Дмитрия Жилинского по праву можно назвать одной из центральных фигур в советском искусстве. По содержанию и художественному языку его творчество не укладывается в рамки какого-либо одного направления. Скорее оно само по себе стоит у истоков целой школы и формирует самостоятельную, глубоко продуманную и разработанную в совершенстве живописно-пластическую систему. Оно несет в себе черты яркой художнической индивидуальности, интеллектуализма в лучшем смысле этого слова, серьезного и углубленного самоанализа, наконец, из недр души исходящей потребности в постоянном активном общении со зрителем.
Жилинский пришел в искусство в середине 1950-х годов. Бок о бок с ним начинали свою творческую биографию такие мастера, как Таир Салахов, Николай Андронов, Виктор Иванов, Гелий Коржев и др. Критика дала имя поднявшейся в эти годы новой волне, к которой в какой-то мере принадлежал Дмитрий Жилинский, назвав ее "суровый стиль".
Слово «суровый» с трудом ассоциируется с тонкостью, деликатностью, изысканностью живописи художника. Лишь ряд ранних произведений можно отнести к этому направлению. Уже со второй половины 1960-х годов Жилинский эволюционировал от монументальности и обобщенности к камерности и психологической глубине.
"Еще со студенческих лет он поражал и товарищей, и учителей своим трудолюбием. Своей жаждой работать. И стремлением довести свою работу до завершения. Стремлением сделать вещь.
Этот подход, пожалуй, лежит не только в основе его великолепного мастерства. Как средневековый ремесленник, Жилинский срабатывает свои произведения целиком – от начала до конца: если это картина, то от изготовления подрамника или доски, от собственного рецепта грунта до шлифовки рамы, в которую он поместит свое творение. И все собственноручно.
Любовь к ремеслу и подлинная страсть к искусству, к работе художника - самая заметная внешняя черта работы Дмитрия Жилинского. Это огромный и непрестанный труд, это радостное бремя составляло ядро, центр его жизни с молодых лет. И сегодня, уже будучи мастером, он лишь утверждается и укрепляется в этой своей одержимости.
…И, быть может, в самой глубинной основе художнического трудолюбия Дмитрия Жилинского – именно эта земля, требующая заботы и труда с утра до вечера, именно каждодневная работа крестьянина. Крепкая привязанность художника к своим землякам, к труженикам из родной его деревни Уч-Дере, что под Сочи, не могла не выявиться и в его картинах – знаемые с детства, они по праву заняли свое место на полотнах Жилинского – с тяжелыми рабочими руками, с открытыми и спокойными, терпеливыми крестьянскими лицами.
…Жилинский, на мой взгляд, одарен особым талантом портретиста. Он создает "портреты" цветка, дерева, дома, а не только человека. Он во всем ищет и находит самые узнаваемые и самые неповторимые, особенные черты, заставляя нас верить в безусловное существование на земле именно этих растений, этих предметов, этих людей, ощутить их уникальную индивидуальность в своем роде и всегда красоту".
Анатолий Никич.
Изображения кликабельны
Портрет скульптора И. С. Ефимова. 1954
Утро. 1954
Портрет художника В. А. Фаворского. 1962
Семья. У моря. 1964
Студенты. В скульптурной мастерской. 1964
На новых землях. Триптих. Левая часть. Строительство. 1967
Праздник. Центральная часть.
Праздник. Фрагмент
В новом доме. Правая часть.
Семья художника Н. М. Чернышева. 1969
Портрет Н. М. Чернышева с женой. 1970
Портрет Н. М. Чернышева с женой. Фрагмент.
Альтист. 1972
Альтист. Фрагмент
Альтист. Фрагмент
Портрет художницы Е. Л. Коровай. 1972
Вечер на юге (А. И. и Е. А. Ефимовы). 1973
Вечер на юге. Фрагмент
Вечер на юге. Фрагмент
Времена года. 1974
Портрет Т. А. Павловой. 1974
Земляника. 1975
Портрет Татьяны Лисицкой. 1976
Разговор о Дюрере и Кранахе. 1978
Жасмин. 1978
Лилии. 1978
А. А. и П. Л. Капицы. 1979
А. А. и П. Л. Капицы. Фрагмент
Желтый букет. 1975
Желтый букет. Фрагмент
Портрет дипломата В. С. Семенова с женой и дочерью. 1978
Портрет дипломата В. С. Семенова с женой и дочерью. Фрагмент
Татьяна Павлова. 1975
Е. Ульянова.1977
Человек с убитой собакой. 1976
Человек с убитой собакой. Фрагмент
Одуванчики. 1979
Летний натюрморт. 1980
Хурма. 1980
Натюрморт с гранатом. 1980
Зима. 1980
Молодая семья. 1980
Молодая семья. Фрагмент
Лилии. 1981
Ирен и Петер Людвиг. 1981
Гимнаст Виктор Лисицкий. 1984
Играет С. Рихтер. 1 вариант. Фрагмент. 1983
Играет С Рихтер. 2 вариант. 1984-1985
Играе С. Рихтер. Фрагмент
Портрет Тарасовых. 1984
Сильнейшими в творчестве Дмитрия Дмитриевича я считаю картины, посвященные его матери Анастасии Федоровне. Образ матери, женщины трудной судьбы, которая не сломила ее, - предельно точен. Художник не боится показать даже ее недуги. Лицо Анастасии Федоровны прекрасно, несмотря на то, что время оставило на нем свои отметины. Часто в портретах мамы присутствует сам автор, тогда в них происходит внутренний диалог. Живописец как бы представляет себе ту тяжесть, которую вынесли плечи матери, соизмеряя ее со своим трудом, со своей жизнью.
Андрей Дюков.
Под старой яблоней. 1969
Под старой яблоней. Фрагмент
Старуха и грушевое дерево. 1972
Жилинский Д.Д.:
– У мамы душа в растениях, в природе. Она даже говорит, что моё искусство никому не нужно. Искусство не даёт горшок щей – ну так на что оно? Вот если б я был агрономом, это было бы замечательно. Для мамы что полезно – то замечательно... По радио она слушает только то, что полезно, книги исключительно полезные читает.
"Разогнать города! Метлой прямо размести, – говорила Анастасия Фёдоровна, – По колхозам, по совхозам. Что в городах? Бездельники!"
Зима на юге. 1974
Ожидание. 1977
Мама. 1980
Одна. 1983
Правнук. 1984
1937 год. 1987
1937 год. Фрагмент
1937 год. Фрагмент
1937 год. Фрагмент
Нина в Сан-Пау. 1990
Божья коровка. 1990
Тайная вечеря. 2000
http://www.artpoisk.info/artist/zhilinskiy_dmitriy_dmitrievich_1927/gallery
Свежие комментарии