Последние комментарии

  • Лариса П
    Потрясающие пейзажи ночного города!Художник Джереми Манн: гармония противоречий
  • Анатолий Зоричев
    Уличные пейзажи...очень вкусные!!!Художник Джереми Манн: гармония противоречий
  • наталия денисенко
    Наш пострел везде поспел... Никас Сафронов вручил портрет Арнольду Шварценеггеру

Гармония Эдуарда Мане.

ЭДУАРД МАНЕ АВТОПОРТРЕТ С ПАЛИТРОЙ 1879 г. Частная коллекция, Нью-Йорк, США

 

"Начало творчества крупнейшего французского художника Эдуарда Мане пришлось на середину XIX века. Видными художниками того времени были Делакруа, Энгр, Коро, представители барбизонской школы, Домье, Милле и Курбе. Вскоре к этим именам стали добавлять и Мане, особенно, когда речь шла о попытках обновления художественного языка.

В дальнейшем это имя всегда будут связывать с художниками-импрессионистами, считавшими Мане своим предшественником и вдохновителем. Критики считают большой заслугой то, что он нашел путь от одного поколения французских художников к другому. Произведения Мане украшают крупнейшие музеи мира."

 

«Любитель Абсента»

1858-1859.
Холст, масло. 81х106 см.
Новая Глиптотека Карлсберга. Копенгаген.

Картина написана в 1858 – 1859 годах.Это полотно случилось спонтанно. Оно и не планировалось художником. Просто однажды он встретил этого человека и, узнав о его бедственном положении, предложил ему попозировать для полотна. А тот и отказываться не стал. Приходил в назначенное место и часами стоял в заданной позе, деньги то всё равно в карман катились.

А Мане старался и считал, что именно это полотно принесёт ему успех.

Хотя, что тут могло принести успех? Да, Мане отошёл от прежних своих исторических работ и как бы вернулся к жизни, к реальности. Но что ему в этом человеке так приглянулось, что он его немедленно решил зарисовать? Нищета, алкогольная зависимость или же нечто другое? Скорее всего, именно последнее.

Мане изобразил этого человека пьющим или уже выпившим, но при этом не потерявшим своё человеческое достоинство. Именно это и хотел показать художник. И когда полотно было закончено, Мане в первую очередь решил показать работу своему учителю Кутюру, но тот довольно негативно отозвался о полотне и вообще вскоре не позволил выставлять это полотно на выставке (его голос был решающим в жюри). Но Мане не сдался, он упрямо считал, что именно это полотно должно быть самым мощным из всех его работ. Толком эту картину никто так тогда и не увидел, но кто видел – удивлялись, оскорблялись или просто молча проходили мимо. Но ссора Мане со своим учителем не прошла бесследно. Так бывает что два человека, которые понимали друг друга с полутонов, вдруг становились врагами и, причём навсегда. Мане после такой жестокой критики более не общался со своим наставником. И это ему всегда удавалось.

А что же полотно? Оно не пропало, не погибло. Оно в настоящее время достаточно дорого стоит, но тогда именно эта работа сильно изменила творческий путь Эдуарда Мане. Во всяком случае, ещё долго художник искал свой путь, новый путь в творчестве.

 

Эдуард Мане, около 1870, портрет работы Надара

Про Эдуарда Мане сказно и написано не мало. Родился он в 1832 году в столице Франции Париже. Известно, что экзамены в мореходную школу провалил, что называется с треском. Его отец настоял на изучении живописи. Юноша с удовольствием рисовал обычных людей в самой непринужденной обстановке. Ему это нравилось. Художник совершал вылазки по фешенебельному Парижу и старался выхватывать жизненные образы. Уже позже критики стали называть его картины чересчур реалистичными! А на многих людях, которых изображал Мане, одежды вообще не было.

Художника мало волновало то, что его работы часто шокируют публику.

Когда его знаменитую «Олимпию» - портрет обнаженной женщины – выставили на выставку, некоторые возмущенные зрители были настолько возмущены, что били тростями по холсту

 

  «Олимпия». 1863 г.

Масло, холст. 130,5 x 190 см. Musée d'Orsay, Paris, France.

Эдуард Мане, когда писал эту картину, явно уже тогда, довольно пренебрежительно относился ко всем официальным позициям искусства, поэтому этот шедевр довольно видимо отличается от всех его предыдущих работ, которые написаны, до 1863 года.

Хорошо это, или плохо, однозначно сказать, не представляется возможным, но то, что такой момент имел место быть — это очевидно. Эта работа прямо насквозь пропитана опытом предшествующих мастеров, но на тот момент, она была глотком свежего воздуха, в душном и томном помещении, одинаковых по стилю картин.

Безусловно, обнаженное женское тело завораживало и пленило многих художников, до Эдуарда Мане, и даже после. Но в сюжетах художника, в этот момент, начинает проглядываться слабозаметный стиль импрессионизма.

В этой картине, явно заметно, выходит на передний план полное обобщение форм, как женских, так и помещения, в общем, увеличивается насыщенность света. Теперь практически забыто использование светотени в третьем измерении. Некоторые его современники, не особо относились к такому виду картин, и даже называли работы Мане выполненные в этом стили просто игральными картами. С одной стороны «Олимпия» местами выполнена очень небрежно, и видны довольно неаккуратные мазки, из-за которых порой, кажется, некая незавершенность картины.

Безусловно, что эта работа, является одной из самых значимых, и скорее всего, является не чем иным, как довольно переломным моментом его жизни. Еще примечательно то, что для работы над этой картиной, Мане не пригласил натурщицу, с которой он обычно писал картины, как не странно, но для этой картины он позвал настоящую куртизанку и любовницу Наполеона. Может это в конечном случае и повлияло на стиль написания данного произведения искусства, которое теперь радует глаз всех посетителей парижского музея.

 

«Завтрак на траве». 1863 г.

Масло, холст. 208 x 265,5 см. Musée d'Orsay, Paris, France.

Картина впервые выставлена в знаменитом «Салоне отверженных», который был открыт 15 мая 1863 года в Париже императором Наполеоном III, пожелавшим прослыть защитником свободы и творчества. Тогда жюри отклонило множество работ художников, не допущенных к участию в выставке. Эдуард Мане «Салону отверженных» предложил на десерт свой «Завтрак на траве», который вызвал бурю эмоций, жесточайшей критики и единодушного приговора, что этот «завтрак» абсолютно «несъедобный».

Особенно возмутил публику тот факт, что на лесной поляне собрались прилично одетые, обутые, при галстуках и с тросточками мужчины, рядом с которыми светятся обнаженные женские тела. Название картины приобретает неких пикантный смысл, тем более, что ничего съедобного действительно не изображено. Левый угол переднего плана содержит в себе слабый намек на продукты питания, но отчетливо видно, что на лоскуте ткани, возможно, чьем-то платье, валяется полупустая корзинка с несколькими грибами, а на зеленых листьях рядом видны несколько ягод. Вот и весь завтрак.

Двое достаточно молодых мужчин свободно раскинувшись на траве, о чем-то оживленно беседуют. Тот, что справа, жестикулируя, рассказывает нечто интересное, веселое, потому что собеседник мило улыбается. Смущенная улыбка светится и на лице сидящей рядом с ним женщины. Под ней скомканная светло-синяя ткань, сама женщина в свободной легкой позе сидит, абсолютно голая, не слишком юная, чуть полновата.

У пары, сидящей рядом, одного цвета волосы, они ровесники, возможно, супруги. Вторая женщина в легкой, свободной, белой сорочке виднеется чуть дальше, но ей слышен разговор, по ней видно, что она прислушивается и тоже улыбается. Картина полна светлого покоя, теплой неги. Золя назвал полотно прочной плотью, смоделированной потоками света просто, правдиво и прозорливо.

 

 

"Флейтист"

Холст, масло. 160х98 см.
Музей д'Орсэ, Париж.

Картина написана в 1866 году. Это великое творение художника. Поэзия и строгость здесь соединяются в одно неразрывное целое. Мы видим обычного мальчугана. Он ребенок, которому присуща особая непосредственность и нарочитая важность. Одет он в панталоны красного цвета и синий мундир.

В одежде создается резкий контраст двух цветов. Мане очень интересовался деталями разных костюмов, вот почему на многих его картинах появляются персонажи в различных необычных нарядах. Сам художник тоже любил переодеваться. Насколько обаятелен этот ребенок. Картина Мане невероятно максимально обаятельна. Цвета настолько просты, что создается невероятная гармония. Фигура мальчика выглядит невероятно просто. Окружающая героя картины среда очень таинственна. Фон практически однотонный, а линии горизонта абсолютно не ощущается. Фон просто испарился, а фигуру мальчика окружает невидимая пелена. Вся атмосфера создается из чего-то неподвластного обычной реальности, но именно в этом и рождается истинная живопись и ее невероятная поэзия. Мане написал картину в стиле японских гравюр. Их специфика как раз и заключалась в том, что фигуры имели очень четкий силуэт, а вся обстановка вокруг лишь слегка намечалась и могла лишь угадываться. Фон этой работы абсолютно плоский, да здесь и неважны детали второстепенного характера. Салон 1866 года категорически отверг эту работу художника, посчитав, что в ней нет столь необходимого объема и воздуха, а также полностью отсутствует перспектива. Критики называли мальчика-флейтиста валетом, который как будто пришпилен к еле угадываемой стене. Художник изобразил вполне реального флейтиста из оркестра, который ему специально позировал. Считается, что лицо мальчика Мане писал со своего сына.

 

"Портрет Эмиля Золя"

Холст, масло. 146,5х114 см. Музей д'Орсэ, Париж.

Картина «Портрет Эмиля Золя» написана Эдуардом Мане в 1868 году, писалась с самого писателя, который несколько раз в неделю приходил в мастерскую мастера для позирования. Эдуард Мане и Эмиль Золя были добрыми друзьями, защищая друг друга от нападок прессы и критиков. Следует отметить, что успех к художнику пришел именно после представления им на суд публики своего портрета, а также нескольких статей Эмиля Золя посвященных творчеству своего никем не признанного, тогда еще, друга.

На полотне Эмиль Золя вполоборота сидит за письменным столом в мягком кресле, он задумчив, лицо его хорошо освещено, также как и книга, которую писатель держит в руках. Видимо прочитанное в толстом альманахе настолько интересно, что писатель забыл обо всем окружающем его мире и теперь осмысливает только что узнанное.

Сама обстановка располагает к размышлению – на столе можно наблюдать творческий хаос: чернильница, пачки книг и бумаг, практически не оставляют свободного места для чего-нибудь другого, кроме того, что уже имеется. Тут же на столе тарелка и ложка, что создает иллюзию того, что писатель за своим занятием довольно часто забывает о еде и питье, потому ставит их как можно ближе к рабочему месту.

Стены затемнены, но картины и вырезки их украшающие, хорошо заметны, зрителю видна часть пейзажа, изображающая птицу на ветке, а также другая картина, точнее их скопление в одной рамке. На стенах, также как и на столе некий творческий хаос расположение которого хорошо известно самому автору полотна и его задумчивому другу-писателю.

Опасения Эдуарда Мане умереть в безвестности не оправдались, очень скоро к нему пришла заслуженная слава, а портрет, писанный с Эмиля Золя стал почитаться, как один из лучших в его портретном творчестве еще при жизни, как самого автора, так и его главного действующего лица.

 

Клод Моне в лодке, 1874. Новая Пинакотека, Мюнхен

Картина «Клод Моне в своей лодке-студии» написана Эдуардом Мане в 1874 году. В то время он совершил летнюю поездку в Аржантей в обществе Клода Моне. Там они совместно занимались живописью, и Мане изображает великого мастера за работой в его лодке. Хоть Мане и творил в эпоху импрессионистов и ему нравилось общение с ними (особо интересовался он их работой с освещением), к их группе он себя никогда не причислял. Ему хотелось стать официально признанным и хорошо оплачиваемым художником, входящим в Салон с главного входа, а не выставляющимся в какой-то убогой лачужке.

Стиль Эдуарда Мане отличается от стиля импрессионистов, как видно и на данной картине. Импрессионисты отвергали черный цвет, Мане, напротив, использует его всегда. На полотно нанесены длинные и плавные аккуратные мазки (а не короткие штрихи или вовсе точки импрессионистов). Видно, что цвета на полотне смешаны, оттенки различны (импрессионисты же в очень редких случаях смешивали краски).

Невозможно сказать какого жанра эта картина. Тщательное внимание уделено как портретам, так и пейзажу. Центральное место в композиции занимает Клод Моне, работающий над портретом некой дамы. Он работает на плаву, в своей лодке-студии, но работа его, несмотря на качку на волнах точна и прекрасна. На его мольберте виден набросок, штрихи его кисти плотны. Моне изображен одетый в светлые рубашку и штаны, он задумчив и сосредоточен на работе. Дама-натурщица красива, на ней тоже светлые одежды и она с нетерпением ожидает окончания работы, ей хочется взглянуть на результат.

Очень четко Мане прорисовывает окружающий героев пейзаж. Волны и блики на воде, небо и облака, плывущие на горизонте яхты с дымящими трубами, деревянный домик на берегу. Все это удачно обрамляет художника и даму, сидящих в лодке-студии.

 

"Художник"

Картина написана в 1875 году. Портрет необычного человека в полный рост – это нетипичная для Мане работа, выполнена в несвойственной ему реалистической манере, уникальная в своем роде. Два художника, Мане и Марселен Дебутен познакомились однажды в кафе «Новые Афины». Их связала истинная дружба. Марселен награвировал портрет Мане в технике сухой иглы, а Мане написал своего друга, увековечив его немного странный облик.

На картине Мане мы видим высокого человека, одетого в серое, длинное, местами заметно износившееся пальто. Черной фетровой шляпой небрежно прикрыта его черная, пышная, кудрявая шевелюра, лицо обрамлено несколько неухоженной бородой. Но все это – лишь декорации, несущественные детали внешнего облика, свидетельствующие лишь о невысоком материальном доходе вольного художника.

Главное в портрете, как и полагается, смуглое лицо и черные, печальные глаза, устало глядящие из-под тяжелых век. Под внешней неряшливостью виден истинный аристократ, человек высокого духовного статуса, культурный и образованный. Мане подчеркивает это неожиданно белоснежным платком на шее художника. Еще один яркий, привлекающий внимание акцент – руки. А вот большая, белая собака в ярком свете на довольно мрачном и темном фоне, очевидно, несет дополнительную смысловую нагрузку, понятную только автору.

Марселен Дебутен некоторое время жил во Флоренции, унаследовав огромный замок, был гостеприимен и щедр. Он увлекался поэзией, сочинял стихотворные драмы, с удовольствием и профессионально делал великолепные копии с картин знаменитых художников. Как-то незаметно для самого себя, он разорился, приехал в Париж, занял бывшую мастерскую водопроводчика, поселился в ужасных, непригодных для жилья условиях грязного барака для рабочих.

Загружая себя, как вьючное животное, работал много, но за гроши. Жил, как нищий. В эту пору и встретились два художника.

 

 «Бар в Фолли-Бержер». 1882 г.

Масло, холст. 96 x 130 см. Courtauld Institute of Art, London, UK.

 

Картина Мане, о которой идет речь, стала одной из самых знаменитых художественных произведениях искусства. На полотне изображено одно из знаменитейших кабаре Парижа, конца девятнадцатого века. Это излюбленное место художника, побудило его написать один из своих шедевров, изобразил это заведение кистью.

Почему он так любил там бывать? Яркая жизнь столицы была предпочтением Мане над спокойной бытовой размеренностью. Он чувствовал себя в этом кабаре, лучше, нежели дома.

Наброски и заготовки к картине, судя по всему, Мане делал прямо в баре. Этот бар находился на первом этаже варьете. Сидя справа от сцены, художник стал делать заготовки к полотну. После, он обратился к барменше и своему хорошему другу, с просьбой позировать ему, в своей мастерской.

Основой композиции должны были стать друг Мане и барменша, стоящие друг к другу лицом. Они должны быть увлечены общением друг с другом. Найденные наброски Мане подтверждают такой замысел мастера.

Но Мане решил сделать сцену несколько многозначительнее, чем она была. На заднем фоне находилось зеркало, отображающее толпы посетителей, заполнявших бар. Напротив всех этих людей, стояла барменша, она думала о своем, находясь за стойкой в бар. Хоть вокруг веселье и шум, барменше нет ни какого дела до толпы посетителей, она витает в своих собственных мыслях. Но справа видно, словно ее же отображение, только она беседует с одним посетителем. Как это понять?

Первое, отражение барменши должно быть в другом месте. Кроме того, ее поза в отражении отличается. Чем можно это объяснить? Видимо, картина в зеркале, это события прошедших минут, а в реальности изображено то, что, девушка задумалась о беседе, произошедшей несколько минут назад.

На мраморной стойке и в зеркале, даже бутылки стоят различным образом. Реальность и отражение не соответствуют друг другу.

Хотя картина очень простая по сюжету, но она заставляет каждого зрителя задуматься и додумать что – то свое. Мане передал контраст между веселой толпой и одинокой девушкой, находящейся среди толпы.

Также на картине можно увидеть общество художников, со своими музами, эстетов и их дам. Эти люди находятся в левом углу на полотне. Одна женщина держит бинокль. Этим отражается суть общества, желающего посмотреть на других, и выставится перед ними собой. Вверху левого угла видно ноги акробатки. И акробатка, и толпа веселящихся людей, не может, скрасит одиночество и грусть барменши.

Игра черных цветов отличает картину Мане, от произведений других художников. Это очень трудно, заставить играть черный цвет на полотне, но у Мане все получилось.

Дата и подпись мастера отображена на этикетке одной из бутылок, которая стоит в нижнем левом углу.

Особенность этой картины Мане, в ее глубоком смысле, множестве символов, и скрытности. Обычно картины художника не отличались такими характеристиками. Эта же картина передает много глубин человеческих мыслей. В кабаре находятся люди разного происхождения и положения. Но все люди равны, в своем желании веселится и хорошо проводить время.

 

"Музыка в Тюильри". 1862.
Холст, масло. 75х120 см.
Национальная галерея, Лондон

 

«Скачки в Булонском лесу». 1872 г.

Масло, холст. 73 x 92 см. J. H. Whitney collection.

 

 «Железная дорога». 1873 г.

Масло, холст. 93,3 x 114,5 см. National Gallery of Art, WashingtonDC, USA.

 

 «Семья Моне в их саду в Аржантее». 1874 г.

Масло, холст. 61 x 99,7 см. Metropolitan Museum of Art, New York, USA.

 

«Большой канал в Венеции (Голубая Венеция)». 1875 г.

Масло, холст. 54 x 65 см. Shelburne Museum, Vermont, USA.

 

"Дом в Руэле". 1882 г.
Холст, масло. 92х73 см.
Национальная галерея Виктории, Мельбурн.

 

http://www.wikiart.org/en/edouard-manet/interior-at-arcachon-1871

http://www.wikiart.org/en/edouard-manet/mode/allpaintingsbyalphabet

http://www.tonnel.ru/?l=gzl&uid=732

http://smallbay.ru/manet.html

http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-26904/

http://www.rmj.ru/articles_6068.htm

http://impressionnisme.narod.ru/MANE/epizode_mane11.htm

http://www.staratel.com/pictures/mane/main.htm

http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/432-eduard-mane.htmlhttp://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-eduarda-mane-bar-v-foli-berzher/

 

 

Книги:

Анри Перрюшо. «Эдуард Мане»

http://www.printdigital.ru/manet/edouardmanelit1.php

Мишель Фуко "Живопись Мане"

http://allbest.ru/k-3c0b65625b2bd78a5c43a88421316c26.html

http://www.rulit.me/author/fuko-mishel/zhivopis-mane-download-free-279449.html

Популярное

))}
Loading...
наверх