На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Искусство

72 065 подписчиков

Свежие комментарии

Один из главных шедевров XX века сберегли от нацистов, но были вынуждены отдать американцам


Рассказываем историю «Портрета Адели Блох-Бауэр»
Елена САВОЧКИНА
Портрет Адель Блох-Бауэр Густава Климта - один из шедевров XX века. Фото: www.neuegalerie.org

Портрет Адель Блох-Бауэр Густава Климта - один из шедевров XX века. Фото: www.neuegalerie.org
ГЕНИЙ И ВЫСШЕЕ ОБЩЕСТВО

Густава Климта точно не назовешь непризнанным гением – художника обожали еще при жизни (она, кстати, была совсем не длинной – Климт умер от воспаления легких, ослабленный инсультом, когда ему было всего 55 лет).

Красивые женщины в буквальном смысле выстраивались в очередь, чтобы позировать ему без одежды, меценаты-коллекционеры полностью обеспечивали его небедную жизнь, и только австрийские музеи не торопились выкупать его произведения: полотна для своего времени были слишком неоднозначными.

Да и Адель Блох-Бауэр не была простой девушкой, мечтавшей, чтобы художник ее увековечил. К 18 годам дочка генерального директора Венского банковского союза вышла замуж за сахарозаводчика-монополиста Фердинанда Блоха. Брак, разумеется, был по расчету – Адель мечтала о светской жизни и учебе в университете, что отец не поддерживал. С мужем отношения сложились прекрасные – оба любили искусство, а Фердинанд даже помог жене устроить салон, в котором бурлила светская жизнь, благодаря политикам и деятелям искусства (например, там попивали чай и обсуждали последние новости Стефан Цвейг и Рихард Штраус).

Детей у пары не было, дважды у Адель случился выкидыш, а еще один ребенок умер спустя пару дней после рождения. Зато светская дама души не чаяла в племянницах – сестра Адель была замужем за братом Фердинанда Блоха. Семьи жили рядом и постоянно общались, а особенно теплые отношения у Адель сложились с младшей Марией.

К 18 годам Адель вышла замуж за сахарозаводчика-монополиста Фердинанда Блоха.
К 18 годам Адель вышла замуж за сахарозаводчика-монополиста Фердинанда Блоха.

 

Фото: GLOBAL LOOK PRESS
ЛЮБОВНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК

Разумеется, светскую красавицу Климт пропустить не мог. Художник часто захаживал в салон, а в 1901 году написал с нее картину «Юдифь». Ветхозаветный персонаж вышел очень эротичным.

Спустя пару лет уже вся светская Вена стала обсуждать, что Климта и Адель объединяет совсем не искусство. Есть версия, что слухи дошли и до мужа. И Фердинанд Блох решил подойти к проблеме небанально. Никаких скандалов, драк или угроз – он просто заказал у художника новый портрет. Сумму за него пообещал немаленькую, но все этапы создания картины с ним нужно было согласовывать (например, Климт нарисовал не меньше семи эскизов, и только один понравился заказчику). А если художник вдруг передумает, задолжает Фердинанду неподъемную сумму.

Вероятно, муж мечтал, чтобы любовники просто надоели друг другу и поругались. Так появился «Портрет Адели Блох-Бауэр I» (Фердинанд настаивал, чтобы его фамилия непременно была в названии картины, но этот план точно провалился: все знают полотно как «Золотую Адель»), который повесили в главной комнате в доме заказчика. На картине Адель изображена в семейной реликвии – драгоценном колье. Узнав, что скоро умрет от менингита, 44-летняя Адель завещала картины австрийской государственной галерее. Правда, исполнить эту волю спустя 20 лет отказался Фердинанд, оставив «Адель в золотом» племянникам.
Густав Климт, австрийский художник-символист, персонаж музея восковых фигур Мадам Тюссо в Вене.

Густав Климт, австрийский художник-символист, персонаж музея восковых фигур Мадам Тюссо в Вене.Густав Климт, австрийский художник-символист, персонаж музея восковых фигур Мадам Тюссо в Вене.

Фото: Shutterstock
ПОБЕГ ИЗ ВЕНЫ

До свадьбы любимой племянницы Адель не дожила, зато дядюшка сделал ей роскошный подарок – то самое колье. А когда Марии было 22 года, в Вене началась война. Мужа Фрица отправили в Дахау, а во время одного из обысков Мария отдала нацистам все драгоценности и шедевры искусства, надеясь, что так спасет мужа. Фрицу удалось выбраться из концлагеря, и чудом, по поддельным документам, пара сбежала в Америку, где начала новую жизнь.

А «Золотая Адель» оказалась у Гитлера. Он Климта уважал – в юности будущий фюрер пытался поступить в Венскую Художественную академию, но провалил экзамены. И пока жил в мужском общежитии, продавал свои акварели – их, по слухам, как-то и похвалил Густав Климт. Но повесить у себя картину известной еврейки фюрер не мог, так что где именно шедевр провел военные годы, неизвестно. Но после войны он, как и мечтала Адель, занял место в Бельведере — венском дворце, в котором расположена Австрийская галерея.
ЧАО, АДЕЛЬ

Вот только по завещанию принадлежала картина (и еще несколько других шедевров) Марии – единственной выжившей племяннице Адель Блох-Бауэр. В 90-х в Австрии вышел закон о реституции предметов искусства – благодаря ему любой мог запросить в музеях информацию о том, как произведения искусства попали в фонды. И вернуть украденное нацистами в семью. Возможно, именно в поисках такой громкой истории, завещание Фердинанда нашел журналист Хубертус Чернин. И предложил Марии, которой уже было за 80, вернуть портрет тетушки.

Старушка не хотела ни вспоминать эту историю, ни возвращаться в Вену – домом ей давно стала Америка. Но потом все-таки решилась. Вена же просто так картину решила не отдавать. Но после нескольких нервных судебных завещаний пришлось. Мария Альтман пошла на встречу и выставила Австрии счет: вместо картин она может забрать в Америку 155 миллионов долларов (сумма высчитана не просто так – это рыночная стоимость пяти принадлежащих ей картин).

Таких денег у Австрии просто так не нашлось: чтобы картины Климта остались на родине, деньги жертвовали самые обычные люди. И часто – из-за границы. Вот только вся история подогрела интерес к картине, рыночная стоимость выросла, и Мария запросила почти в два раза больше. Собрать еще столько же оказалось невыполнимой задачей, так что Австрия буквально все страной прощалась с «Золотой Аделью», а плакаты с грустным «Чао, Адель» были размещены на зданиях и даже трамваях.
Мария Альтман.

Мария Альтман.Мария Альтман.

Фото: Wikimapia.org
В ДЕНЬГАХ ПРОГАДАЛА

Что же с портретом тетушки сделала любимая племянница? Вернувшись в Америку, Мария Альтман… продала картину. Причем за куда меньшую сумму – 135 миллионов долларов. Обладателем легенды стал владелец парфюмерного концерна Estee Lauder Рональд Лаудэр. Но не без условий: Мария договорилась, что картина не будет упрятана в гостиную миллиардера, а на нее смогут смотреть все желающие. Так что восхититься красотой Адель и талантом Густава Климта теперь можно в Новой галерее Нью-Йорке, основанной самим Рональдом Лаудэром.

Журналист Чернин, подбивший наследницу затребовать шедевр Климта, тоже получил свои миллионы, вот только насладиться богатством не успел – умер от сердечного приступа спустя пару месяцев после того, как история закончилась. Разумеется, некоторые до сих пор уверены, что смерть его не случайна.

КСТАТИ

А был ли жених?

В России историю Адель просто обожают. У нас она даже обрастает все большими мифами. Например, в русских версиях истории присутствует загадочный Алоис Кунст. Если верить авторам многочисленных постов в интернете, Алоис учился в одной школе с Марией Альтман, ухаживал за ней и даже сватался, но взаимности не получил.

И спустя несколько лет именно он пришел в нацистской форме, чтобы отнять картину у девушки, которая его отвергла. Но не ради мести, а чтобы сохранить шедевр. Якобы, после того, как закончилась война, именно он вернул картину в Бельведер, и стал директором музея. Вот только в немецкоязычных источниках никакого Алоиса Кунста не знают, среди директоров Бельведера за всю историю никто с таким именем не значится, да и фамилия его слишком подозрительно переводится с немецкого как «искусство».

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх