«Маха одетая» и «Маха обнаженная»: Как разгорались страсти вокруг скандальных картин Франсиско Гойи


 

Удивительно, но картины знаменитого испанского художника, написанные на рубеже просвещенного XVIII и золотого XIX веков, становились причинами скандалов вплоть до раскрепощенного XX. Несмотря на то, что стиль ню в искусстве является традицией и, кажется, не должен никого шокировать, именно эти произведения стали «маркерами», показавшими, что общество готово видеть на картинах нагих богинь, но совершенно по-другому относится к изображению красоты реальной, земной женщины.



Махами в Испании называли щеголих-простолюдинок.

Их обычно принято считать «горожанками», но в XVIII веке это были жительницы мадридских трущоб. Они олицетворяли сам идеал женской привлекательности в испанском понимании, сочетая в себе романтизм, чувство собственного достоинства и яркий темперамент. Поэтому на знаменитых полотнах Гойя отразил не просто абстрактный эталон женской красоты, а вполне конкретный национальный характер.

 
Франсиско Гойя. Маха обнажённая. Ок. 1797—1800

Франсиско Гойя. Маха обнажённая. Ок. 1797—1800


Портрет изначально задумывался как анонимный и хранит свою тайну до сих пор. Дело в том, что в момент ее создания нравы Испании не позволяли художникам изображать обнаженное женское тело без мифологического подтекста или отрицательной окраски (например, кающаяся грешница). Инквизиция, просуществовавшая в этой стране почти до середины XIX века, имела огромное влияние на искусство, осуществляя строгую цензуру. Рисуя обнаженную маху, Гойя осознанно нарушал закон, поэтому, считается, и был создан ее одетый двойник. 

 
Франсиско Гойя. Маха одетая. Ок. 1800—1805

Франсиско Гойя. Маха одетая. Ок. 1800—1805


Точных сведений о том, как создавались эти скандальные полотна, не сохранилось. Скорее всего, заказчиком смелой картины был Мануэль Годой, первый министр Испании и фаворит королевской четы. Держать дома картины в стиле ню в те времена было настолько опасно, что обнаженная маха была скрыта от посторонних глаз махой одетой. С помощью хитроумного механизма верхнее полотно отодвигалось, открывая глазам невероятную для того времени эротическую сцену. 

И все-таки, несмотря на все предосторожности, в 1808 году картина была обнаружена инквизицией. Полотно вместе с другими предметами искусства «сомнительного содержания» было конфисковано, и высший сановник королевства предстал перед судом. Там Мануэль Годой не стал отпираться и быстро открыл имя соучастника этого ужасного преступления – то есть автора полотна. Франсиско Гойя также был обвинен в безнравственности. Его произведения были названы «крайне неприличными и представляющими угрозу общественным интересам». К счастью, более серьезных последствий художнику удалось избежать, но только потому, что испанская инквизиция в начале XIX века уже была не та, что раньше. 

 
Сейчас обе «Махи» демонстрируются в музее Прадо

Сейчас обе «Махи» демонстрируются в музее Прадо


Казалось бы, что в XX веке, когда утихли многие споры об искусстве и творения Франсиско Гойи считались несомненными шедеврами мировой художественной культуры, с картинами не должно больше происходить никаких неурядиц. Однако нагота прекрасной махи продолжала смущать общественность. В 1930 году, к 100-летию со дня смерти художника была выпущена серия из трех почтовых марок. Изображение обнаженной махи опять вызвало скандал, причем не только в консервативной Испании, но и в других странах. Ревнители нравственности говорили о возможном растлении детей, увлекающихся филателией и особенно подчеркивали тот факт, что неприличное изображение перед приклеиванием к конверту нужно облизывать! 

 
Почтовая марка «Маха обнаженная», 1930 год

Почтовая марка «Маха обнаженная», 1930 год


Интересно, что к концу 1930 года Департамент почты США запретил всю почту с «Махами». Такие письма должны были изыматься и отправляться обратно адресату. Эта почтовая борьба продолжалась несколько десятилетий – уже в 1952 году произошел случай в Бельгии, когда полиция арестовала марки «Обнаженной махи», оскорбляющие общественность на витрине местного магазина. 

Сразу после Второй мировой войны разорвалась еще одна бомба замедленного действия, связанная с этой картиной. Теперь дело касалось личности женщины, послужившей для нее моделью. Много лет считалось, что Гойя написал свой шедевр с известной испанской аристократки. Мария Каэтана де Сильва, 13-я герцогиня Альба действительно была покровительницей и, скорее всего, любовницей художника, а также моделью для многих его картин. Однако о ее позировании именно для «Махи» достоверных свидетельств не сохранилось. 

 
Портрет герцогини Альба работы Гойя, 1797

Портрет герцогини Альба работы Гойя, 1797


Оказалось, что аристократические потомки Альба очень недовольны слухами о том, что красота их смелой пра-прабабушки вдохновила художника и теперь выставлена на всеобщее обозрение. В 1945 году они решили доказать непричастность своего гордого рода к неприличному шедевру и ради этого даже пошли на эксгумацию останков герцогини. Планировалось измерить кости и сравнить их с пропорциями тела на картине. Однако после вскрытия могилы выяснилось, что подобные исследования невозможны, потому что гробница уже была разорена наполеоновскими солдатами. Так что тайна прекрасной женщины на картине, вероятно, никогда не будет раскрыта. У современных искусствоведов есть на этот счет еще одна версия. Возможно, что для картины позировала любовница заказчика Пепита Тудо, но однозначно доказать или опровергнуть ее также нельзя. 

Источник ➝

Свадебному фотографу из Южной Каролины Патрику Холлу (Patrick Hall) пришла идея

. Он решил запечатлеть реакцию людей, которых бьет током от электрошокера. Для того чтобы фотосессия стала веселее, каждого «подопытного кролика» снимали на видео, пока тот находился в нервозном ожидании предательского удара электрошокером от близкого человека, а в момент кульминации несчастного ослепляла вспышка фотокамеры, и вот готовый снимок с корчившимся от боли и страха лицом готов. Безумие в чистом виде!


«Люди, ожидавшие получить удар электрошокером, почти всегда нервничали и боялись предстоящего.

Зато у тех, кто должен был ударить, было совсем другое поведение. Большинство из них были рады причинить боль своему другу, и только после совершения удара на их лицах появлялось раскаяние», — говорит Патрик.

Одни кричали, смеялись и проклинали всё вокруг, другие оставались на удивление спокойными, в то время как получали разряд в 300 000 вольт.

Идею Патрика можно было бы назвать просто безумной, но желающих добровольно испытать на себе удар в 300 000 вольт оказалось немало.

Только четыре человека из участвующих в фотосессии остались невозмутимыми после разряда. Все остальные кричали, смеялись и матерились.


источник

КАРТИНЫ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ ( 17-18 век)


Пукирев Василий Владимирович
Неравный брак 1862

Пукирев Василий Владимирович
Игрок 1855

Пукирев Василий Владимирович
В мастерской художника 1865

Нестеров Михаил
Видение отроку Варфоломею 1899

Литовченко Александр Дмитриевич
Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею 1875

Литовченко Александр Дмитриевич
Харон перевозит души через реку Стикс 1861

Андрей Рублёв
Икона Троица

Маковский Константин Егорович
Портрет Александра II 1881

Мазуровский Виктор Викентьевич
Кавалерийский бой

Акимов Иван Акимович
Сатурн с косой, сидящий на камне и обрезающий крылья Амуру 1802

Акимов Иван Акимович
Самосожжение Геркулеса на костре в присутствии его друга Филоктета 1782

Аргунов Николай Иванович
Портрет графини Шереметевой 1789

Басин Петр Васильевич
Фавн Марсий учит молодого Олимпия игре на свирели 1821

Бакалович Степан Владиславович
Октябрь 1889

Бакалович Степан Владиславович
Ода

-Татьяна Кудрявцева-

Картина дня

))}
Loading...
наверх