Последние комментарии

  • Анатолий Зоричев
    Уличные пейзажи...очень вкусные!!!Художник Джереми Манн: гармония противоречий
  • наталия денисенко
    Наш пострел везде поспел... Никас Сафронов вручил портрет Арнольду Шварценеггеру
  • Денис Реентенко
    Красок не пожалели, женщин такжеСерия художники- Французский художник. Sylvie Abadie-Bastide

11 друзей Репина (часть2)

"Богиня" или "грубая карикатура"?

 
Портрет М. К. Тенишевой. Илья Ефимович Репин, 1896
Портрет М. К. Тенишевой. Илья Ефимович Репин, 1896

Художницу-аматора, музыкантшу и знаменитую меценатку Марию Клавдиевну Тенишеву Репин писал шесть или семь раз. Увлечение этой дамой, говорят биографы, спасло Репина от неразделённой любви к Званцевой. Сохранившееся фото сеансов оставляет впечатление идиллии между художником и моделью.

Вот только в мемуарах графиня Тенишева на чем свет стоит поносит Репина. 

«До смерти надоело мне позировать Репину… Портреты выходили один хуже другого… Наскучили мне репинские неискренность и льстивость, наскучила эта манера как-то хитренько подмазаться к заказу, причем он вначале всегда делал вид,что ему только вас и хочется написать: „Вот так… Как хорошо… Какая красивая поза…“ Потом я сделалась „богиней“, „Юноной“, а там, глядишь, приходится платить тысячи и тысячи, а с „богини“ написан не образ, а грубая карикатура». 

Есть и более предметные в своей абсурдности претензии: «Репин всегда боялся красивых складок, мягких тканей в женских портретах. Ему, как истинному передвижнику, подавай рогожу: иметь дело с ней ему было покойнее». «Портрет во весь рост его устрашал, и почему-то ноги на женских портретах у него никогда не были дописаны. Поэтому бар. Штейнгель, бар. Икскуль написаны им с отрубленными по щиколотку ногами…"

Устами графини говорит понятное чувство — ревность. На один из сеансов Тенишева привела «некрасивую подружку» (о её внешности и уме она и вправду отзывалась нелестно) Наталью Нордман, которая станет для Репина спутницей жизни.

Куинджи «был кpacив, кaк Accyp, дyx accиpийцeв»

«Куинджи провожал меня до Гатчины, — рассказывал Репин. —  Удивительно, право, как в этом толстяке и увальне на вид гнездится такой клад нежнейших чувств. Он вышел из вагона с полными слёз глазами. На прощание я еще раз протянул ему руку. «Бросить всё и уехать с тобой!» — сказал он, посмотрев сквозь слёзы вдаль. Снег валили хлопьями, природа сердито хмурилась, а он в летнем пальто бежал еще несколько времени по платформе за нами, когда поезд уже пошёл. «Пиши, не забывай!»

 
Портрет художника А. И. Куинджи. Илья Ефимович Репин, 1877
Портрет художника А. И. Куинджи. Илья Ефимович Репин, 1877

Почти ровесники (Куинджи был на пару лет старше) и почти земляки (Репин родился в Чугуеве на Слобожанщине, а Куинджи — в Мариуполе), они встретились в Петербурге, куда оба приехали учиться живописи. Вместе ездили на Валаам на этюды, вместе бывали в Европе. Это весёлое время на всю жизнь определило образ их отношений — товарищеско-фамильярный, какой складывается только в студенчестве. Репин, например, при случае мог назвать Куинджи «ленивый пацюк», а однажды во время заседания в Академии художеств чуть не запустил в него чернильницей. В мемуарах Репин писал, что Куинджи был «c бoльшими нeдoчeтaми в oбpaзoвaнии, oднocтopoнeн, peзoк и вapвapcки нe пpизнaвaл никaкиx традиций».

При всём при этом, Репин был глубоко убеждён: Куинджи — гений. Он готов был доказывать это любому, кто в этом усомнится. «Иллюзия свeтa былa eгo бoгoм, — писал Репин о Куинджи, — и нe былo xyдoжникa,paвнoгo eмy в дocтижeнии этoгo чyдa живoпиcи».

В один из своих приездов в Петербург, когда Репин гостил у Куинджи, он написал его поколенный портрет. «Глубокомысленный грек», как называл его Репин, казался ему невероятно красивым: «Кopeнacтaя фигypa, c oгpoмнoй гoлoвoй, шeвeлюpoй Aвeccaлoмa и oчapoвaтeльными oчaми быкa, oн был кpacив, кaк Accyp, дyx accиpийцeв».

«Если бы я был красивой, молодой женщиной, я бы бросился Вам на шею»

В 1906 году молодой литератор Корней Чуковский снял в финском посёлке Куоккала дачу — деревянный «теремок» с неудобной и крутой деревянной лестницей. По этой-то лестнице в один из вечеров с удивительной лёгкостью взобрался невысокий старичок — Чуковский поначалу принял его за посыльного. И очень растерялся, прочитав на конверте что-то вроде: «Вам передаст это письмо Илья Ефимович Репин…» Так началась насыщенная и долга дружба (адресуем читателя к воспоминаниям Чуковского о Репине — это лучшее из написанного о художнике). Чуковский сподвиг и самого Репина писать мемуары, для которых придумал название «Далекое близкое».

Чуковский замечательно описал репинскую манеру превозносить тех,кто ему симпатичен и дорог: 

«Вот, например, характерные отрывки из его писем ко мне, главным образом по поводу мелких, давно забытых газетно-журнальных статей:
«Радуюсь Вашей феноменальной прозорливости…"
«Вы неисчерпаемы, как гениальный человек…"
«Если бы я был красивой, молодой женщиной, я бы бросился Вам на шею и целовал бы до бесчувствия!.."
«Вы человек такой сверхъестественной красоты и таланта; Вы так щедро разливаетесь ароматным медом…».
Я привожу эти похвалы без смущения: знаю, что, когда будут собраны тысячи репинских писем к тысячам разных людей, большинство его адресатов окажутся «людьми сверхъестественной красоты и таланта».

 
Илья Репин. Портрет  Корнея Чуковского
Илья Репин. Портрет Корнея Чуковского
 
Илья Репин. Портрет  Марии Борисовны Чуковской
Илья Репин. Портрет Марии Борисовны Чуковской

Кабинет Корнея Ивановича до последних дней украшали репинский акварельный портрет его жены Марии Борисовны и фотокопия с репинского портрета Чуковского (оригинал был вывезен на заграничную выставку и так и не вернулся к владельцу). Фотокопию украшал автограф Репина «Дорогому Корнею Ивановичу Чуковскому — надежде великой русской литературы».

Психиатр «прикрылся бровями и спит»

 

 
Портрет невропатолога и психиатра В. М. Бехтерева. Илья Ефимович Репин, 1913
Портрет невропатолога и психиатра В. М. Бехтерева. Илья Ефимович Репин, 1913

Великий психиатр Владимир Бехтерев в 1910-х годах жил на берегу Финского залива верстах в тридцати от Репина и был у него желанным гостем. Репин, неизменно восхищавшийся людьми науки, давно задумал написать портрет Бехтерева. Но тому было трудно найти время: к Бехтереву съезжались больные со всей России, приём нередко затягивался до двух часов ночи. От накопившейся усталости он становился рассеянным и сонным. Иногда, приложив трубку к груди больного, задумавшийся доктор спрашивал: «У телефона академик Бехтерев, кто говорит?» 

Репину все же удалось уговорить Бехетерева на портрет. Но, удобно расположившись для позирования, великий психиатр очень скоро начинал клевать носом и погружался в дремоту. Жена Репина Наталья Борисовна смеялась: «Прикрылся бровями и спит!» «Будоражить» доктора художник приглашал Корнея Чуковского. Чтобы растормошить Бехтерева, Репин даже придумал байку о том, что якобы Чуковский страдает бессонницей и нуждается в помощи специалиста. В дневниках Чуковского есть записи о том, как Бехтерев безуспешно пытался загипнотизировать его, но Чуковский не уснул: он еле сдерживал смех, глядя на дынные косточки, застрявшие в бехтеревской бороде.

Как Репин превратил Федора Шаляпина в обнажённую женщину

В 1913 году у Репина появилась навязчивая идея — писать портрет Шаляпина. Такое с Ильёй Ефимовичем случалось: если он хотел писать чей-то портрет, то начинал приписывать человеку часто несуществующие совершенства, преувеличивал достоинства и не видел недостатков. 

— Откуда у него эти гордые жесты?.. — восхищенно вопрошал Репин о Шаляпине, — и такая осанка?.. и поступь?.. Вельможа екатерининских времен… да! А ведь пролетарий, казанский сапожник… Кто бы мог подумать! Чудеса!

 
Репин пишет Шаляпина. 1914. Фотография Карла Буллы.
Репин пишет Шаляпина. 1914. Фотография Карла Буллы.

В феврале 1914 года, узнав, что Шаляпин отдыхает поблизости, в санатории Рауха на Иматре, Репин немедленно отправил артисту телеграмму: «Пасхально ликуем,готовы дом, мастерская, холст, краски,художник, понедельник, вторник, среду. Не сон ли? Репин». Шаляпин прогостил в Пенатах две недели, бегал на лыжах, чистил снег, катался на коньках. Репин приготовил огромный холст, на котором писал артиста раскинувшимся на турецком диване вместе с собакой Булькой. Потом Шаляпин уехал, а Репин всё никак не мог закончить портрет. Чем больше он возился с ним, тем вымученнее становилась композиция, сходство с оригиналом исчезло. Ученик Репина Антон Комашка рассказывает: «Портрет Шаляпина был вдруг на моих глазах записан изображением обнаженной женской фигуры (по акварели с Нордман-Северовой)».

 
Илья Репин. Портрет  Алисы Ривуар с собакой. 1914. Частное собрание.
Илья Репин. Портрет Алисы Ривуар с собакой. 1914. Частное собрание.

В 2009 году картина, которая раньше была портретом Шаляпина и считалась утраченной, нашлась. На аукционе MacDougall’s, куда поступила из чешской частной коллекции. В 72 года Илья Репин вдруг принялся учить французский язык, потому что влюбился в молоденькую француженку-учительницу Алису Ривуар. У обнажённой фигуры — её лицо. Но инфракрасном свете можно разглядеть записанное художником лицо Шаляпина, и только французского бульдога Бульку Репин оставил как есть.

Источник ➝

Популярное

))}
Loading...
наверх