ЛЕОНИД ИСИДОРОВИЧ ШАКИНКО
Репродукции картин художника публикуются военно-историческим литературным порталом ArtofWar.net.ru с разрешения Главы Белорусской республиканской Ассоциации семей военнослужащих, погибших в Афганистане, Людмилы Петровны Адамовой, матери переводчика Игоря Адамова, погибшего в ДРА.
АФГАНИСТАН – БОЛЬ МОЯ. ВОИН-ИНТЕРНАЦИОНАЛИСТ П.В.ШЕТЬКО
Таким портретом стал лист из серии «Афганистан – боль моя»: «афганец», инвалид той войны, кавалер ордена Красной Звезды – Павел Вадимович Шетько. Это он с трибуны Верховного Совета обращался ко всем нам с призывом: «Люди, опомнитесь!»
Каждый ли способен понять этот крик души? Но без него и миллионов других сколько бы еще матерей облачились в скорбные одежды Памяти и вечного траура?
Это обращение к политикам и государственным деятелям, разуму людей всегда будет звучать, пока планета Земля будет знать войны.
ВОИН-ИНТЕРНАЦИОНАЛИСТ ПОЛКОВНИК Н.И.ЧЕРГИНЕЦ (МВД СССР)
Братство, дружба, единство, взаимовыручка – больше всего проявляются в экстремальных условиях армейской жизни. На войне эти качества проявляются с особой силой. Так родился портрет Николая Ивановича Чергинца, тогда – полковника, ныне – генерал-лейтенанта. Из-под пера воина-интернационалиста и писателя вышли книги «Тайны черных гор», «Сыновья», «Илоты безумия», посвященные событиям той войны.
Там, в Афганистане, Николай Иванович личным примером утверждал эти духовные качества солдата. Не раз ходил один на один на встречи с душманами договариваться о возврате наших бойцов из плена. Его мужество уважали даже враги, знали, что на угрозу «А если мы сейчас тебя…» Чергинец лишь улыбнется и спокойно возразит, дескать, что с того…
МАТЕРЬ ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ
Художник долго раздумывал, выбирая очередной сюжет для работы. Кому отдать предпочтение? Кто должен воплотить в себе суть афганской трагедии? Конечно же – Мать – воплощение Веры, Надежды, Любви. Символ и реальный образ матери, в глазах которой зритель видит и тревогу, и боль, и гнев, и вечное материнское сострадание – соединены композиционно в разломе серой мраморной стелы. В глазах матери, потерявшей сына, - глубокий вечный вопрос без ответа…
Красные прожилки на камне как пульсирующая кровь, заставляют остановиться и еще раз взглянуть на живые образы-медальоны, прочитать фамилии тех ребят, которые уже никогда не возвратятся в свой дом и которых уже так и не дождется не знающая покоя седая, стареющая МАТЬ.
Вот фамилии сынов наших, изображенных на стеле:
Младший сержант Андрей Копа
Генерал-майор авиации, заслуженный военный летчик СССР Николай Власов, умевший беречь подчиненных и погибший в одном из боевых взлетов
Старший лейтенант Юрий Харитончик, командир взвода саперов
Гвардии рядовой Олег Анискович
Рядовой Андрей Могилевчик
Старший лейтенант Юрий Головнев
Сержант Дмитрий Манкевич
Гвардии рядовой Николай Кобликов (прообраз героя книги «Сыновья»
Переводчик Игорь Адамов
Ефрейтор Игорь Баханович
Майор Василий Стыров
Капитан Александр Пунтус
Лейтенант Виктор Красильников – через месяц после гибели у него родился сын Виктор
Капитан Александр Бондарев…
Образы, лица… Судьбы и Вечность под траурным покрывалом Матери… И вечный, тяжелый упрек злой воле, отнимающей Божественный дар жизни…
СТАРШИЙ ЛЕЙТЕНАНТ П.В.ДОВНАР
Гвардии старший лейтенант Петр Довнар, погибший при исполнении боевого задания в провинции Кандагар.
Нет, это не просто портрет. Это нечто не передающееся словами. Это можно понять, лишь пережив запечатленный миг. И судьбу своего героя, и его мысли. Предсмертные ли? О жизни ли?
Да, безусловно, о жизни. По крайней мере та неуловимая грусть в лице Петра, которую прочувствовал художник, не несет в себе одну печаль. Мастер и здесь жизнеутверждающ, как и его герой, Петр Довнар.
И юная дочурка Петра Довнара – Алеся будет знать об отце не только то, что написано и рассказано. Она должна, увидев портрет, почувствовать его душу. Так как это сумел сделать художник.
ИСТОЧНИК
Чтобы глубже раскрыть суть афганской, да и вообще любой другой войны, художник умело сочетает символ с реальностью, образ реального человека с символом.
Такова композиция, посвященная памяти медсестры Светланы Бабук. То, что Леонид Исидорович в своих произведениях жизнеутверждающ и даже больше – философ, убеждаешься, глядя на лист, который носит название, казалось бы, несколько не соответствующее моменту истины – «Источник».
Внем все даже очень символично: откуда-то из поднебесья, с высокой скалы, струится искрящийся золотыми брызгами родник (там, в Афгане, вечно не хватало воды). И рядом – погибшая Светлана. Как символ вечной жизни, она, наша Света, во всем белом. То ли это медицинский халат, то ли белые одежды высшего смысла жизни.
И тем не менее девушка осязаема. Да, это она своими нежными руками перевязывала раны и ласково приговаривала: «Мы с тобой, дружок, еще потанцуем». И не чувствовало ее девичье сердце, что она уже последние часы «танцует» вокруг смертельно раненного солдата на далекой афганской земле.
…Ей было всего 26 лет, столько же и осталось навсегда.
ЛЕЛЯ-ЛЕЛЬКА, АДЕЛАИДА – ЛЮБОВЬ, НЕВЕСТА И ЖИЗНЬ МОЯ, или НЕСБЫВШАЯСЯ МЕЧТА ЮНЫХ «АФГАНЦЕВ»
Между пополам разломанными и уходящими в перспективу стелами – надгробными грунтовыми захоронениями с изображенными на плитах портретами погибших видится как призрак, но вечно живая и ждущая юная красавица-невеста. И будто лучи света ниспадают на лица молодых героев, павших смертью храбрых…
Вот их имена:
Капитан Сергей Гусев, летчик
Рядовой Александр Аболик, не дослуживший до увольнения в запас пару месяцев
Валентина Лахтеева, также добивавшаяся в военкомате этой своей командировки в Афган
Лейтенант Юрий Тропашко, не покинувший поле боя после двух тяжелых ранений (а третье было смертельным)
Старший лейтенант Владимир Яковлев, командир Ми-24, сбитый неподалеку от Кабула
Рядовой Игорь Малышев
Рядовой Олег Зилфигаров, погибший, прикрывая отход товарищей…
Что двигало чувствами художника, давшего картине такое странное название, возможно, так и останется загадкой. Но одно ясно – композиционное решение теплое и неординарное. Это буквально сквозит с листа. И в стихийном разломе памятных плит, и в пристальном взгляде миражной, в небесном ореоле, невесты…
Все это говорит о чем-то личном, сокровенном. И черная роза внизу – символ вечной печали…
ВОИН-ИНТЕРНАЦИОНАЛИСТ Н.Г.КОБЛИКОВ
Эта работа воспринимается недвусмысленно. Портрет в обрамлении траурной ленты, пара тюльпанов и горящая свеча в подсвечнике. Но каков герой!
Нет, не случайно Леонид Исидорович вернулся к образу Николая Кобликова. Как вы помните, он уже нашел место для него на одной из первых групповых композиций. Этот возврат закономерен, ибо художник, по мере работы над циклом картин, ни на день не прекращал накапливать различный архивный материал. Очередной вехой для него стала книга Николая Чергинца «Сыновья».
Мало кто знает, что прообразом главного героя книги – Коли Коблика – стал именно Николай Кобликов. И Леонид Исидорович увидел и изобразил, образно говоря, душу Кобликова. Поэтому на портрете Кобликов – это не выдуманный герой. Это – Личность. Это – наш Земляк, минчанин.
Он был десантником, а это особый склад характера солдата – готового на самопожертвование ради спасения своих товарищей. И зная, что идет почти на верную смерть, он, преодолевая минное поле, расчищает путь своим сослуживцам, обеспечивая выход из душманского окружения. Его храбрость и верность воинскому долгу будут всегда служить примером нашим воинам.
ПЕРЕВОДЧИК ИГОРЬ АДАМОВ, погиб в Афганистане
«Афганская» тема чрезвычайно сложна для разрешения. Перед художником не раз вставал вопрос с выбором героев. И он находит их таким образом, что, практически, не остается белых пятен. Это и пехотинец, и десантник, и летчик, и медицинская сестра, и военный советник, и…
Очередной его лист изумителен и смел. Художник снова уходит от стереотипов. Он решает проблему как бы изнутри, оставляя за собой право сказать о том, чего не было, но вполне, по его мнению, должно и могло быть.
Работа посвящена переводчику Игорю Адамову, погибшему на втором году афганской войны в неравном бою с душманами.
Он изображен на фоне изорванной, с пятнами крови на пожелтевших страницах книги Игоря Адамова. Книги, оговоримся, не написанной им. Потому, что сгорела его молодая жизнь, как сгорели те ненаписанные страницы, символично выполненные художником на этой картине. Леонид Исидорович и по сей день убежден в том, что такая книга обязательно должна была появиться. Это, скорее всего, его попытка заглянуть в человеческую суть. Это, его, автора, видение, его понимание судьбы героя.
По признанию художника, ему до конца дней будет сниться и являться образ человека – Игоря Адамова, с которым он очень бы хотел встретиться и узнать неразрешимую тайну – совпадают ли его мысли с мыслями героя?
БАБУШКА ВЕРА
Такое название, как эпиграф, предшествует очередной композиции. Эта композиция – посвящение. Это – память и долг. Это – совесть и честь, это – жизнь и смерть, это предупреждение и призыв к нам: «Дети наши, внуки и правнуки, руководители и политики всех рангов – ОПОМНИТЕСЬ! За что вы убиваете друг друга? Вы ведь все дети одной МАТЕРИ».
Философия? - Нет.
В жилах людей всей земли течет красная кровь, а слезы матерей всего мира одинаково горько-соленые.
Приходится долго размышлять, пытаясь понять, откуда у художника взялся такой трогательный образ. Почему это должна была быть Бабушка, а не рано поседевшая мать? Или сестра? Или дочь? . Да потому, что только она – бабушка, прожившая столько лет, знающая, что такое война и человеческие страдания не понаслышке, закаленная духовно, способна найти в себе силы пережить и эту страшную боль потери родного и единственного внука, надежды и опоры ее – это все, чем она жила. Такова жизнь.
И казалось бы, в повторенном композиционном решении, а это строго продуманное художником решение – для усиления эмоционального воздействия, - разлом стены-стелы, стелы Памяти и Плача – мы вновь видим образы воинов-афганцев:
Капитана Павла Букоева
Старшего лейтенанта Анатолия Опеки, бесстрашного командира разведроты
Младшего сержанта Леонида Бобкова, погибшего при отбуксировке пылающих машин
Рядового Геннадия Гомжина, не знающего страха, мужественно принявшего смерть при спасении товарищей
Рядового Александра Ладутько.
Вечная им Память!
СТАРШИЙ ЛЕЙТЕНАНТ В.Г.ВОЛОВИЧ
…А вот еще одно повествование о летящем, пылающем, горящем десантнике, посвященное памяти
Старшего лейтенанта Валерия Воловича, погибшего на рассвете 7 июля 1985 года при спасении (вот она – суть) своих товарищей. Все неуловимое на портрете приобретает четкие границы, когда чуть-чуть соприкасаешься с сутью души Воина, Защитника, Человека. И уже ни к чему высокопарные фразы.
Все лежит на поверхности…
О, НЕБО!.. О АЛЛАХ!.. ЗА ЧТО?!. АФГАНСКАЯ МАТЕРЬ
Мало кто в изобразительном искусстве, показывая «свою» сторону, проявляет человеческое отношение и к обратной – «вражеской» стороне.
В этой картине Леонид Исидорович умело нашел решение и этой непростой задачи, чтобы не впасть в карикатуризм, и не унизить достоинство человека « с той стороны», как это почти всегда бывает у художников, писателей…
И тут помогла автору философичность. Художник утверждает, что Матери всей земли в одинаковых муках рожают и растят детей своих – не для войны, а для счастья и радости. И не их вина, а их беда, что алчные политики, как орлы-стервятники, их кровиночку, их детей, бросают в горнило безумных войн на протяжении всего существования человечества. Будет ли этому когда-нибудь конец, или мы обречены на самоуничтожение?
Об этом кричат матери мира. Этот крик мы слышим и в работе Леонида Исидоровича: « О, Небо!.. О.Аллах!.. За что?!»
Страшным дождем, каменной грозой разразилось небо, и разломалась надгробная серо-зеленая каменная плита с изображениями воинов и детей афганцев. Здесь нет ни фамилий, ни имен среди увековеченных на плитах. Они безымянны – за что?
… И вот она, афганская матерь, с ребенком на руках, который совсем по-взрослому дикими от ужаса глазами, глядит на страшное рвущееся небо. Она же , мать, медленно идет навстречу пропасти, навстречу судьбе.
Кто ответит за слезы матерей мира? И будет ли когда-либо такой ответ? Дождемся ли? Или все, как один, умрем в борьбе за это? За что, ЭТО? Осязаемо ли оно – ЭТО – или бред сумасшедшего?
ЗА РАБОТОЙ. ПОСЛЕДНИЙ ПРИКАЗ – МЫ УХОДИМ
Полковники Павел Грачев и Николай Чергинец не готовят операцию. Нет. Они отдают, возможно, последний приказ – об окончании войны и подготовке войск к уходу, так и не закончив этой бессмысленной войны.
…Мы уходим. Момент истины настал. Он автор, как и все ребята, ставит последнюю точку на столь мучительном и долгом творческом пути. Скажут ли художнику спасибо, или так и останется в мастерской невостребованный труд?
Время поставит свою точку. Время рассудит.
АПОКАЛИПСИС ХХ ВЕКА
Афганистан стал местом трагедии и доблести Вооруженных сил. Военнослужащие, прошедшие афганскую войну честно выполнили свой долг…
http://www.artofwar.net.ru/profiles/shakinko_leonid_i/view_book/afganistan_-_bolx_moia
Свежие комментарии