Искусство

72 008 подписчиков

Свежие комментарии

  • Natalia Kulik
    Восхитительно! Бесподобно!Художник Виталий ...
  • Олег Викторов
    С САМОГО ДЕТСТВА,МЕНЯ ВОЛНОВАЛА ЭТА,ДО ГЛУБИНЫ ДУШИ ВОЛНУЮЩАЯ КАРТИНА! БРАВО,АВТОРУ ЭТОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА!Фёдор Решетников ...
  • Валерий Евстафьев
    Объёма, как всегда, нет. Самая плоская живопись на свете - цветочные натюрморты. Почему, интересно.Художник Виталий ...

Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 43

Сегодня опять будет ретроспектива.


43. Ретроспектива: Вирсавия

Ну, точнее, не совсем уже девушка, а, хоть и молодая, но вполне уже замужняя женщина. Вообще-то её звали Бат-Шеба или Бат-Шуа, но в греческом переводе Библии её назвали Вирсавией. На самом деле, не очень понятно, почему так получилось. Вирсавией в Библии назывался город Беэр-Шева, что является вполне созвучной транскрипцией. Получается, что греки при переводе имени Бат-Шебы не слишком заморачивались, а назначили ей имя Вирсавия по не очень уж и близкому созвучию с известным городом, к которому она, к тому же, не имела никакого отношения. Ну, коли уж в нашей традиции зовётся она Вирсавией, мы впредь так и будем её называть.

По мнению некоторых исследователей, Вирсавия была этнической хетткой, и её имя Бат-Шуа — это уже еврейская транскрипция хеттского варианта, связанного с их богиней Шавушкой. Эта версия подтверждается тем, что муж Вирсавии, Урия, был хеттом — он так и фигурирует в Книге Царств как Урия Хеттеянин. А хетты — это была индоевропейская народность, заселявшая в те времена часть территории нынешних Сирии и Турции.

А в какие это «те времена» — спросите вы. Так вот, происходили эти события примерно за тысячу лет до нашей эры, во времена царя Давида, который во всей этой истории и сыграет ключевую роль.



Итак, жил-был царь Давид, был у него отважный воин и полководец Урия Хеттеянин, а у того была жена Вирсавия, обладавшая неземной красотой. и жили они по соседству — двор Урии хорошо просматривался с крыши (по некоторым данным — с балкона) царского дворца. События, о которых пойдёт речь, произошли в то время, когда Урия был на войне с аммонитянами (между прочим, это потомки Аммона, родившегося в результате инцеста Лота и его младшей дочери).

Давид как-то вечерком прогуливался то ли по крыше, то ли по балкону своего царского дворца и вдруг, посмотрев вниз, увидел, что там девушка восхитительной красоты совершает омовение, само собой, в чём мать родила. Согласитесь, история эта напоминает случай, произошедший в Вавилоне пятьюстами годами позже, с Сусанной и старцами, но если тот инцидент имеет однозначное толкование с точки зрения морали и этики, да и завершилось там всё по справедливости — зло было наказано, а добро восторжествовало — то казус с Давидом и Вирсавией и по своей сути, и по своим последствиям представляется на порядок более сложным.

Ганс Мемлинг (Hans Memling, около 1433 –1494, Германия, Фландрия)
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 43
Видите, там, на балконе, в левом верхнем углу?
Давид был поражен красотой Вирсавии и, натурально, впал в прелесть. Конечно, он прекрасно понял, кто она такая и чья она жена, и тут бы ему вспомнить заповедь «не возжелай жену ближнего своего», да куда там! Дальше есть разные версии: то ли он написал Вирсавии письмо с приглашением и отправил его с нарочным, то ли просто приказал своим слугам доставить Вирсавию во дворец. О возражениях со стороны Вирсавии или о её сопротивлении ничего не известно, она пришла к Давиду, и всё сразу у них там срослось. А дальше, как говорится, они начали встречаться.

И вот, через какое-то время Вирсавия заявляет Давиду: мол всё, доигрались, две полоски, я беременна, и что будем делать? Давид реально перепугался, ситуация была аховая. Если Вирсавия родит, пока муж её льёт кровь на аммонитянских фронтах, то её признают блудницей и забьют камнями. Но ведь возникнет вопрос — а от кого? А что знают двое, как говорится, то знает и свинья, хоть это и не кошерно звучит. А про интрижку Давида с Вирсавией много кто знал... Скандал будет вселенский, а там и до импичмента недалеко! Дело, очевидно, принимало совсем гнилой оборот.

Но Давид придумал хитрый план. Он вызвал Урию с фронта, якобы для доклада о военных действиях, принял его, а вечером сказал, мол, давай, друг Урия, иди к своей молодой жене, она, верно, истосковалась по тебе, а завтра с утра — в путь. Но Урия ответил, что он не может предаваться развлечениям с женой, когда его братья по оружию сражаются на войне — и остался ночевать на ступеньках царского дворца. На следующий день Давид повторил попытку — с утра заманил Урию во дворец, закатил в честь него пир, напоил его, и к вечеру снова попытался было отправить его к молодой жене. А Урия опять за своё: мол, не могу, когда друзья гибнут — и снова улёгся на ступеньках.

План Давида — заставить Урию переспать с женой и «списать» младенца на него — не сработал. Давид запаниковал, вероятно, не спал всю ночь, и к утру родил новую идею. Он написал письмо командарму Иоаву, где предписывал отправить Урию на самый тяжёлый участок фронта, и при этом не давать ему подкрепления. Зная безупречную честность и надёжность Урии, Давид с ним и передал письмо для командарма, будучи уверен, что Урия его не вскроет и не прочитает. Так и случилось. Через некоторое время пришла весть о гибели Урии. Вирсавия семь дней носила траур, а на восьмой вступила в брак с царём Давидом. В положенное время она родила сына.

А потом к Давиду пришёл старец Нафан, имевший репутацию пророка, напрямую контактировавшего с Богом. И говорит ему примерно следующее. Мол, рассуди одну коллизию — жили по соседству богач и бедняк, у богача было большое стадо, а у бедняка — одна овечка, которую он не резал, потому что любил как домашнего питомца, и даже больше — ну прямо как родную дочь! А тут к богачу гости приехали — ну, там, коньячок-шашлычок, сам понимаешь, а ему жалко стало свою скотину на мясо резать, вот он и взял у бедного соседа овечку, зарезал её и пустил на барбекю для ублажения гостей. Что скажешь?

Давид страшно возмутился, просто вскипел — подлец, мол, и негодяй! Убить его надо, он смерти достоин! По крайней мере, пусть заплатит вчетверо за эту овечку! Пророк Нафан усмехнулся — остынь, мол, неужто ты не понял — это же я про тебя рассказал! Тут до царя дошло, и сделался он удрученным и сокрушенным. Да я и сам, говорит, раскаиваюсь в том, что совершил. «Знаю», — ответил старец, потому, мол, Господь и оставил тебя в живых, хотя ты сам сказал, что укравший овечку — смерти достоин! Но заплатишь ты вчетверо...

Четыре несчастья случились после этого в роду Давида: умер его с Вирсавией первенец; старший сын Амнон изнасиловал свою сестру Фамарь; другой сын Давида — Авессалом, узнав об этом, убил Амнона; вскорости и сам Авессалом стал жертвой предательства и пал от руки командарма Иоава, пославшего по приказу Давида на смерть Урию Хеттеянина — круг замкнулся.

Давид, похоже, на самом деле искренне раскаялся в том, что совершил. Он написал свой знаменитый 50-й псалом, ставший символом покаяния. А Вирсавия родила еще одного сына, которого назвали Соломоном. Ему суждено было стать иудейским царём, преемником Давида. Соломон прославился тем, что построил Иерусалимский храм. Он написал несколько книг, вошедших в Ветхий Завет: книгу Екклесиаста, книгу Притчей Соломоновых, а также знаменитую Песню Песней... Но это, как говорится, совсем уже другая история.

Омовение Вирсавии стало одной из популярнейших тем в живописи, начиная с Раннего Возрождения. Часто, как на представленной выше картине Ганса Мемлинга, изображался наблюдавший за ней Давид. Нередко Вирсавия была в окружении служанок, иногда также обнаженных. На некоторых картинах мы можем увидеть Вирсавию с письмом от Давида. Есть и иные варианты художественного представления этой библейской легенды... Ещё надо заметить, что Вирсавия, как и Сусанна, попавшая в переделку со старцами, была декларирована как женщина неземной, невиданной красоты! Стало быть, её живописный образ являет собой отражение идеалов женской красоты той или иной страны в определенное время, с поправкой, конечно, на личные вкусы художника. Впрочем, что тут рассуждать, давайте лучше смотреть. Художники, как и всегда, будут представлены в порядке дат их рождения.
Жан Бурдишон (Jean Bourdichon, 1457-59 — 1521, Франция)
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 43

Франчабиджо, он же Франческо ди Кристофано Биджи (Franciabigio, 1482 — 1525, Флоренция). Письмо Урии
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 43
Картина требует отдельного пояснения. Здесь воедино соединены три эпизода, происходившие в разное время. В левой части — сцена купания Вирсавии и Давидова балконного вуайеризма. В центре изображено застолье, в процессе которого Давид пытался напоить Урию, чтобы отправить-таки его к молодой жене для утех. А справа — момент отъезда Урии, прощания его с Давидом и передачи ему письма для полководца Иоава, где содержится приказ избавиться от Урии. То есть, название «Письмо Урии» не означает, что это письмо от Урии или для Урии, а говорит о том, что письмо было всего лишь вручено Урии для передачи «по инстанции».
Рафаэль (Raphael, Raffaello Sanzio da Urbino, 1483 — 1520)
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 43
Здесь тоже сплошные символы. Создается впечатление, что Вирсавия с Давидом жили совсем рядом, через улочку, и она специально вышла на свой балкончик, чтоб помыться, да и подразнить соседа. А воины, заполнившие пространство между домами Вирсавии и Давида, видимо, призваны символизировать её героического мужа, сражавшегося в битвах с врагами.
Ян ван Скорел (Jan van Scorel, 1495 – 1562, Нидерланды)
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 43

Парис Бордоне (Paris Bordone, 1500 – 1570, Италия)
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 43

Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 43
На картинах Бордоне какая-то странная дислокация купален.
На второй — такое впечатление, что прямо посреди улицы...


Ян Массейс (Jan Massys, Matsys или Metsys; ок. 1509 — 1575, Фландрия – Нидерланды)
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 43

Давид и Вирсавия
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 43
В этой версии Массейса Давид сам заявился в купальню, чтоб пригласить девушку к себе — пошли, мол, кофейку попьём, туда-суда...

Доменико Брузасорци (Domenico Brusasorci, aka Domenico Riccio, 1516 – 1567, Италия)
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 43

Паоло Веронезе (Paolo Veronese, 1528 – 1588, Италия)
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 43
Здесь тоже Давид лично приглашает Вирсавию. Выглядит он явно постарше, чем у Массейса.

Джованни Баттиста Нальдини (Giovanni Battista Naldini, 1535 — 1591, Италия)
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 43

Лукас ван Фалькенборх (Lucas van Valckenborch, 1535 — 1597, Фландрия)
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 43
А тут Давид мог её только разве что в подзорную трубу рассмотреть

Якопо Дзуккки (Jacopo Zucchi, 1540 – 1596, Италия)
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 43
Тут купается почему-то целая компания. Сама Вирсавия — очевидно, она справа от центра картины — мягко говоря, не алё...

Ханс фон Аахен (Hans von Aachen, 1552 – 1615, Нидерланды)
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 43
По-моему, у неё чего-то не то с задницей...

Корнелис Корнелиссен (Cornelis Cornelissen или Cornelis van Haarlem, 1562 – 1638, Нидерланды)
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 43
Про политкорректность знали ещё тогда...

Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 43

Хендрик ван Бален Старший (Hendrik van Balen, ок.1575 — 1632, Фландрия — Нидерланды)
Вирсавия получает письмо
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 43
Видите, а в этой версии, пока она мылась, Давид успел написать ей письмо с приглашением и передать с курьершей.

Питер Пауль Рубенс (Peter Paul Rubens, 1577–1640, Фландрия – Нидерланды)
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 43
Тот же вариант, только здесь курьер-негритёнок... ой, афроизраильтянин...

Питер Ластман (Pieter Lastman, 1583 – 1633, Нидерланды)
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 43

Массимо Станционе (Massimo Stanzione, 1585 – 1656, Италия)
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 43

Йоханн Кёниг (Johann König, 1586 – 1642, Германия)
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 43

Артемизия Джентилески (Artemisia Gentileschi, 1593 – 1653, Италия)
На Артемизии остановимся поподробнее. Она была дочерью художника Орацио Джентилески, и вместе с братьями буквально выросла в его студии, с детства проявляя незаурядные способности. В 17 лет она написала первое крупное полотно, посвященное Сусанне и старцам (к этой теме она возвращалась не раз). Когда девушке было 19, отец нанял для ее обучения своего друга и коллегу Агостино Тацци, которому было уже 35 лет. Тот быстренько соблазнил (по некоторым данным — изнасиловал) ученицу и стал с ней сожительствовать, пообещав жениться. Когда отец, узнав об этом, потребовал выполнить обещание, Тацци отмахнулся, мол, она сожительствует со всей художественной богемой. Разъярённый папаша подал в суд на Тацци, тем более, что тот еще и утащил картину из его мастерской. Следствие шло почти год, Тацци был признан виновным в изнасиловании и хищении картины, и в результате по совокупности получил год тюрьмы. А чтобы прикрыть позор дочери, Орацио спешно выдал её замуж за еще одного своего друга и коллегу, Пьерантонио Стиаттеси, который, кроме брака с Артемизией, ничем особым не прославился, и отправил их из Рима во Флоренцию. Как ни странно, семейная жизнь Артемизии с Пьерантонио сложилась счастливо — они прожили вместе до старости, родив четверых детей. Но тема соблазнения девушки старшими по возрасту так и осталась главной в творчестве Артемизии. Она написала несколько вариантов «Сусанны», а что касается Вирсавии — тут она безусловная рекордистка. В течение жизни ею написано около десятка картин на эту тему, правда, некоторые из них почти повторяют друг друга. И это не считая рисунков и эскизов. Сегодня мы познакомимся с шестью вариантами истории Вирсавии в версии Артемизии Джентилески. Смотрим.
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 43

Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 43

Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 43

Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 43

Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 43

Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 43

Питер де Греббер (Pieter de Grebber, 1600 – 1653, Нидерланды)
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 43

Феличе Фичерелли (Felice Ficherelli, 1605 – 1660, Италия - Флоренция)
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 43

Пьетро Либери, он же Либертино (Pietro Liberi; 1605 — 1687, Италия)
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 43
Под кайфом она тут, что ли?

Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 43
Да и здесь... какая-то странноватая...

Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmenszoon Van Rijn, 1606 – 1669, Нидерланды) — у него три варианта
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 43

Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 43

Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 43

Бернардино Мей (Bernardino Mei, 1612 – 1676, Италия)
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 43
Здесь, получается, она сверкала прелестями прямо под Давидовым балконом.
А нарочный — непонятно, то ли с письмом, то ли с пачкой купюр от Давида.


Якоб ван Лоо (Jacob van Loo, 1614 – 1670, Нидерланды)
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 43

Неизвестный художник, XVII век, последователь Якоба ван Лоо
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 43

Говерт Флинк (Govert Teuniszoon Flinck, 1615 — 1660, Нидерланды) Вирсавия с письмом царя
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 43

Франсуа Вервиль (Francois Verwilt, 1620 — 1691, Нидерланды)
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 43

Питер Тийс (Pieter Thijs, 1624 – 1677, Фландрия)
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 43

Ян Стен (Jan Steen, 1625-26 – 1679, Нидерланды)
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 43
Уже не первый раз видим в качестве порученца Давида некую старушку

Ян де Брай (Jan de Bray, ок.1627 — 1688, Нидерланды)
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 43

Корнелис Бисшоп (Cornelis Bisschop, 1630 – 1674, Нидерланды)
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 43

Виллем Дрост (Willem Drost, 1633 – 1659, Нидерланды) Вирсавия читает письмо Давида
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 43

Лука Джордано (Luca Giordano, 1634 — 1705, Италия)
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 43
Вирсавии голландского извода в сравнении с итальянскими как-то в целом смотрелись несколько поприличнее, что ли...


Неизвестный художник, XVII век, флорентийская школа
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 43
... хотя здесь как раз и вполне себе приятного вида дамочка ...

Неизвестный художник, XVII век. Давид и Вирсавия
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 43
А вот и картина непосредственно соблазнения. Возражений со стороны Вирсавии не наблюдается.

Джузеппе Бартоломео Кьяри (Giuseppe Bartolomeo Chiari, 1654 – 1727, Италия)
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 43

Себастьяно Риччи (Sebastiano Ricci, 1659 – 1734, Италия)
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 43

Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 43

Николас Верколье (Nikolaas Verkolje, 1673 – 1746, Нидерланды)
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 43

Джованни Антонио Пеллегрини (Giovanni Antonio Pellegrini, 1675 – 1741, Италия)
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 43

Якопо Амигони (Jacopo Amigoni, 1675 — 1752, Италия)
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 43
Тут, можно сказать, Вирсавия почти субтильная, в сравнении с тем, что было...

Жан-Франсуа де Труа (Jean-Francois de Troy, 1679 – 1752, Франция)
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 43

Франс Бартоломеус Дувен (Frans Bartholomeus Douven, 1688 – 1726, Германия)
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 43
Опять бабка с письмом!

Луи-Жан-Франсуа Лагрене (Louis Jean Francois Lagrenee, 1725 — 1805, Франция)
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 43
В XVIII веке бодипозитивность Вирсавии стала постепенно уменьшаться

Генрих Фридрих Фюгер (Heinrich Friedrich Fuger, 1751 — 1818, Германия)
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 43

Сэр Дейвид Уилки (David Wilkie, 1785 — 1841, Великобритания)
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 43

Франческо Айец (Francesco Hayez, 1791 — 1882, Италия)
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 43

Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 43

Юлиус Шнорр фон Карольсфельд (Julius Schnorr von Carolsfeld, 1794 – 1872, Германия)
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 43

Карл Павлович Брюллов (1799 — 1852, Россия)
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 43

Александр Андреевич Иванов (1806 — 1858, Россия)
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 43

Гуго Мерле (Hugues Merle, 1823 — 1881, Франция)
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 43

Жан-Леон Жером (Jean-Leon Gerome, 1824 — 1904, Франция)
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 43
Вполне современная девушка, с отличной фигурой и модной стрижкой...

Гюстав Моро (Gustave Moreau, 1826 — 1898, Франция)
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 43

Анри Фантен-Латур (Henri Fantin-Latour, 1836 — 1904, Франция)
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 43

Ловис Коринт (Lovis Corinth, 1858 – 1925, Германия)
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 43
Ну вот, стоило из-за этакой «красоты» на такие дела идти, а потом за них так расплачиваться! Впрочем, что это я...

Франц фон Штук (Franz von Stuck, 1863 – 1928, Германия)
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 43

Эмиль Бернар (Emile Bernard, 1868 — 1941, Франция) Вирсавия, выходящая из купальни
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 43

Морис Дени (Maurice Denis, 1870 — 1943, Франция)
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 43

Кеннет Хэйес Миллер (Kenneth Hayes Miller, 1876 – 1952, США)
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 43

Энтони Крисчен (Anthony Christian, 1945, Великобритания)
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 43
Странная версия: даже если она из хеттов, но ведь они были индоевропейцами, отнюдь не монголоидами.

Ховард Дэвид Джонсон (Howard David Johnson, 1954, США)
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 43

Кристофер Карс (Christopher Carss, 1966, Великобритания)
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 43

Рита Матис (Rita Matis, 1967, Венгрия)
Ну, здесь уже совсем осовремененная Вирсавия...
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 43

Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 43

Вирсавия, отдыхающая после купания
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 43

Мэттью Олми (Matthew Almy, 1974, США)
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 43

Патриша Уотвуд (Patricia Watwood, 1971, США) Дань уважения Рембрандту
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 43

Так уж повелось, что в конце своих обзоров я всегда старалась представить картину, поднимающую настроение, внушающую
оптимизм, жизнеутверждающую. Сегодняшняя завершающая картина всем этим критериям, на мой взгляд, вполне соответствует!

Ричард Скотт (Richard T Scott, 1980, США)
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 43


Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх