. ПОСЛЕДНИЙ ДОЛГОЖИТЕЛЬ «БУБНОВОГО ВАЛЕТА» |
Николай Ефимович Кузнецов (1876-1970)
Николай Ефимович Кузнецов родился 21 сентября 1876 г. в Москве. Уже в раннем детстве Николай проявлял интерес к живописи, однако образования в этой области не получил. Кузнецов занимался в основном в частных студиях, например, у Валентина Серова и Константина Коровина. В 1886 г. он стал студентом Московского университета, поступив на юридический факультет. Тем временем живопись все больше занимает Николая. В 1906 г. он впервые участвует в выставке Московского Товарищества художников. Впоследствии он будет постоянно принимать участие в различных художественных выставках.
В 1907 г., по совету К.Коровина, Н.Кузнецов уехал в Европу, где провел 3 года, обучаясь в студии маэстро Анри Матисса (1869-1954), в студии Коларосси, в Академии Витти у испанского импрессиониста Англады Камаразы (1871-1959) и постимпрессиониста Шарля Герена (1875-1939). Совершенствовать свое мастерство художник продолжит уже в родной стране, куда он вновь приедет в 1910 г. Его наставником останется К.Коровин. По возвращении в Россию Н.Кузнецов удивил всех своими картинами. В этот период была написана картина «За работой» (1912 г.), которая экспонировалась на 41-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок и была повешена между работами Ильи Репина и Василия Поленова. Картина имела большой успех.
За работой. 1912 г. Холст, масло. 110x92 см. Нижегородский художественный музей.
Кремль зимой. 1912 г. Холст, масло. 61x50 см. Таганрогская картинная галерея.
Пионы в синем кувшине. 1912 г.
С 1912 г. Н.Кузнецов участвовал в выставках общества «Свободное искусство», а в 1915 г. стал председателем этого общества и оставался им вплоть до 1922 г. В 1913, 1914 и 1915 гг. участвовал в выставках «Московского салона». В 1916 и 1917 гг. вместе со своим другом и соратником М. Лебланом, активно участвовал в выставках и являлся казначеем общества «Бубновый валет», выставлял преимущественно натюрморты. На выставке 1916 г. в Москве было представлено 4 его натюрморта.
Кафе вечером. На Рижском взморье. 1913 г. Холст, масло. Национальный художественный музей Белоруссии, Минск.
Бандоль. Франция. 1913 г. Челябинский музей изобразительных искусств.
Гранаты и яблоки. 1916 г. Холст, масло. 59x73 см. Челябинский музей изобразительных искусств.
Натюрморт с булкой (Завтрак). 1916 г. Холст, масло. 60х73,5 см. Челябинский музей изобразительных искусств.
Натюрморт с яйцами. Холст, масло. Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
Дриады. 1916 г. Холст, масло. 106х125 см. Челябинский музей изобразительных искусств.
Женская голова. 1916 г. Фанера, масло. 74х60 см. Государственный музей искусств Каракалпакии им. И.В. Савицкого, г. Нукус.
Жена художника Мария. 1916 г. Бумага, уголь. 100x80 см. Частное собрание.
В послереволюционное время Н.Кузнецов активно участвует в общественной деятельности. В 1918 г. он оформляет Пресненский район Москвы к первому празднику Первомая, работает для театра Пресненского района, создал Пролетарский музей Пресненского района, оформил Театральную площадь к съезду III Интернационала, много работает над оформлением театральных спектаклей. Театральное искусство вообще занимает особое место в жизни художника: он открывает даже свою театральную студию на Спиридоновке, участвует в открытии Московсго театра юного зрителя, возглавляет художественную студию в ГМИИ им. Пушкина.
Портрет жены. 1919 г. Холст, масло. 60х49 см. Челябинский музей изобразительных искусств.
Женский портрет. 1925-1930 гг. Холст, масло. 69х58 см. Частное собрание.
М.Ф. у пруда. 1932 г.
Далее три варианта одного зимнего московского пейзажа Н.Кузнецова в импрессионистской манере:
Большая Садовая улица в 1921 году. (1920-е гг.). Холст, наклеенный на картон, масло. 29,5х21,5 см. Частное собрание.
Большая Садовая улица в 1921 году. (1933 г.) Холст, наклеенный на картон, масло. 29,5х22 см. Частное собрание.
Большая Садовая улица в 1921 году. (1930-е гг.). Холст, наклеенный на картон, масло. 29,5х21,5. Частное собрание.
Чашка и яблоки. 1934 г. 31,5х35,5 см. Частное собрание.
Радиослушательница. 1935 г. Холст, масло. 65х81 см. Русская антикварная галерея.
В парке культуры. 1935 г. Холст, масло. 82,5 х 65 см. Русская антикварная галерея.
Пейзаж. 1939 г. Холст масло. 35х30 см. Частное собрание.
Большая Садовая улица в 1940 году. (1940 г.) Картон, масло. 29,5х22 см. Частное собрание.
В тридцатые годы Кузнецов преподает в Строгановском училище. Несмотря на то, что сам он никогда не обучался живописи в официальных учреждениях, это не смогло ему помешать стать преподавателем. Его коллегами становятся Ф.Рерберг, М.Леблан, И.Блохин. В 1933 г. Николай вступает в Московский союз художников, откуда его исключат в строгом 1937 г., как «не нашедшего своего творческого лица», и лишь в 1943 г. по ходатайству П.П.Кончаловского, А.А.Осьмеркина и В.В.Крайнева, а также личному указанию С.В.Герасимова, бывшего в тот момент Председателем Союза художников, восстановят снова. Возможность провести персональную выставку у Кузнецова появилась только в 1963 г. В это время выставка состоялась в Доме художника на ул. Жолтовского. За ней последовала вторая и третья персональные выставки, которые прошли в 1969 г. в Москве и Челябинске.
Сирень. 1944 г. Картон, масло. 48х50 см. Частное собрание.
Кремль. Боровицкая башня. 1947. Холст, масло. 48х62 см. Русская антикварная галерея.
Ночные фиалки. 1947 г. Частное собрание.
Московский Кремль. 1954 г. Холст, масло. 73х93 см. Русская антикварная галерея.
Скончался Николай Ефимович Кузнецов в 1970 году в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
В 1959 г. художник сам предлагает музеям приобрести его работы. Благодаря этому шагу сегодня картины Кузнецова можно увидеть в художественных собраниях Государственной Третьяковской галереи, Челябинском музее изобразительных искусств, Владимиро-Суздальском музее-заповеднике, Красноярском художественном музее им. В.И.Сурикова, Нижегородском художественном музее, Национальном художественном музее Белоруссии, Краснодарском краевом художественном музее, Музее истории и реконструкции Москвы, Саратовском художественном музее, Тульском художественном музее, Таганрогском художественном музее и др.
Глеб Поспелов. «Бубновый валет». 2-е издание. Москва, Издательство «Пинакотека», 2008 г.
Свежие комментарии