Константин Федорович Богаевский родился 12 января 1872 года в семье мелкого служащего при феодосийском городском управлении. С двенадцати лет он воспитывался в доме известного в Феодосии фабриканта Ивана Егоровича Шмитта. Здесь он обрел новую семью и оставался предан ей до кончины Софьи Антоновны Шмитт в 1928 году (Иван Егорович умер раньше).
С семи лет К. Ф. Богаевский не расставался с карандашом. Первым его художественным впечатлением была олеография "Извержение Везувия", случайно оказавшаяся у родителей.
Три человека сыграли исключительную роль в зрелой жизни Богаевского. Одним из них был художник Архип Куинджи. Именно он заметил юного ученика петербургской Академии художеств и привлек его в свою мастерскую. Без преувеличения можно сказать, что старый мастер сообщил своему ученику творческий импульс, на долгие годы определивший его судьбу художника. Первым учителем живописи Богаевского был Адольф Фесслер, преданный копиист Айвазовского. Первым учителем Куинджи был все тот же, тогда еще молодой начинающий художник Фесслер, подвизавшийся у Айвазовского в помощниках.
Другим человеком, помогавшим Богаевскому всю свою жизнь, своеобразным его ангелом-хранителем был художник Константин Кандауров.
И, наконец, третьим человеком, сильно повлиявшим на феодосийского художника, был поэт и художник Максимилиан Волошин, который жил в Коктебеле, недалеко от Феодосии. В творчестве двух художников было много общего, хотя искусство Богаевского более мощное и полифоничное, нежели камерное "однотонное" искусство Волошина.
Богаевского не пугали трудности: с молодых лет он взял себе за правило ежедневно работать, искать формы и способ изображения, непрестанно проводя опыты на пленэре и в мастерской. Художник считал большой радостью весь день посвящать живописи.
Богаевский жил уединенно и замкнуто, художественные выставки посещал крайне редко, с художественными новостями знакомился главным образом по журналам. Тем не менее он сумел отразить в своем творчестве существенные настроения времени и наметить одну из важных стилистических тенденций начала XX века. В этом тоже заключался феномен Богаевского.
Старый ствол. 1890
«Классический пейзаж» 1910г Холст, масло 120 х 142 Государственный Русский музей Санкт-Петербург
Первый самостоятельный творческий период Богаевского отмечен темной цветовой гаммой - палитрой мюнхенских художников. До 1904 г. он поглощен изображением трагической земли: в его пейзажах, как правило, низкий горизонт, что-то зловещее таится в старых развалинах или в земляных глыбах. Таковы "Древняя крепость" (1902), "Пустынная страна" и др. Далее полотна начинают представлять прямо-таки космические события и драмы: "Звезда-Полынь", "Генуэзская крепость" (обе 1906).
Старый Крым. 1902
«Древняя крепость» 1902. Холст, масло. 99 x 193 см Феодосийская картинная галерея им. И.К.Айвазовского
«Киммерийская область» 1910.
«Звезда полынь» 1908.
Максимилиан Волошин. Полынь Константину Федоровичу Богаевскому 1906. из цикла "Киммерийские сумерки" Костер мой догорал на берегу пустыни. Шуршали шелесты струистого стекла. И горькая душа тоскующей полыни В истомной мгле качалась и текла. В гранитах скал — надломленные крылья. Под бременем холмов — изогнутый хребет. Земли отверженной застывшие усилья. Уста Праматери, которым слова нет! Дитя ночей призывных и пытливых, Я сам — твои глаза, раскрытые в ночи К сиянью древних звезд, таких же сиротливых, Простерших в темноту зовущие лучи. Я сам — уста твои, безгласные как камень! Я тоже изнемог в оковах немоты. Я — свет потухших солнц, я — слов застывший пламень, Незрячий и немой, бескрылый, как и ты. О мать-невольница! На грудь твоей пустыни Склоняюсь я в полночной тишине... И горький дым костра, и горький дух полыни, И горечь волн — останутся во мне.
http://www.tanais.info/art/bogaevskyab3.html
«Генуэзская крепость» 1907 Холст, масло 80 х 173 Пермская государственная картинная галерея
Утро. Розовый гобелен. 1906
Примерно к 1907 г. относится перелом в творчестве Богаевского. Как бы пройдя катарсис, он высветляет палитру своих полотен - они словно наполняются покоем, молитвенным состоянием духа. "Тихая равнина", "Раннее утро", "Розовый гобелен", "Страна великанов", "Жертвенники" и другие картины 1908-09 гг. отличаются светлой гармонией. Скорее всего этот перелом в творчестве и мировосприятии художника был связан с его женитьбой.
«Жертвенники» 1907
Холст, масло 143,3 х 169
Ярославский художественный музей
«Утро» 1910
Холст, темпера 121,5 х 142,5
Государственная Третьяковская галерея Москва
В 1902 году Богаевский написал серию больших картин, объединенных общим настроением, где изобразил в разных ракурсах с детства знакомые мотивы: "Старый Крым", "Мертвый город (Старый город)", "Древняя крепость", "Пустынные скалы", "Монастырь на горе". В них художник решительно отказался от мистического ореола, свойственного произведениям немецких символистов, под обаянием которых он находился. В картины 1902-1904 годов Богаевский ввел динамические ракурсы. Он обобщил цвет до локальных цветовых пятен, наращивая одновременно его интенсивность. Подобные натурные перевоплощения способствовали выражению идеи вечности, незыблемости лика земли, как бы сдерживающей время, жизнь, развитие. Богаевский созидал миф о крушении культур.
«Старый Крым» 1903
Холст, масло. 110 x 160 см
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева
Картина, открывающая "киммерийский" цикл - "Последние лучи" (1903), - едва ли не самое "красочное" полотно в творчестве Богаевского. По стилистике она напоминает произведения Поля Гогена, и не только своей интенсивной цветностью, но и "гогеновским" экзотичным образом неведомой южной страны.
Консульская башня в Судаке. 1903
Неожиданно разразившаяся русско-японская война внесла смущение в тихое феодосийское общество. Богаевский был призван в армию и определен прапорщиком в Керченский гарнизон.
Сразу после демобилизации в 1906 году Богаевский женился на Жозефине Густавовне Дуранте.
Он с большим трудом вновь обретал творческий тонус, хотя впечатлений и замыслов, сложившихся за время армейской службы, было немало.
Смерть брата жены, в короткое время ставшего ему другом, наслоилась на годы "заключения" в Керченской крепости, на долгие месяцы одиночества и изолированности от привычной духовной среды. Неудивительно, что Богаевский создал вслед за этими событиями серию картин, где проявилось его новое отношение к миру, другая философия, отягченная постигшими его бедами.
Центральное произведение этого периода - "Звезда Полынь" (1907); в нем сконцентрировались философия художника, его отношение к жизни, его миропонимание, его излюбленные размышления. "Звезда Полынь" - апокалиптический сюжет, олицетворенный символ ужаса. "Полынь" у художника льет на землю мертвящий ужас. Остановилось время, будто звезда появилась из вневременного пространства и опалила острыми лучами каменные дома современного города. В мире установилась тягостная неподвижность магического света Полыни. Под ее разящими лучами все живое скрылось и исчезло. Осталась только каменная земля, будто ровесница звезды, подверженная каре жгучих лучей.
Вариации на тему карающего неба и грешной земли присутствуют и в двух других замечательных полотнах - "Солнце" (1906) и "Генуэзская крепость" (1907). Кажется неожиданным, что в 1907 году Богаевский изменил творческие ориентиры. Из его искусства исчезли "терзания" земли, они сменились миром тихой гармонии, будто Крым повернулся к художнику другой стороной, ранее им не замечаемой. И действительно, новый цикл картин: "Тихая равнина" (1907-1908), "Раннее утро" (1907), "Пейзаж" (1907), "Пейзаж со скалами" (1908), "Южная страна. Пещерный город" (1908), "Поток. Фантастический пейзаж" (1908) и другие - совсем по-иному воплощает представления художника о райской земле, о которой так хорошо мечталось в новой мастерской, с удовольствием благоустроенной Богаевским. Волошин назвал этот цикл картин "Золотым веком".
В первое десятилетие XX века Богаевский обрел широкую известность. Он находился в исключительно счастливых условиях для творческой жизни. Возрастающая слава вдохновляла его нравственно, обеспечивала материально. Жизнь на периферии, вдали от суеты столиц, позволяла сосредоточиться на работе.
Корабли. 1912
Поездка в Германию, Италию, Грецию очень существенна в биографии Богаевского.
Путешествие в Италию стало неким камертоном, по которому художник настраивал свое искусство. Художник стал грезить Италией. Он начал писать большие холсты на темы райской земли, страны величайших мастеров искусства.
Влияние Пуссена ощутимо в акварельных работах "Киммерийские сумерки", "Героический пейзаж" и другие. Оно перемежалось с воздействием Клода Лоррена, стилистика и образный мир которого просматриваются в картинах "Воспоминания об Италии" (1910), "Итальянский пейзаж" (1911), "Утро" (1910), "Корабли" (1912).
1910-е гг. - время участия Богаевского в выставках "Мира искусства" и СРХ, членом которых он являлся. Это период тесного общения с М. А. Волошиным. Тот не раз выступал в прессе со статьями о художнике, уделял много дружеского внимания, исподволь направлял его поиски.
"Воспоминание о Мантенье" - это дань восхищения художника мастерами Возрождения. В ней соединились несколько идейно-тематических версий: идея земного блага, идея планетного одиночества земли, идея ее разрушения, ее старости и мудрого спокойствия, идея обетованной земли, каковой обычно представлялась художнику Киммерия. Все вошло в картину и целостно спаяно в ней.
В 1903-1908 годах в творчестве Богаевского усилился декоративизм, который как бы "пророс" из натуры, преобразив качество цвета. В "гобеленном" цикле художник ориентировался на технику гобеленного плетения холста (“Жертвенники”, 1907).
Декоративное панно - явление новое для начала XX века, возникшее как возрождение традиции XVIII века. Большие картины Богаевского ("Воспоминание о Мантенье"), да и некоторые другие, меньших размеров, тяготели к форме панно, то есть к такому виду искусства, в котором задача украшения интерьера определяет характер художественной установки, "облегченность" заданной идеи. Современники не удивились, когда Михаил Петрович Рябушинский предоставил художнику стены своего особняка в Москве, купленного им у Зинаиды Григорьевны Морозовой, вдовы известного мецената Саввы Тимофеевича Морозова.
Творчество Богаевского давно привлекало внимание Рябушинского. В 1908 году он приобрел картины "Жертвенники" и "Пейзаж" (1907), на следующий год - "Пейзаж со скалами", в 1910 году - "Киммерийскую область" и некоторые акварели: "Пейзаж с замком" и другие. Вероятно, эти приобретения навели Рябушинского на мысль заказать Богаевскому четыре панно (по числу стен большой комнаты) на тему "Романтический пейзаж".
В годы Первой мировой войны Богаевский был мобилизован в рабочую роту под Севастополь. Лишившись возможности писать, но не способности творить, он создаст свои картины "внутри себя", едва успевая зарисовывать эти композиции во время короткого отдыха.
В годы революции Богаевский был членом Феодосийского литературно-артистического кружка, куда входили О. Э. Мандельштам, А. К Герцык, С. Я. Парнок, М. А. Волошин и др. По поручению Общества охраны памятников искусства зарисовывал исторические памятники Крыма. В 1923 г. за восемнадцать дней, исполнил четыре панно для Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве.
Вскоре он обратился к новой для себя технике - литографии, успех в которой давно предсказывал ему Волошин. Действительно, графическое наследие Богаевского не менее ценно, чем живописное.
В 1923 году вышел в свет альбом литографий Богаевского. Среди литографий выделяется цикл, объединенный общей темой - "Звезда" (1923), один из листов которого возвращает нас к сюжету картины "Звезда Полынь". Такое же холодное свечение планеты, замораживающее острыми лучами безжизненную землю. Каменистое нагорье не может пробудиться от магического света звезды.
В 1926 году он окончил живописное полотно "Феодосия", полностью соответствующее его минорным настроениям. "Феодосия" - одно из самых сильных произведений Богаевского. Картина содержит много конфликтного, присущего трагедийному сознанию общества 1920-х годов.
К 1930 году относится "Крымский пейзаж", представляющий образ земли, полной гармонии и умиротворения. Каждый из компонентов картины, будучи соединены вместе, рождают необычный облик неведомой страны, напоминающей Крым лишь отдаленно.
Поездки художника на нефтепромыслы, на Днепрострой подтолкнули мысль мастера к созданию серии городов будущего. Замысел не был осуществлен, но отдельные картины позволяют судить о достигнутом. Картины "Город будущего" (1932) и "Порт воображаемого города" нельзя назвать удачными. У художника не получилось представить город будущего таким, чтобы в нем присутствовали действительно новые архитектурные формы. Богаевский "строит" свой "Порт", используя формы днепрогэсовских "быков", лишь слегка их видоизменяя, вводит в город американские небоскребы.
Днепрострой. 1930
Баку. Нефтевышки. 1931
Едва ли не лучшим и, можно сказать, кульминационным для творчества Богаевского 1930-х годов является большое полотно "Крымский пейзаж" (1938).
В июне 1941 года разразилась война с фашистской Германией - третья война в жизни Богаевского. В ночь накануне объявления войны бомбили Севастополь, и весть об этом трагическом событии докатилась до феодосийцев незамедлительно. В 1941 году началась тяжелая фашистская оккупация.
В 1941 году оказался в оккупации, погиб в 1943 году при бомбардировке Феодосии советской авиацией. Похоронен в Феодосии на городском кладбище (старом).
До конца жизни Богаевский творил пейзажи своей "внутренней" страны - "Богаевии" (по прозванию друзей). Почти всем им свойственна запечатленная тишина, внутренняя лирическая сосредоточенность. Когда смотришь на полотно художника, кажется, что можно услышать голос молчания. Таковы "Феодосия" (1930), "Первозданный пейзаж" (1931), "Радуга" (1932), "Тавроскифия" (1937), "Пейзаж с водопадом" (1942).
http://www.artsait.ru/art/b/bogaevsky/main2.htm
http://www.kimmeria.com/kimmeria/feodosiya/museum_gallery_bogaevskii_10.htm
Воспоминание о Мантенье. 1910
Итальянский пейзаж. 1911
Феодосия зимой, 1940
Каффа (Старая Феодосия). 1927
Крымский пейзаж. 1930
http://nnm.ru/blogs/blobick/bogaevskiiy_konstantin_fedorovich/
Пейзаж со скалами. Старый Крым. 1908
Константин Богаевский. Пальмы. 1908 года. Бумага, акварель, пастель.
Севастопольский Художественный музей ИМ. П.М.Крошицкого
Максимилиан Волошин. Венок сонетов .......... Явь наших снов земля не истребит: В парче лучей истают тихо зори, Журчанье утр сольется в дневном хоре, Ущербный серп истлеет и сгорит, Седая зыбь в алмазы раздробит Снопы лучей, рассыпанные в море, Но тех ночей, разверстых на фаворе, Блеск близких Солнц в душе не победит. Нас не слепят полдневные экстазы Земных пустынь, ни жидкие топазы, Ни токи смол, ни золото лучей. Мы шелком лун, как ризами, одеты, Нам ведом день немеркнущих ночей, — Полночных Солнц к себе нас манят светы.
http://www.tanais.info/art/bogaevskyab3.html
Феодосия
Облако. 1920
Феодосия
Константин Богаевский. Последние лучи.
1903. Холст, масло. Севастопольский художественный музей им. П.М.Крошицкого
http://www.tanais.info/art/pic/bogaevsky8.html
Максимилиан Волошин. 1910. Солнце! Твой родник В недрах бьет по темным жилам.. Воззывающий свой лик Обрати к земным могилам! Солнце! Из земли Руки черные простерты... Воды снежные стекли, Тали в поле ветром стерты. Солнце! Прикажи Виться лозам винограда. Завязь почек развяжи Властью пристального взгляда!
http://www.tanais.info/art/bogaevskyab3.html
Свежие комментарии