном городке недалеко от Хортена. Именно характерная береговая линия этого региона используется в качестве значимого "лейтмотива" во многих композициях Мунка.
 

Кристиания богемская

В 1889 он написал портрет лидера богемы Кристиании (как теперь пишется Христиания) Ганса Егера. Связь Мунка с Ягером и его кругом радикальных анархистов стала решающим поворотным моментом в его жизни и источником новых внутренних волнений и конфликтов. В то время Мунк начал обширную биографическую литературную работу, которую он возобновлял в разные периоды своей жизни. Эти ранние работы служат ориентиром для некоторых центральных мотивов девяностых годов. В соответствии с идеями Ягера он хотел представить правдивые крупные планы стремлений и страданий современного человека-он хотел нарисовать свою собственную жизнь.
 
Portrait of Hans Jaeger
Портрет Ганса Егера / Portrait of Hans Jaeger. 1889г. Эдвард Мунк

Годы во Франции

Осенью 1889 года Мунк провел большую отдельную выставку в Кристиании, после чего был удостоен государственного гранта на поездки в течение трех лет подряд. Естественно, он отправился в Париж, где некоторое время был учеником Леона Бонна, но его больше вдохновило знакомство с художественной жизнью города. В то время шел постимпрессионистский прорыв наряду с различными антинатуралистическими экспериментами. Это произвело на Мунка освобождающее действие. "Камера не может конкурировать с кистью и холстом, - писал он, - пока ее нельзя использовать в раю и аду."
 
Night in Saint Cloud
Ночь в Сен-Клу / Night in Saint Cloud. 1890г. Эдвард Мунк
Первой осенью, вскоре после того, как Мунк прибыл во Францию, ему сообщили, что его отец умер. Одиночество и меланхолия в картине "Ночь" (1890) часто воспринимаются с учетом этого. В темном интерьере с одинокой фигурой у окна полностью преобладают синие тона - картина нюансов, которые могут напоминать ночные цветовые гармонии Джеймса Макнейла Уистлера. Эта современная и независимая работа также является выражением "декаданса" в последнее десятилетие века.
На Осенней выставке в Кристиании в 1891 году Мунк показал среди других работ "Меланхолию". Здесь преобладают большие изогнутые линии и более однородные цветовые поверхности; происходит упрощение и формализация мотива, аналогичного тому, что встречается во французском синтетизме. "Символизм - природа формируется состоянием ума", - писал Мунк. В это время Мунк сделал первые наброски знаменитого "Крика", а также написал несколько картин в стиле импрессионизма, граничащем с пуантилизмом, с мотивами Сены и набережной Кристиании, Карла Юхана. Однако главный интерес Мунка - впечатления души, а не глаза.
 
The Scream
Крик / The Scream. 1893г. Эдвард Мунк
"Крик" часто описывается как первая экспрессионистская картина и являющуюся самым крайним примером "душевных картин" Мунка. Выражение лица в значительной степени зависит от динамики картины, цвета и линий. Сцена - и особенно фигура на переднем плане - гротескно искажены и представлены в цветах, которые не взяты из внешней реальности. Исходя из собственного "внутреннего ада" Мунка, картина визуализирует отчаянный аспект fin-de-siecle: беспокойство и апокалипсис. Ударная сила мотива показывает, что он также говорит о наших днях и эпохе.
 

Берлин

Осенью 1892 года Мунк дал широкую презентацию своего искусства, в которую он включил плоды своего пребывания во Франции. Эта выставка привела к тому, что Мунка пригласили показать те же картины в Берлинской ассоциации художников. Это был грандиозный "скандальный успех"." Широкая публика и художники постарше восприняли творчество Мунка как анархистскую провокацию, и выставка была закрыта в знак протеста. Из-за этого Мунк сделал себе имя в Берлине и решил остаться там.
Он вошел в круг литераторов, художников и интеллектуалов, включая диаспору скандинавов. В круг входили, в частности, норвежский скульптор Густав Вигеланд, датский писатель Хольгер Драхман, польский поэт Станислав Пшибышевский и немецкий историк искусства Юлиус Майер-Грефе. Самым важным для Мунка была встреча со шведским драматургом Августом Стриндбергом. Они обсуждали философию Ницше, оккультизм, психологию и темные стороны сексуальности.
 
The Vampire
Вампир / The Vampire. 1894г. Эдвард Мунк
В декабре 1893 года у Мунка была выставка в Унтер-ден-Линдене, где он показал, среди прочего, шесть картин под названием "Исследование для серии: любовь". Это было начало цикла, который он позже назовет "Фризом жизни" - Поэмой о Жизни, Любви и Смерти." Она включает в себя мотивы, пропитанные атмосферой, такие как "Буря", "Лунный свет" и "Звездная ночь", где смутно ощущается влияние Арнольда Боклина. Другие мотивы освещают ночную сторону любви, такие как "Роза и Амелия" и "Вампир."
 
Death in the Sickroom
Смерть в комнате больного / Death in the Sickroom. 1895г. Эдвард Мунк
Несколько картин имеют смерть в качестве темы: "Смерть в комнате больного" (1893) вызвала настоящий ажиотаж. В этой композиции очевиден долг Мунка перед французскими синтетистами и символистами. Нарисованная в ярких и бледных тонах, картина показывает сцену, застывшую быстро, как трагическая финальная сцена в драме. Мотив основан на воспоминании о смерти его сестры Софи, и в нем представлена вся семья. Драматическое внимание на картине сосредоточено на фигуре, которая представляет самого Мунка. В следующем году "Фриз жизни" был дополнен такими мотивами, как "Тревога", "Пепел", "Мадонна" и "Женщины в трех стадиях", причем последний монументальный мотив полностью соответствовал духу символизма. Вместе с Мейер-Грефом и другими Пшибышевский опубликовал в 1894 году первую публикацию об искусстве Мунка, которую он характеризует как "психологический реализм".

Обратно в Берлин

Весной 1896 года Мунк покинул Берлин и поселился в Париже, где его соратники снова включили Стриндберга. Теперь он уделял больше внимания графическому носителю в ущерб живописи. В Берлине он начал гравировать и литографировать; теперь он делал изысканные цветные литографии и свои первые гравюры на дереве в партнерстве со знаменитым печатником Огюстом Клотом. Мунк также планировал опубликовать портфолио под названием "Зеркало", графическую версию "Фриза жизни"." Сегодня Мунк считается одним из классиков графического искусства благодаря своему уникальному владению средой и большой художественной оригинальности. В Париже он сделал программные афиши для двух постановок Ибсена в Театре де Л'Оувр, в то время как заказ на иллюстрацию бодлеровской "Флер дю Мал" не продвинулся дальше начальной фазы. Вернувшись в Норвегию в 1898 году, он нарисовал иллюстрации для специального выпуска немецкого периодического издания "Квикборн", написанного Стриндбергом.
 

На рубеже веков

На рубеже веков Мунк попытался закончить Фриз. Он написал несколько картин, некоторые из них в большем формате и в какой-то степени демонстрирующих эстетику модерна того времени. Он сделал деревянную раму с резными рельефами для большой картины "Метаболизм" (1898). Первоначально названная "Адам и Ева", эта работа раскрывает центральное место мифа о падении человека в пессимистической философии любви Мунка. Такие мотивы, как "Пустой крест" и "Голгота" (оба около 1900 года), отражают метафизическую ориентацию на время, а также перекликаются с пиетистским воспитанием Мунка. Бурная любовная связь, которая случилась у него в это время, укрепила взгляд Мунка на искусство как на призвание.
 
The Dance of Life
Танец жизни / The Dance of Life. 1900г. Эдвард Мунк
Начало века было фазой беспокойных экспериментов. Более красочный и декоративный стиль проявляется под влиянием искусства Наби, особенно Мориса Дени. Еще в 1899 году Мунк написал "Танец жизни", который можно интерпретировать как смелую и личную монументализацию этого декоративного плоского стиля. Серия пейзажных картин из фьорда Кристиания, декоративные и чувствительные исследования природы, рассматриваются как основные моменты в скандинавской символике. Классическая и вызывающая воспоминания картина "Девушки на мосту" была написана в Асгардстранде летом 1901 года.
 

Успех и кризис

В первые годы нового века Мунк находился в процессе становления своей карьеры. В 1902 году он впервые показал весь фриз на выставке Сецессиона в Берлине. Выставка в Праге в 1905 году оказала влияние на нескольких чешских художников. Портреты, обычно в полный рост, постепенно стали важной частью его творчества. Групповой портрет сыновей доктора Линде (1904) считается одним из шедевров современной портретной живописи. Фовисты, возглавляемые Матиссом, разделяли многие новые художественные подходы Мунка. Дрезденская группа "Die Brucke " интересовалась Мунком, но им не удалось заставить его показывать свои картины на своих выставках.
Художественный успех сопровождался личными конфликтами. Алкоголь стал проблемой, а Мунк был эмоционально неустойчив. Его мучили воспоминания о его трагической любовной связи, которая драматически закончилась сценой с револьвером в Асгардстранде осенью 1902 года, когда он навсегда повредил палец на левой руке. Он никогда не переживал из-за позора этого инцидента, но за эти годы это стало навязчивой идеей. Черты женщины можно увидеть в "Смерти Марата" (две версии 1907 года), мотив, который в более общем смысле можно сказать, изображает "битву под названием любовь между мужчинами и женщинами".

Death of Marat
Смерть Марата / Death of Marat. 1907г. Эдвард Мунк
Хенрик Ибсен умер в мае 1906 года, и осенью Мунк сделал сценографию для постановки Макса Рейнхардта "Призраки" на новой интимной сцене в Немецком театре в Берлине. Ибсен занимал все более важное место в сознании Мунка. "Автопортрет с бутылкой вина" 1906 года показывает бессильную, сгорбленную фигуру, сидящую в одиночестве за столиком в вызывающем клаустрофобию интерьере кафе - трагическое зрелище, духовно связанное с Освальдом в драме Ибсена. По заказу Мунк сделал монументальный фантастический портрет Фрейдриха Ницше, а во время нескольких визитов в Веймар он также сделал портрет сестры покойного философа, Элизабет Форстер-Ницше.
Новые мотивы этого периода демонстрируют признаки более экстравертной ориентации. "Купающиеся мужчины" (1907-08) - это энергичная дань жизненной мужественности. Однако его алкогольные и психические проблемы достигли критической точки, и Мунк решил провести восемь месяцев в клинике в Копенгагене. Норвегия наконец-то открыла глаза на его художественный талант, и во время пребывания в клинике он был награжден орденом Святого Олафа.
 

Назад в Норвегию

С 1909 года и до конца своей жизни Мунк жил в Норвегии. Сначала он поселился в Крагеро, прибрежном городке дальше к югу. Здесь он написал несколько классических зимних пейзажей и с энтузиазмом принял участие в конкурсе на украшение новой аудитории Университета Кристиании - Аулы.
В 1912 году Мунку было отведено видное место среди пионеров современного искусства на большой выставке Зондербунда в Кельне.
В Крагеро он построил большие открытые студии, где в течение нескольких лет работал над проектами для Аулы. После длительных споров проекты Мунка были, наконец, приняты и установлены в зрительном зале в 1916 году.
По словам самого Мунка, мотивы в Ауле прославляют "вечные силы жизни". На заднем плане изображен восход солнца над фьордом, основанный на виде из дома, который Мунк арендовал в Крагеро. Взрывчатый состав также можно рассматривать как символ безграничной и животворящей силы света. Большие полотна "История" и "Альма-матер" висят в Ауле, как подвески: старик сидит под большим дубом в скудном и суровом пейзаже, рассказывающем сагу о человечестве маленькому мальчику, а в нежном и зеленом пейзаже женщина сидит на берегу моря с ребенком на груди, в то время как дети постарше исследуют окрестности. Помимо отсылок к гуманитарным и естественным наукам, два "архетипических" мотива являются выражением мужского и женского принципа, центральной оппозиции в визуальном мире Мунка.
Мунк проявил интерес к растущему рабочему движению в нескольких мотивах этого времени, некоторые из которых носили монументальный характер. "Рабочие на пути домой" (1913-15) также является динамическим исследованием перспективы и движения.
В 1916 году Мунк приобрел недвижимость Экели за пределами Кристиании (переименованную в Осло в 1924 году). Пейзажи, люди в гармонии с природой, лошади и пахота - вот мотивы, которые теперь изображались в сильных, ясных тонах. Через свежую и спонтанную работу кистью он передает грубую и чувственную дань солнцу, воздуху и земле.
В Экли Мунк жил в избранной им самим изоляции, по-спартански, окруженный только своими картинами. Он постоянно был продуктивен, но расставался неохотно со "своими детьми". Были приняты меры по предоставлению картин для участия в ряде международных выставок.
В более поздние годы Мунк написал ряд этюдов и композиций, используя модель. Некоторые из них обладают энергичным и жизнерадостным качеством, в то время как в других он продолжал исследовать наполненные конфликтами темы 1890-х годов. Он продолжал создавать значительное количество графических работ, в том числе ряд литографских портретов.
Прежде чем Мунк умер в январе 1944 года, он завещал свою большую коллекцию фотографий и некаталогизированных биографических и литературных заметок городу Осло. Следовательно, Музей Мунка, основанный в 1963 году, имеет уникальную коллекцию произведений искусства Мунка и других материалов, которые освещают все этапы художественного процесса.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх