На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Искусство

72 075 подписчиков

Свежие комментарии

  • Валерий Николаевич
    К. Коровина очень люблю, а про П.Коровина впервые слышу. СпасибоПётр Коровин «С п...
  • Grandad
    О каком живописце речь?Легкий эротизм и ...
  • Сергей Дмитриев
    Инсинуации вокруг жизни и смерти Христа продолжаются уже 2024 года, который тоже одним боком - счастливый номер. Стат...Главная загадка ...

Иллюстрации к роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»

Иллюстрации к роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»




Иллюстрации к «Мастеру и Маргарите» художника   Stoneturtle. 



Никогда не разговаривайте с неизвестными 

 
 



«Степа разлепил склеенные веки и увидел, что отражается в трюмо в виде человека с торчащими в разные стороны волосами, с опухшей, покрытою черной щетиною физиономией, с заплывшими глазами, в грязной сорочке с воротником и галстуком, в кальсонах и в носках.
Таким он увидел себя в трюмо, а рядом с зеркалом увидел неизвестного человека, одетого в черное и в черном берете»  

 
 


А вот и лестница злополучного дома 302-бис. Видимо, по ней только что пронесся удирающий из нехорошей квартиры буфетчик – видите, на площадке лежит оброненный берет с пером. Обратите внимание на тень кота на стене.
 
 

  
«Сеанс окончен! Маэстро! Урежьте марш!»  
 


Воспоминания мастера о встрече с Маргаритой. 
 
 
 
 
Болезнь мастера. 
 
 




«Все было кончено, и говорить более было не о чем, Га-Ноцри уходил навсегда, и страшные, злые боли прокуратора некому излечить, от них нет средства кроме смерти. Но не эта мысль поразила сейчас Пилата. Все та же непонятная тоска, что уже приходила на балконе, пронизала все его существо. Он тотчас постарался ее объяснить, и объяснение было странное: показалось смутно прокуратору, что он чего-то не договорил с осужденным, а может быть, чего-то не дослушал…» 
 





«Зажмуриваясь, Левий ждал огня, который упадет на него с неба и поразит его самого. Этого не случилось, и, не разжимая век, Левий продолжал выкрикивать язвительные и обидные речи небу. Он кричал о полном своем разочаровании и о том, что существуют другие боги и религии...» 
 
 



Афраний и Пилат 
 



Крем Азазелло 
 



«Огонек приблизился вплотную, и Маргарита увидела освещенное лицо мужчины, длинного и черного, держащего в руке эту самую лампадку. Те, кто имели уже несчастие в эти дни попасться на его дороге, даже при слабом свете язычка в лампадке, конечно, тотчас же узнали бы его. Это был Коровьев, он же Фагот» 
 
 
 

Глобус Воланда.
Кстати, на этом рисунке в образе Воланда изображен Виктор Авилов, прославившийся исполнением его роли на сцене. 
 
 

«На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве...» 
 
 

«Волшебные черные кони и те утомились и несли своих всадников медленно, и неизбежная ночь стала их догонять» 




Иллюстрации к «Мастеру и Маргарите» Ретрограда 
 
Я в восхищении! Эти иллюстрации, по-моему, ничем не уступают знаменитым фотографиям Жана Лурье.

 

«И вот как раз в то время, когда Михаил Александрович рассказывал поэту о том, как ацтеки лепили из теста фигурку Вицлипуцли, в аллее показался первый человек»
 
 

«В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца ирода великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат.»
 
 

А, может, и так
 
 

«Это меня ты называешь добрым человеком?»
 

 

«Римского прокуратора называть – игемон. Других слов не говорить.»
 
 

«И никто мне ничего не кричал, так как никто меня тогда в Ершалаиме...»
 
 

«Это я тебе говорю – Пилат Понтийский, всадник Золотое Копье»
 
 

«Тотчас и подлетел этот трамвай, поворачивающий по новопроложенной линии с Ермолаевского на Бронную. Повернув и выйдя на прямую, он внезапно осветился изнутри электричеством, взвыл и наддал.»
 
 

«Ты не похож на архиерея, Азазелло, – заметил кот»
 
 

«И опять открылась дверь, и вошла та самая... 
– Она! – почему-то с тоской подумал Римский»
 

 

«Девица хоть и с хрипотцой, но сладко запела, картавя, что-то малопонятное, но, судя по женским лицам в партере, очень соблазнительное: 
– Герлэн, шанель номер пять, мицуко, нарсис нуар, вечерние платья, платья коктейль...»
 
 

«Тут в багровом свете от камина блеснула перед буфетчиком шпага, и Азазелло выложил на золотую тарелку шипящий кусок мяса, полил его лимонным соком и подал буфетчику золотую двузубую вилку.»
 
 

«Гелла повернулась, буфетчик мысленно плюнул и закрыл глаза. Когда он их открыл, Гелла подавала ему шляпу и шпагу с темной рукоятью.»
(в этом проекте хороши все актеры, но Гелла... Гелла просто великолепна! Пожалуй, лучшая из всех Гелл, которых мне доводилось когда-либо видеть).

 

 


«Так из-за чего же вы попали сюда - Из-за Понтия Пилата, - хмуро глянув в пол, ответил Иван»
 
 

«Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы. И эти цветы очень отчетливо выделялись на черном ее весеннем пальто.»
 
 

Мастер
 
 

«Она приходила ко мне каждый день, а ждать ее я начинал с утра»
 
 

«Рукописи не горят!»
 
 

«Настала полутьма, и молнии бороздили черное небо. Из него вдруг брызнуло огнем, и крик кентуриона: "Снимай цепь!" – утонул в грохоте. Счастливые солдаты кинулись бежать с холма, надевая шлемы. Тьма накрыла Ершалаим.»
 
 

«На тридцатилетнюю Маргариту из зеркала глядела от природы кудрявая черноволосая женщина лет двадцати»
 
 

«Вскоре Маргарита, открыв глаза, увидела под собой не лесную тьму, а дрожащее озеро московских огней»
 


 

«Кот, отставив от глаз бинокль, тихонько подпихнул своего короля в спину»
 
 

«Не шалю, никого не трогаю, починяю примус, – недружелюбно насупившись, проговорил кот, – и еще считаю долгом предупредить, что кот древнее и неприкосновенное животное.»
 
 
 
«Воланд сидел на складном табурете, одетый в черную свою сутану...»
 
 

«Так летели в молчании долго...»
 
 

«Он шел в сопровождении Банги, а рядом с ним шел бродячий философ. Они спорили о чем-то очень сложном и важном, причем ни один из них не мог победить другого. Они ни в чем не сходились друг с другом, и от этого их спор был особенно интересен и нескончаем.»

P.S.
Банга в московской коммуналке.


 


Скульптуры на тему «Мастера и Маргариты» Александра Рукавишникова
 
Если в Москве, гуляя по Новому Арбату, вы решите пройти позади Дома Книги, то сможете обнаружить небольшой дворик, отделенный от улицы решетчатым забором. Это двор мастерской скульптора Александра Рукавишникова, интересующий нас тем, что здесь собраны скульптурные изваяния героев «Мастера и Маргариты». Пока не определено место их установки в городе, хранятся они тут.
Поклонники Булгакова ходят смотреть на них через забор, и в один голос жалуются, что забор этот мешает не только приблизиться к скульптурам, но даже толком их сфотографировать. Мне же повезло. Отправившись взглянуть на скульптуры, я неожиданно обнаружил ворота во двор мастерской открытыми, чем не преминул воспользоваться. Давайте смотреть, что же мне удалось там найти.
Вот неразлучная парочка: клетчатый гражданин жокейском картузе и невысокий толстяк с примусом.
 
 

(Сейчас эта скульптура установлена во дворе булгаковского музея на Садовой, 10)
 
 
 

Поворотись-ка, сынку!
 
 
.
Рожа у толстяка и в самом деле кошачья
 
 

А у Фагота – глумливая.
 
 
 

Заглавной же паре повезло меньше: их окружает буйная зелень, оттого сфотографировать их из-за забора затруднительно. Мне же фортуна улыбнулась, и я со всех сторон смог рассмотреть застывших в вечном объятии Мастера, облаченного в больничную пижаму, и Маргариту в наброшенном на голое тело плаще. Обратите внимание на их ноги: влюбленные парят в воздухе, не касаясь земли.
 
 
 

Увлекательней же всего оказалось разглядывать огромный автомобиль, доставивший Маргариту на Весенний бал полнолуния.
 
 
 

Разглядывать автомобиль можно, похоже, часами, изучая все мелочи и все детали, рожденные фантазией скульптора.
 
 
 

 
Крыло над колесом – это крыло в буквальном смысле
 
 

Автомобиль сплошь покрыт какими-то кабалистическими символами
 
 
 

А вот какие чудесные покрышки у волшебной машины
 
 
 

Капот автомобиля стянут ремнем, словно чемодан
 
 
 

Лобовое стекло обрамляют швейные машинки
 
 
 

А вот, наконец, и сам шофер, в жилетке, галстуке, фуражке и перчатках с пуговками. Пассажирское сиденье в автомобиле – это морская раковина, а салон отделан чешуей.
 

Я обнаружил, что можно забраться внутрь автомобиля и устроиться на сиденье рядом с шофером-грачом. И вот тут меня начала терзать моральная дилемма: с одной стороны, придти без приглашения в мастерскую скульптора, да еще начать лазить по памятникам – безусловное свинство. С другой же стороны, если я упущу такой шанс, то окажусь круглым дураком и буду жалеть об этом всю жизнь. Последние соображения победили:
 
 
 

 
 
 
 

Иллюстрации к «Мастеру и Маргарите» Алексея Державина
 




Патриаршие. Ничто, как говорится, не предвещало. Ни таращащий глаза гигантский кот, ни висящий в воздухе клетчатый гражданин, ни видение Ершалаима.

 
 

Беседа о существовании бога.
 
 


Пилат. За ним инкогнито наблюдает Воланд. 
 
 
 

Га-Ноцри. Мне вообще-то редко нравятся рисунки с его портретом – обычно иллюстраторы пытаются изобразить Иисуса, а не булгаковского Иешуа. Но на этой иллюстрации, по-моему, счастливое исключение. 
 
 
 


 
 
 

Шайка злодеев скрывается от Бездомного в подворотне. Как шикарен Бегемот!
 
 

Вот он – закусывает в комнате Степы Лиходеева. Положительно, шикарен.
 
 
 

Всё, выкинули Степу в Ялту.
 
 
 

А где остальная шайка? Вот Коровьев.
 
 
 

А вот Азазелло.
 
 
 

Ну и, конечно, главное лицо. Улыбчиво и разноглазо.
 
 
 

Никанор Иванович пришел. Ему нужно дать взятку. 
На стене висит предыдущий рисунок в рамочке.
 
 
 

На сцене Варьете. Фагот показывает фокусы с колодой карт. 
 
 
 

Бегемот в соответствии с первоисточником заглатывает карты. Попутно умудряясь откручивать голову конферансье.
 
 
 

Киевский дядя Берлиоза приехал. Пожалуйте с лестницы. 
 
 
 

Бегемот тоже хулиганит. 
 
 
 

А где, собственно, главные герои? Вот мастер. 
 
 

А вот Маргарита. Судя по табличке на стене, она в Мансуровском переулке. Это правильно: любой булгаковед вам расскажет, что именно тут расположен подвальчик мастера. А если попросите, то и покажет: домик цел до сих пор.
 
 
 

Волшебный крем Азазелло. 
 
 
 

Да, про Наташу не забудем.
 
 
 

Знакомимся. Очень приятно, царь.
 
 
 

Живые шахматы, как же без них?
 
 
 



  
 
 

Теперь полетели осматривать бальные залы.
 
 
 

Готовимся к торжественной встрече гостей.
 
 
 

После бала не забываем сжечь за собой дом.
 
 
 

Убить Иуду, кстати, тоже не забываем.
 
 
 

Напоследок погуляли по Москве.
 
 

Ну, кажется, всё. Можно покидать Москву.
 
 
 

Ничего не забыли? Мастера освободить забыли. Ладно, как-нибудь в другой раз.

   


Фотоиллюстрации к «Мастеру и Маргарите» Елены Мартынюк
 
Превосходные работы! Одни их лучших в коллекции.
 


...так кто ж ты, наконец?
– Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо.
 
 

Контрамарочку переводчик левой рукой ловко всучил Никанору Ивановичу, а правой вложил в другую руку председателя толстую хрустнувшую пачку. Метнув на нее взгляд, Никанор Иванович густо покраснел и стал ее отпихивать от себя.
– Этого не полагается... – бормотал он.
– И слушать не стану, – зашипел в самое ухо его Коровьев.
 
 
 

И тут случилось, как утверждал впоследствии председатель, чудо: пачка сама вползла к нему в портфель.
 
 
 
 

Cейчас же проклятый переводчик оказался в передней, навертел там номер и начал почему-то очень плаксиво говорить в трубку:
– Алло! Считаю долгом сообщить, что наш председатель жилтоварищества дома номер триста два-бис по Садовой, Никанор Иванович Босой, спекулирует валютой.
 
 
 

Фагот щелкнул пальцами, залихватски крикнул:
– Три, четыре! - поймал из воздуха колоду карт, стасовал ее и лентой пустил коту. Кот ленту перехватил и пустил ее обратно. Атласная змея фыркнула, Фагот раскрыл рот, как птенец, и всю ее, карту за картой, заглотал.
 
 
 

– Первые! – воскликнул Коровьев, – господин Жак с супругой. Рекомендую вам, королева, один из интересных мужчин! Убежденный фальшивомонетчик, государственный изменник, но очень недурной алхимик. Прославился тем, – шепнул на ухо Маргарите Коровьев, – что отравил королевскую любовницу. А ведь это не с каждым случается! Посмотрите, как красив!
 
 
 

Супруга господина Жака уже становилась перед Маргаритою на одно колено и, бледная от волнения, целовала колено Маргариты.
– Королева, – бормотала супруга господина Жака.
– Королева в восхищении, – кричал Коровьев.
– Королева... – тихо сказал красавец, господин Жак.
– Мы в восхищении, – завывал кот.
 
 
 
 

Уже без всяких признаков хмеля женщина с исступленными глазами вбежала в комнату и простерла руки к Маргарите, а та сказала величественно:
– Тебя прощают. Не будут больше подавать платок.
 
 
 

– Все кусается, – вздохнув, заметил Коровьев, – эх, эх... – Он немного еще подумал и пригласил своего спутника: – Кушай, Бегемот.
Толстяк взял свой примус под мышку, овладел верхним мандарином в пирамиде и, тут же со шкурой сожравши его, принялся за второй.
 
 
 

Культурные люди стали на точку зрения следствия: работала шайка гипнотизеров и чревовещателей, великолепно владеющая своим искусством.
 
 
 


Иллюстрации к подарочному изданию «Мастеру и Маргарите»Работы В. Глушенко, С. Борисовой, И. Воронина, В. Румянцева, А. Саморезова для подарочного издания романа.
 
 
 



 
 

Портрет Бегемота 
 
 
 
 

Воланд
 
 

Он же 
 
 

Литераторы 
 
 

Фагот и трамвай 
 
 

Пилат 
 
 

А это, видимо, первосвященник Каифа 
 
 

Шайка Воланда в квартире Степы Лиходеева: Фагот 
 
 

Бегемот с грибом на вилочке 
 
 

И Азазелло, появляющийся из зеркала 
 
 

Никанор Иванович Босой 
 
 

Сеанс черной магии в Варьете 
 
 

После сеанса 
 
 

Наташа на борове 
 
 

Бегемот отстреливается от милиции 
 
 

Эпилог. Бедный черный кот, доставленный на допрос в ГПУ. Мило. 
 
 





Иллюстрации к «Мастеру и Маргарите» Сергея Тюнина
 
 
 

Рефреном через все иллюстрации проходит образ перста судьбы
(на картинке нарисованы Патриаршие пруды)
 
 
 

«Громко и радостно объявил: — Вам отрежут голову!»
 
 
 


Прокуратор Иудеи и бродячий философ
 
 
 

Пилат объявляет приговор
  


 
«Меня только что зарезало трамваем на Патриарших. Похороны пятницу, три часа дня. Приезжай. Берлиоз»
 
  

 
«Он появился!» Бездомный с венчальной свечкой ловит консультанта. 
 
 

 
Довольный Бегемот на подножке трамвая
 
 

 
Шизофрения, как и было сказано. У бедного Иванушки кипят мозги
 
 

 
Степу Лиходеева выкидывают в Ялту.
 
 

 
Вести из Ялты.
 
 

 
Иван грустит в лечебнице
 
 

 
Сеанс черной магии.
 
 

 
Слава петуху!
 
 

 
А эта картинка, по-моему, вообще одна из лучших иллюстраций к роману, которые я видел: неизбежность встречи Мастера и Маргариты
 
 

 
Коровьевские доллары
 
 


 
Раздвоение Ивана
 
 

 
Казнь
 
 

 
Иуда пробирается на свидание с Низой
 
 

 
Погребение
 
 

 
Сон Никанора Ивановича Босого: повара и «Сдавайте валюту!»
 
 

 
Пустой костюм
 
 

 
Гелла в кружевном фартучке
 
 

 
Особняк Маргариты
 
 


Азазелло подкатывается к Маргарите в Александровском саду   
 
 
 

 Крем Азазелло
 
 
 

Маргарита бьет окна в доме Драмлита, а швейцар свистит
 
 

 
Волшебный глобус Воланда
 
 

 
Череп Берлиоза, наполненный кровью барона Майгеля
 
 

 
Извлечение Мастера
 
 

 
Бегемот на люстре
 
 

 
Конец нехорошей квартиры
 
 

 
Тень от шпаги Воланда
 
 
 

Прощание Мастера с Иванушкой
 

 

«Грозу унесло без следа, и, аркой перекинувшись через всю Москву, стояла в небе разноцветная радуга, пила воду из Москвы-реки»:
 
 



Пилат на горном плато

Serge Litvinov




 

Картина дня

наверх