На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Искусство

72 066 подписчиков

Свежие комментарии

Альберт Густав Аристид Эдельфельт

Альберт Густав Аристид Эдельфельт  (1854 –1905) 

 

 

   Альберт Эдельфельт родился в 1854 году в Финляндии вблизи Порво. Его отец был архитектором. От отца он перенял любовь к музыке и рисованию. Однако мать была самым близким человеком для будущего художника. Альберт Эдельфельт был во многом творением своей честолюбивой матери. 

Портрет матери художника. 1883

 

   Первые уроки живописи мальчик получил в школе Финского художественного общества в Хельсинки. Решив посвятить себя живописи, он поступает в Академию художеств в Антверпене, но через год переезжает в Париж, где берёт уроки у Л. Жерома.

   Представитель реалистического направления. Испытал влияние импрессионизма. Автор исторических полотен, картин из народной жизни, пейзажей, портретов, отмеченных свободой и выразительностью художественной формы, тонкой передачей свето-воздушной среды, праздничной яркостью колорита.

   Уже в двадцатитрёхлетнем возрасте Эдельфельт стал наиболее заметной фигурой финской живописи и возглавил борьбу молодого поколения художников за реализм и работу с натуры. Первоначально Альберт намеревался стать историческим художником. От него ждали патриотических полотен. Наиболее известной картиной этого плана стало "Надругательство герцога Карла над останками К. Флеминга"(1878). Этот сюжет освещает борьбу за власть в Финляндии, развернувшуюся в конце ХVI века. 

 

Надругательство герцога Карла над останками К. Флеминга. 1878 (Кликабельно)

 

Чудесной игрой красок и свежестью молодости притягивает картина "Королева Бланка с ребёнком" (1877). (Кликабельно)

 

   Но постепенно живая жизнь родной земли привлекает его больше и больше. Следующие работы живописца были созданы уже в стиле реалистического изображения народного быта. На родине Альберт не раз выезжал с рыбаками в открытое море, а затем в студии в Хайко специально поставил распиленную рыбацкую лодку для точного выполнения деталей. Успех картины "Похороны ребёнка" (1879), а также настоящая удача картины "На море" (1883) сделали Эдельфельта признанным на родине мастером.

 

Похороны ребёнка. 1879

 

На море. 1883 (Кликабельно)

 

   Весомее всего подтвердили репутацию А.Эдельфельта как национального художника его картины из жизни простых людей Финляндии: "Мальчики у воды" (1884), "Девушка с граблями" (1886), "Бабы из Руохолахти" (1887).

   Русский критик В.В. Стасов писал: "Лучше всех их финляндцев, конечно, Эдельфельт, а у него замечательнее всего картина "Прачки" (1889), полная здорового, свежего реализма и жизни". Эта картина осталась в России, а с 1930 г она - в Эрмитаже.

 

Прачки. 1889

 

   Внимание зрителей всегда притягивает проникнутая истинно "парижским духом" картина "В Люксембургском саду" (1887). В пленэрных работах этих лет А.Эдельфельт уделяет много внимания проблемам света и красок.

 

В Люксембургском саду. 1887

 

   Совершив поездку по Европе, Эдельфельт надолго остановился в Петербурге. Впервые он приехал в Санкт-Петербург в 1881 году. Российские художники и общество с восторгом встретили А.Эдельфельта, В 1881 г молодой финский живописец представил свои работы на суд Санкт-Петербургской Академии. Он имел большой успех: ему было присвоено звание академика и организована персональная выставка в Царском селе. Эдельфельт был представлен царской фамилии. По желанию государя Александра III он выполнил копию картины "На море", и сделал ряд заказных работ. В этот же период художник создаёт несколько жанровых портретов, из которых самым популярным стал портрет сестры художника Берты с собачкой на даче в Хайко. 

 

Добрые друзья. 1881

 

   Под названием "Добрые друзья" (1881), повторы этой картины хранятся в Атенеуме и в Гётеборге. Близкая по характеру картина "В детской" (1885) была куплена Александром III для Гатчинского дворца. В Атениуме выставлен также созданный в эти годы портрет Софи Манзей.

 

Портрет Софи Манзей.

 

   Благодаря популярности и авторитету А. Эдельфельта, искусство Финляндии получило признание в России. В Петербурге Эдельфельт познакомился с молодыми деятелями нового русского искусства Сергеем Дягилевым и Александром Бенуа: "Мы буквально висели на Эдельфельте, в наших глазах его голова была окружена ореолом парижского признания", - писал позже Бенуа. Близость финских и русских художников ознаменовалась несколькими совместными выставками. Крупнейшая из них была в 1898 году в музее при училище барона Штиглица. Там были представлены работы в то время молодых художников: Серова, Репина, Врубеля - из российских; и М. Энкеля, Галлен-Каллела, Ярнефельда - с финской стороны. Выставка возбудила большой интерес к финской культуре и самой Финляндии среди русской публики.

   Но главной формой творчества для А. Эдельфельта в зрелые годы была портретная живопись. Эдельфельт много и успешно работал в жанре портрета. По заказу правительства Франции он написал портрет Луи Пастера (1885). В 1880 и 1890х гг Эдельфельт много работал по заказам русского царского двора. Но кроме официальных портретов он создавал прекрасные творения: "Портрет матери", "Сказительница Ларин Параске", портреты великих финских актрис Айне Акте и Иды Аалберг.

   Пейзаж занимает сравнительно немного места в творчестве Эдельфельта. Однако, в Эрмитаже есть его работы: "Вид на Порво", акварель "Вид на озеро в Каукола", офорт "Сосна в снегу". В Эрмитаже представлен также ряд рисунков и иллюстраций замечательного финского мастера.

   Очерк творчества Эдельфельта будет неполным, если не упомянуть об его последней работе: В 1900-1904 гг художник был занят созданием монументального панно в актовом зале Хельсинкского университета на тему: "Торжественное открытие университета в Турку в 1640 г". Композиция была выполнена в виде парадного шествия в костюмах ХVII века.

 

Торжественное открытие университета в Турку в 1640 г. 1902  (Кликабельно)

 

   Альберт Эдельфельт скончался скоропостижно на даче вблизи Порво в августе 1905 года. Это был удар для финского искусства. Но его картины также интересны и понятны нам, как были близки его современникам.

 Владимир Лосев

 

Молодая женщина в будуаре. 1879  (Кликабельно)

 

На Елисейских полях. 1886

 

Портрет сестры художника Берты Эдельфельт. 1884

 

Портрет матери художника. 1902

 

Женщина под зонтиком. 1886

 

Дети царя Александра III

 

Парижская модель. 1885  (Кликабельно)

 

Мария Магдалина. 1891

 

Горе. 1894

 

Финские рыбаки. 1898

 

Христос и Мария Магдалина. 1890

 

Портрет Луи Пастера. 1885 (Кликабельно)

 

Мальчики, играющие на берегу. 1884

Маленькая лодочка. 1884 (Кликабельно)

 

Женщина в лодке. 1886

 

Соседки, сидящие у церкви после обедни. 1887 (Кликабельно)

 

Карельские женщины. 1887

 

Девочка, вяжущая носок. 1886 (Кликабельно)

 

Земляника. 

 

 

Задумчивая женщина у церкви. 1893

 

 Сольвейг

 

Богослужение на архипелаге Уусимаа. (Кликабельно)

 

Возвращение с крестин. (Кликабельно)

 

Портрет молодой женщины. 1891

 

 

Читающая парижанка. 1880

 

Портрет мадам Валери-Радо. 1888

 

Портрет молодой женщины. 1885

 

 Портрет молодой женщины. 1891. (Кликабельно)

 

Портрет Эмили фон Эттер

 

Портрет Альфреда Кехлин-Шварца. 

 

Портрет Александры Манзей.

 

Девушка из Порвоо. (Кликабельно)

 

 

 

 

Парижанка

 

Портрет Берты Эдельфельт

 

Весенняя песня

 

За пианино

 

В детской. (Кликабельно)

 

Кораблестроитель

 

Брюнетка

 

Портрет молодой женщины. 1880. (Кликабельно)

 

http://paintingdb.com/artists/460/1/

http://personal.inet.fi/private/vedalub/vzglad5.html

http://en.wikipedia.org/wiki/Albert_Edelfelt

Картина дня

наверх