Услышав имя Бёклина, кто-нибудь вспомнит старые фотографии гостиных и будуаров богатых петербургских и московских домов конца XIX — начала XX века с множеством безделушек и развешанных по стенам картин, гравюр, литографий. Роскошные позолоченные тяжелые рамы, рамки черного дерева, палисандра, кипариса.
В рамках — женщины с загадочным взглядом зеленых глаз и струящимися распущенными волосами, фигуры в «античных» белых одеждах или в «древнеегипетских» жреческих одеяниях. И среди всего этого — скалистый остров в морском просторе с тревожными четкими силуэтами кипарисов на фоне грозового неба. Репродукция картины Бёклина «Остров мертвых» — обязательная принадлежность подобного будуара.
Остров мертвых
Соответствующий интерьер иронически описан Ильфом и Петровым в десятой главе романа «Двенадцать стульев».
«На окнах колыхались темные коричневые занавеси с блямбами. В квартире преобладали темно-коричневые тона. Над пианино висела репродукция с картины Бёклина «Остров мертвых» в раме фантази темно-зеленого полированного дуба, под стеклом. Один угол стекла давно вылетел, и обнаженная часть картины была так отделана мухами, что совершенно сливалась с рамой. Что творилось в этой части острова мертвых — узнать было уже невозможно.
В спальне на кровати сидела сама хозяйка и, опираясь локтями на восьмиугольный столик, покрытый нечистой скатертью ришелье, раскладывала карты».
Arnold Böcklin Self portrait in the studio 1893 г.
"Картина должна о чем-то повествовать, побуждать зрителя к размышлениям, подобно поэзии, и производить впечатление, подобно музыкальной пьесе" — эти слова известного швейцарского художника-символиста Арнольда Бёклина стали лейтмотивом его творчества. Среди мастеров европейского символизма конца XIX столетия он был, несомненно, одной из самых ярких фигур, и его творчество оказало влияние на Х. фон Маре, А. Фейербаха, Ф. фон Штука, а также многих живописцев других стран.
Бёклин учился сначала в Базеле, затем — в дюссельдорфской Академии художеств у скульптора и теоретика искусства А. фон Хильдебрандта и пейзажиста И.В. Ширмера. В Дюссельдорфе он познакомился с А. Фейербахом, с которым его связывали теплые дружеские отношения. Период 1846—1848 годов он провел в путешествиях по Швейцарии (некоторое время занимался в Женеве пейзажной живописью у А. Калама), совершил поездки в Брюссель, Антверпен, Париж, где изучал и копировал произведения старых мастеров, знакомился с работами современников, в частности, с пейзажами нравившегося ему К. Коро. Большую роль в его становлении как живописца имели две длительные поездки в Италию в 1850—1857 и 1867—1877 годах. Он с юности мечтал попасть туда, вдохновленный рассказами Ширмера, знатока итальянской культуры, прекрасного мастера пленэра.
В 1850-х годах художник женился на римлянке, ставшей его постоянной моделью.
Итальянские впечатления стали определяющими в последующий период творчества Бёклина, когда он часто менял место проживания, работая в Базеле (1857—1859), Мюнхене (1859—1860), Веймаре (1860—1862, где преподавал в Высшей художественной школе), Цюрихе (1886—1894). Ностальгия по Италии всегда была столь сильной, что последние семь лет жизни он провел в окрестностях Флоренции, где и скончался. Бёклин был человеком, любившим новые впечатления, которые давали ему путешествия и встречи с интересными людьми
Isle of the Dead
Altromische wine tavern
A Tavern in Ancient Rome 1867-68
Fresco in the Pavilion Sarasin Sauvain
Ruins in the moonlit landscape
The Deposition
Тритон и нереида
Игры в воде
Attack by Pirates
The Sacred Wood
Вилла у моря
Одиссей и Калипсо
The Island of the Living, 1888
Landscape in the Countryside 1859
Marie Madeleine pleurant le Christ mort
Spring evening
The Summer's Day, 1881
Весна
The Darker Side of Arnold Böcklin
Война
Весталка
Игры наяд
The Hermit
Пан, пугающий пастуха. 1859
Landschaft in der römischen Campagna,1851
Roman Landscape with a Bridge, 1863
The Hunt of Diana
Свежие комментарии