"Кто не знал Костю Коровина, этого причудливого, капризного, красивого юношу? Костя, как и Левитан, обратил на себя внимание на 1-й ученической выставке в Училище живописи картиной «Весна», такой живописной, непосредственной, с большой вороной на обнаженном дереве. Костя работал вместе со своим братом Сергеем у Саврасова, позднее перешел к Поленову.
В противоположность Левитану, он был общий баловень. Баловали его профессора-художники, баловали учителя по наукам, коими он не любил заниматься, сдавая экзамены походя, где-нибудь на площадке лестницы, причем всегда кто-нибудь за него просил: «Поставьте ему три, он так талантлив!» Баловали его товарищи и училищные барышни, души не чаявшие в этом юном Дон-Жуане, или, как его тогда звали, в «Демоне из Докучаева переулка». Костя, как хамелеон, был изменчив: то он был прилежен, то ленив, то очарователен, то несносен, наивный и ко всему завистливый, доверчивый и подозрительный. То простодушный, то коварный, Костя легко проникал, так сказать, в душу, и так часто о нем хотелось забыть... В нем была такая смесь хорошего с «так себе»...
Все в нем жило, копошилось, цвело и процветало. Костя был тип художника, неотразимо действующего на воображение, он «влюблял», в себя направо и налево, никогда не оставляя места для долгой обиды, как бы ни было неожиданно им содеянное. Все его «качества» покрывались его особым, дивным талантом живописца. Легко и жизнерадостно проходил Костя школьный, а потом и житейский путь свой. Везло Косте, и он, беззаботно порхая, срывал «цветы удовольствия». То его увозило аристократическое семейство куда-нибудь в старую усадьбу на Волгу, в глушь, и там он пленял всех, от чопорных старух до «тургеневских» дворянских девушек, рассказывая, ноя и умирая, про какую-то несчастную судьбу свою; то писал великолепные этюды и говорил так красиво, увлекательно об искусстве; то летними сумерками катался с барышнями на лодке и так прекрасно, с таким чувством пел. Так проходили счастливые дни Кости, дни «юного бога». Побыл он в Училище живописи и в ненужной ему Академии. Вернулся в Москву, понравился великолепному Савве Мамонтову и стал писать для его оперы превосходные декорации. Был приятелем всех театральных знаменитостей, всех этих Бевиньяни, братьев д'Андраде, Ван-Занд. Отлично имитировал Мазини. Кордебалет и хор поголовно были влюблены в Костю, а за кулисами только и слышно было: «Костя, Костя, Костя»... И было так, пока одна из хористок не стала его женой, так было и после того...
Костя не мог изменить ни жизни своей, ни характера, оставаясь свободным, доступным всем течениям, всем ветрам Дон-Жуаном. Он писал, писал, писал, писал; одна постановка была лучше другой. Савва-великолепный любил его, звал «Веселый корабельщик», баловал. В декоративной мастерской у Кости кипела жизнь, там работала веселая компания приятелей-неудачников: они там как-то кормились около Кости. Был там и Д., опустившийся, лохматый человек, по прозванию «Расточитель», умевший, как никто, быстро и дочиста спустить с себя все. Был там и Н., прозванный Костей «Графом», менее всего похожий на эту породу людей были и другие.
И вот, бывало, ночью, часу во втором, в мастерскую при театре внезапно является Костя: он видит, что «Граф» и «Расточитель» - оба в самом бесшабашном положении,.. все атрибуты веселья налицо. Костя пробует негодовать, браниться, угрожать, кричит, что через полчаса будет в мастерской сам Савва Иванович. Ничего не помогает, Костя прибегает к «военной хитрости»: начинает хныкать, умолять, жаловаться на свою горькую судьбу, называет «Расточителя» - «Расточителёк» и, чего не мог добиться угрозами, добивается жалкими словами. Компания растрогана, ей Костю жаль; она для него готова на все, а он уж командует: приказывает и «Расточителя» и «Графа» до приезда Саввы Ивановича закатать, как Аркашку, в старую заднюю кулису, там, в темном углу, и чтобы они лежали смирно. Сказано - сделано. В мастерской порядок полный. Приезжает «сам», ему показывают новые декорации. Он их одобряет и в знак благоволения увозит Костю с собой. «Расточителя» и «Графа» раскатывают, и пир возобновляется до утра.
Костя - профессор Училища живописи, где под его руководством заканчивает школу ряд талантливых учеников. Правда, Костя - редкий гость в своей мастерской, но и редкие его посещения - праздник для учеников; он блестящий, остроумный собеседник, его советы, образы необычны и незабываемы. Костя участвует на выставках «Мира искусства» и «Союза русских художников». Он и там и тут желанный гость. Блестящий живописец, он работает, как бы играючи, и все же часто то, что он делает, столь пленительно, что любуешься им созданным с великим наслаждением. Но вот наступают дни падения Саввы-великолепного, - Костя переходит на казенную сцену и там создает такие постановки, какие в Европе не снились...
14-16-е годы. Европейская война в самом разгаре; Костя на фронте. Приезжает ненадолго в Москву в форме полковника: он заведует военной маскировкой. Красавец-военный пленяет московских дам. Он опять нашел себя. Настал год 17-й. Умер Савва Иванович, бедные похороны. Костя идет за гробом, он теперь одет в серую чуйку. «Как Косте идет этот костюм», - говорят старые его поклонницы. Затем Костя в Париже, быль и небылицы сплетает о нем молва и, наконец, смерть на чужбине.
Так не стало одного из самых даровитых, увлекательных живописцев недавнего прошлого, не стало Кости Коровина".
Статья Михаила Нестерова из книги "Давние дни"
Портрет артистки Татьяны Спиридоновны Любатович. 1880
Портрет хористки. 1883
В лодке. 1888
За чайным столом. 1888
Улица во Флоренции в дождь. 1888
У балкона. Испанки Леонора и Ампара. 1888-1889
Порт в Марселе. Франция. 1890-е
Парижское кафе. Утро. 1890
Портрет итальянского певца Анджело Мазини. 1890
Девушка в саду. 1891
В мастерской художника. 1892
В мастерской художника. 1892 - 1894
Белая ночь в северной Норвегии. 1890-е
Север. 1890-е
Гавань в Норвегии. 1894
Зимой. 1984
Ручей Святого Трифона в Печенге. 1894
Гаммерфест. Северное сияние. 1894 - 1895
Венеция. 1894
Летом. 1895
Бумажные фонари. 1898
Ручей. 1902
Париж. Сена. 1902
Портрет Н. Д. Чичагова. 1902
ПОртрет А. И. Морозова. 1903
Южная ночь. 1904
На юге. 1906
Париж. Утро. 1906
Париж. Бульвар Капуцинок. 1906
Париж. 1907
На юге Франции. 1908
Ницца. Улица ночью. 1909
Осенний пейзаж. 1909
Балкон в Крыму. 1910
На берегу Черного моря.
На берегу Черного моря. 1910
Дама с гитарой. 1911
Портрет Ф. Шаляпина.1911
Черемуха. 1912
Цветы и фрукты. 1911 - 1912
Портрет венгерского художника Йожефа Рипль-Ронаи. 1912
Розы, фрукты, вино. 1912
Бульвар в Париже, 1912
Ледовитый океан. Мурманск. 1913
Зимой. 1914
Гурзуф. 1914
Пристань в Гурзуфе. 1914
Гурзуф. 1915
Сирень. 1915
Весна. 1915
Охотино. сентябрь 1915
Терраса. 1915
Девушка с гитарой. 1916
Натюрморт с портретом Перцевой. 1916
Корзина фруктов. 1916
Весна. 1917
Дама в кресле. 1917
Розы в голубых кувшинах. 1917
У омута. 1917
Вечер. 1917
Дама в кресле. 1917
В комнате. 1919
Портрет З. Н. Перцевой. 1921
Пориж. Улица Венеция. 1927
Бастилия. 1928
Натюрморт с рыбами. 1930
Борис Годунов. Коронование. Эскиз декорации к опере М. Мусоргского "Борис Годунов". 1934
Эскиз декорации к балету А.Ф. Арендса "Саламбо". 1909
Невольничий рынок на Востоке. Эскиз декорации к балету А. Адана и Ц. Пуни "Корсар". 1912
Эскиз декорации к балету Ц. Пуни "Конек-Горбунок" на сцене Мариинского театра. 1912
Автопортрет. 1938
Свежие комментарии