Виллем Кальф (нидерл. Willem Kalf, 1619, Роттердам — 31 июля 1693, Амстердам) — один из самых известных голландских мастеров натюрморта.
![](https://r3.mt.ru/r1/photoD74A/20696152405-0/jpg/bp.jpeg)
Виллем Кальф был шестым ребёнком в семье состоятельного роттердамского торговца сукном и члена городского совета Роттердама. Отец Виллема умер в 1625 г., когда мальчику было 6 лет. Мать продолжила семейное дело, но без особых успехов. Не сохранилось данных о том, у кого из художников учился Кальф; возможно, его учителем был Хендрик Пот из Харлема, где проживали родственники Кальфов. Незадолго до смерти своей матери в 1638 г.
![](https://r4.mt.ru/r1/photoA2AB/20811516650-0/jpg/bp.jpeg)
Натюрморт с китайской чашкой и наутилусом (1662) (Мадрид, музей Тиссена-Борнемисы).
Виллем покинул родной город и переехал в Гаагу, а затем в 1640-41 гг. поселился в Париже. Там, благодаря своим «крестьянским интерьерам», написанным во фламандской традиции, близкой к творчеству Давида Тенирса и других художников XVII в., Кальф быстро завоевал признание. На его деревенских интерьерах человеческие фигуры находились скорее на заднем плане, а всё внимание зрителя концентрировалось на хорошо освещённых, красочных и искусно выложенных фруктах, овощах и разных предметах домашнего обихода.
![](https://r2.mt.ru/r1/photoFA2C/20034589499-0/jpg/bp.jpeg)
Ещё в Париже Кальф сумел создать на основе так называемых банкетных сцен (banketjes), известных по картинам Питера Клаеса, Виллема Класа Хеды и Яна де Хеема 1630-х гг., новую форму искусно сгруппированного натюрморта с дорогими, богато украшенными предметами (большей частью бутылями, тарелками, бокалами) из отражающих свет материалов — золота, серебра, олова или стекла. Это мастерство художника достигло своей вершины в амстердамский период его творчества в завораживающих «роскошных натюрмортах» (pronkstilleven). Самое известное (и при высоте в 2 м самое большое) произведение Кальфа парижского периода является потрясающий натюрморт с драгоценными сосудами, доспехами и оружием, выполненный в 1644-45 гг. предположительно по заказу маршала де Тессе и хранящийся ныне в Музее де Тессе в Ле-Мане.
![](https://r3.mt.ru/r1/photo8E1B/20257662348-0/jpg/bp.jpeg)
Десерт (1653-1854) (С-Петербург, Эрмитаж)
В 1646 г. Виллем Кальф на некоторое время вернулся в Роттердам, потом переехал в Амстердам и Хоорн, где в 1651 г. женился на Корнелии Плувье, дочери протестантского священника. Корнелия была известным каллиграфом и поэтессой, дружила с Константином Хёйгенсом, личным секретарём трёх штатгальтеров молодой Голландской республики, уважаемым поэтом и наверное самым опытным знатоком мирового театрального и музыкального искусства своего времени. В 1653 г. семейная пара переехала в Амстердам, где у них родилось четверо детей. Несмотря на свою состоятельность, Кальф так и не обзавёлся собственным домом.
![](https://r1.mt.ru/r1/photo3C27/20480735197-0/jpg/bp.jpeg)
Натюрморт (1640-1645) (Лос-Анжелес, Музей Пола Гетти)
Он часто помогал попавшим в нужду коллегам и знакомым. В амстердамский период в свои совершенные натюрморты Кальф стал включать экзотические предметы: китайские вазы, раковины и до этого времени не виданные тропические фрукты — полуочищенные апельсины и лимоны. Эти предметы привозили в Нидерланды из Америки, они были излюбленными предметами престижа достигшего благоденствия бюргерства, выставлявшего свою зажиточность напоказ. Как и все натюрморты того времени, творения Кальфа были призваны выразить иконографическую мысль о бренности — «memento mori» («помни о смерти»), служить предостережением о том, что все вещи, живые и неживые в конце концов преходящи.
![](https://r2.mt.ru/r1/photo0DF7/20703808046-0/jpg/bp.jpeg)
Натюрморт (ок.1660) (Вашингтон, Нац. галерея)
Кальфу однако было важно другое. Всю свою жизнь он испытывал живой интерес к игре света и световым эффектам на различных материалах, начиная с текстуры шерстяных ковров, яркого блеска металлических предметов из золота, серебра или олова, мягкого сияния фарфора и разноцветных раковин и заканчивая таинственным мерцанием граней красивейших бокалов и ваз в венецианском стиле. Продуманная до самых мелочей композиция натюрмортов Кальфа обеспечивается не только специфическими правилами, но и уникальной и сложной режиссурой света. Как и на его ранних крестьянских интерьерах, отдельные, очень красочные предметы залиты светом из невидимого источника (вспомнить только, например, сияюще красного омара с известного «Натюрморта с рогом амстердамской гильдии стрелков Св. Себастьяна, омаром и кубками»).
![](https://r2.mt.ru/r1/photoA1CD/20926880895-0/jpg/bp.jpeg)
натюрморт с китайской вазой (1669) (Индианополис, Музей искусства)
Другие ценные предметы — гранёные, часто наполовину наполненные вином кубки, проступают из темноты фона постепенно, через некоторое время. Часто их форма лишь удивительным образом угадывается в отражении лучей света. Никому кроме Кальфа не удалось так реалистично показать проникающий через раковину наутилуса свет. Абсолютно справедливо Кальфа называют «Вермером натюрмортной живописи», и кое-где Кальф его превзошёл.
![](https://r3.mt.ru/r1/photoFD14/20149953744-0/jpg/bp.jpeg)
С 1663 г. Кальф писал меньше, она занялся торговлей предметами искусства и стал востребованным экспертом по искусству. В частности он наряду с другими художниками (в том числе Яном Вермером) участвовал в оценке пресловутой итальянской коллекции поддельных картин, которую в 1672 г. предложили купить «Великому курфюрсту» Фридриху Вильгельму.
![](https://r4.mt.ru/r1/photo7625/20373026593-0/jpg/bp.jpeg)
Натюрморт с китайской вазой (частная коллекция)
Виллем Кальф умер в возрасте 74 лет, получив травму вследствие падения по дороге домой, возвращаясь из гостей. Благодаря своим уникальным изобразительным способностям вкупе с отличным образованием и обширными познаниями в естественных науках он значительно расширил иллюзионистические возможности натюрморта. Его творения являются непревзойдёнными образцами этого искусства.
![](https://r4.mt.ru/r1/photoB373/20596099442-0/jpg/bp.jpeg)
Натюрморт с китайской посудой (частная коллекция)
![](https://r1.mt.ru/r1/photoCE20/20819172291-0/jpg/bp.jpeg)
Натюрморт с китайской посудой и наутилусом (ок.1660) (Мадрид, музей Тиссена-Борнемисы)
![](https://r.mt.ru/r1/photo849C/20042245140-0/jpg/bp.jpeg)
Натюрморт с наутилусом (ок.1660) (Мадрид, музей Тиссена-Борнемисы)
![](https://r5.mt.ru/r1/photo682E/20265317989-0/jpg/bp.jpeg)
Натюрморт с омаром и рогом для питья (ок.1653) (Лондон, Нац. галерея)
![](https://r2.mt.ru/r1/photo01C1/20488390838-0/jpg/bp.jpeg)
Натюрморт с омаром и фруктами (1650-е) (Нью-Йорк, Метрополитен)
![](https://r3.mt.ru/r1/photo6692/20934536536-0/jpg/bp.jpeg)
Натюрморт с омаром
![](https://r2.mt.ru/r1/photoE84E/20603755083-0/jpg/bp.jpeg)
Натюрморт с рёмером (1659) (Гаага, Королевская галерея Маурицхёйс)
![](https://r5.mt.ru/r1/photo9DC8/20049900781-0/jpg/bp.jpeg)
Натюрморт с серебряным кувшином и позолоченным кубком (ок.1655-1657) (Амстердам, Гос.музей)
![](https://r5.mt.ru/r1/photo9C3A/20719119328-0/jpg/bp.jpeg)
Натюрморт с фарфоровой вазой, позолоченным кувшином и бокалом (ок.1643) (Лос-Анжелес, LACMA)
![](https://r1.mt.ru/r1/photo45C4/20388337875-0/jpg/bp.jpeg)
Натюрморт с фруктами, посудой и вазой (1659) (Нью-Йорк, Метрополитен)
![](https://r.mt.ru/r1/photo1B7A/20057556422-0/jpg/bp.jpeg)
Натюрморт с кубком наутилус и посудой (1678) (Копенгаген, Гос. музей).
![](https://r3.mt.ru/r1/photoD74A/20696152405-0/jpg/bp.jpeg)
Виллем Кальф был шестым ребёнком в семье состоятельного роттердамского торговца сукном и члена городского совета Роттердама. Отец Виллема умер в 1625 г., когда мальчику было 6 лет. Мать продолжила семейное дело, но без особых успехов. Не сохранилось данных о том, у кого из художников учился Кальф; возможно, его учителем был Хендрик Пот из Харлема, где проживали родственники Кальфов. Незадолго до смерти своей матери в 1638 г.
![](https://r4.mt.ru/r1/photoA2AB/20811516650-0/jpg/bp.jpeg)
Натюрморт с китайской чашкой и наутилусом (1662) (Мадрид, музей Тиссена-Борнемисы).
Виллем покинул родной город и переехал в Гаагу, а затем в 1640-41 гг. поселился в Париже. Там, благодаря своим «крестьянским интерьерам», написанным во фламандской традиции, близкой к творчеству Давида Тенирса и других художников XVII в., Кальф быстро завоевал признание. На его деревенских интерьерах человеческие фигуры находились скорее на заднем плане, а всё внимание зрителя концентрировалось на хорошо освещённых, красочных и искусно выложенных фруктах, овощах и разных предметах домашнего обихода.
![](https://r2.mt.ru/r1/photoFA2C/20034589499-0/jpg/bp.jpeg)
Ещё в Париже Кальф сумел создать на основе так называемых банкетных сцен (banketjes), известных по картинам Питера Клаеса, Виллема Класа Хеды и Яна де Хеема 1630-х гг., новую форму искусно сгруппированного натюрморта с дорогими, богато украшенными предметами (большей частью бутылями, тарелками, бокалами) из отражающих свет материалов — золота, серебра, олова или стекла. Это мастерство художника достигло своей вершины в амстердамский период его творчества в завораживающих «роскошных натюрмортах» (pronkstilleven). Самое известное (и при высоте в 2 м самое большое) произведение Кальфа парижского периода является потрясающий натюрморт с драгоценными сосудами, доспехами и оружием, выполненный в 1644-45 гг. предположительно по заказу маршала де Тессе и хранящийся ныне в Музее де Тессе в Ле-Мане.
![](https://r3.mt.ru/r1/photo8E1B/20257662348-0/jpg/bp.jpeg)
Десерт (1653-1854) (С-Петербург, Эрмитаж)
В 1646 г. Виллем Кальф на некоторое время вернулся в Роттердам, потом переехал в Амстердам и Хоорн, где в 1651 г. женился на Корнелии Плувье, дочери протестантского священника. Корнелия была известным каллиграфом и поэтессой, дружила с Константином Хёйгенсом, личным секретарём трёх штатгальтеров молодой Голландской республики, уважаемым поэтом и наверное самым опытным знатоком мирового театрального и музыкального искусства своего времени. В 1653 г. семейная пара переехала в Амстердам, где у них родилось четверо детей. Несмотря на свою состоятельность, Кальф так и не обзавёлся собственным домом.
![](https://r1.mt.ru/r1/photo3C27/20480735197-0/jpg/bp.jpeg)
Натюрморт (1640-1645) (Лос-Анжелес, Музей Пола Гетти)
Он часто помогал попавшим в нужду коллегам и знакомым. В амстердамский период в свои совершенные натюрморты Кальф стал включать экзотические предметы: китайские вазы, раковины и до этого времени не виданные тропические фрукты — полуочищенные апельсины и лимоны. Эти предметы привозили в Нидерланды из Америки, они были излюбленными предметами престижа достигшего благоденствия бюргерства, выставлявшего свою зажиточность напоказ. Как и все натюрморты того времени, творения Кальфа были призваны выразить иконографическую мысль о бренности — «memento mori» («помни о смерти»), служить предостережением о том, что все вещи, живые и неживые в конце концов преходящи.
![](https://r2.mt.ru/r1/photo0DF7/20703808046-0/jpg/bp.jpeg)
Натюрморт (ок.1660) (Вашингтон, Нац. галерея)
Кальфу однако было важно другое. Всю свою жизнь он испытывал живой интерес к игре света и световым эффектам на различных материалах, начиная с текстуры шерстяных ковров, яркого блеска металлических предметов из золота, серебра или олова, мягкого сияния фарфора и разноцветных раковин и заканчивая таинственным мерцанием граней красивейших бокалов и ваз в венецианском стиле. Продуманная до самых мелочей композиция натюрмортов Кальфа обеспечивается не только специфическими правилами, но и уникальной и сложной режиссурой света. Как и на его ранних крестьянских интерьерах, отдельные, очень красочные предметы залиты светом из невидимого источника (вспомнить только, например, сияюще красного омара с известного «Натюрморта с рогом амстердамской гильдии стрелков Св. Себастьяна, омаром и кубками»).
![](https://r2.mt.ru/r1/photoA1CD/20926880895-0/jpg/bp.jpeg)
натюрморт с китайской вазой (1669) (Индианополис, Музей искусства)
Другие ценные предметы — гранёные, часто наполовину наполненные вином кубки, проступают из темноты фона постепенно, через некоторое время. Часто их форма лишь удивительным образом угадывается в отражении лучей света. Никому кроме Кальфа не удалось так реалистично показать проникающий через раковину наутилуса свет. Абсолютно справедливо Кальфа называют «Вермером натюрмортной живописи», и кое-где Кальф его превзошёл.
![](https://r3.mt.ru/r1/photoFD14/20149953744-0/jpg/bp.jpeg)
С 1663 г. Кальф писал меньше, она занялся торговлей предметами искусства и стал востребованным экспертом по искусству. В частности он наряду с другими художниками (в том числе Яном Вермером) участвовал в оценке пресловутой итальянской коллекции поддельных картин, которую в 1672 г. предложили купить «Великому курфюрсту» Фридриху Вильгельму.
![](https://r4.mt.ru/r1/photo7625/20373026593-0/jpg/bp.jpeg)
Натюрморт с китайской вазой (частная коллекция)
Виллем Кальф умер в возрасте 74 лет, получив травму вследствие падения по дороге домой, возвращаясь из гостей. Благодаря своим уникальным изобразительным способностям вкупе с отличным образованием и обширными познаниями в естественных науках он значительно расширил иллюзионистические возможности натюрморта. Его творения являются непревзойдёнными образцами этого искусства.
![](https://r4.mt.ru/r1/photoB373/20596099442-0/jpg/bp.jpeg)
Натюрморт с китайской посудой (частная коллекция)
![](https://r1.mt.ru/r1/photoCE20/20819172291-0/jpg/bp.jpeg)
Натюрморт с китайской посудой и наутилусом (ок.1660) (Мадрид, музей Тиссена-Борнемисы)
![](https://r.mt.ru/r1/photo849C/20042245140-0/jpg/bp.jpeg)
Натюрморт с наутилусом (ок.1660) (Мадрид, музей Тиссена-Борнемисы)
![](https://r5.mt.ru/r1/photo682E/20265317989-0/jpg/bp.jpeg)
Натюрморт с омаром и рогом для питья (ок.1653) (Лондон, Нац. галерея)
![](https://r2.mt.ru/r1/photo01C1/20488390838-0/jpg/bp.jpeg)
Натюрморт с омаром и фруктами (1650-е) (Нью-Йорк, Метрополитен)
![](https://r3.mt.ru/r1/photo6692/20934536536-0/jpg/bp.jpeg)
Натюрморт с омаром
![](https://r2.mt.ru/r1/photoE84E/20603755083-0/jpg/bp.jpeg)
Натюрморт с рёмером (1659) (Гаага, Королевская галерея Маурицхёйс)
![](https://r5.mt.ru/r1/photo9DC8/20049900781-0/jpg/bp.jpeg)
Натюрморт с серебряным кувшином и позолоченным кубком (ок.1655-1657) (Амстердам, Гос.музей)
![](https://r5.mt.ru/r1/photo9C3A/20719119328-0/jpg/bp.jpeg)
Натюрморт с фарфоровой вазой, позолоченным кувшином и бокалом (ок.1643) (Лос-Анжелес, LACMA)
![](https://r1.mt.ru/r1/photo45C4/20388337875-0/jpg/bp.jpeg)
Натюрморт с фруктами, посудой и вазой (1659) (Нью-Йорк, Метрополитен)
![](https://r.mt.ru/r1/photo1B7A/20057556422-0/jpg/bp.jpeg)
Натюрморт с кубком наутилус и посудой (1678) (Копенгаген, Гос. музей).
Свежие комментарии