Искусство

71 860 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юлия Уханова
    Очень красиво!Художник Александ...
  • Наталия Кузнецова (Мунштукова)
    Браво!!!Венеция в акварел...
  • Наталия Кузнецова (Мунштукова)
    Просто чудо прозрачное!!!Акварельный мир г...

Женщины Пикассо.

Фернанда Оливье

«…это кровь моя брызжет и заново мир украшает
Это солнце свершает свой круг запылав от нее
Крепче пахнут цветы и волна за волной поспешает
И любовь моя заново мир украшает…» 
(Г. Аполлинер)
Женщины Пикассо.«Женщины Пикассо» - под этим заголовком в картотеке истории сохранены имена семи «муз» художника.
В отличии от тех – прочих, оставшихся «за рамой» - им посчастливилось принять участие не только в личной жизни Пикассо. Завороженные служительницы обряда искусства, восходили они на жертвенный подиум, безраздельно отдаваясь своему верховному жрецу. Каждая из них, воплощенная на холстах, знаменует собой определенный период (периоды) творческого пути художника. Поэтому и говорить о них принято – с хронологическим уточнением: Фернанда Оливье, ПЕРВАЯ ЖЕНЩИНА…
В 1904 году, на исходе «Голубого периода», Пикассо тяжело переживает смерть покончившего с собой друга Карлоса Касагемаса. Художник кардинально «меняет обстановку» – едет в Париж и поселяется в одном из бедных кварталов города, среди уличных артистов и бродячих циркачей. Высокая, смуглая, аристократической внешности служанка проживает по соседству. Художник приглашает девушку позировать, и вскоре она становится его возлюбленной. 
«Фернанда в черной мантилье», 1905 г.
– один из первых портретов Фернанды, выполнен в реалистической манере, чего не скажешь о большинстве последующих. Пикассо экспериментирует, и богатый «материал» у него под рукой. Красивая лицом, девушка обладала замечательной, не могущей не вдохновлять художника фигурой. «Лежащая обнаженная», 1905 г.; «Фернанда в мантилье»… Увлеченный пластикой возлюбленной натурщицы, Пикассо доходит до гротеска. То укорачивая ноги, то удлиняя торс, то неестественно укрупняя кисть руки, художник словно бы проверяет диапазон красоты модели – насколько возможно исказить ее, сохраняя гармонию, не доводя до уродства. В этой рискованной работе Пикассо подобен шокирующему публику циркачу-канатоходцу. Знаменитая «Девочка на шаре» - шедевр «розового периода» - появлением своим обязана Фернанде. С Фернандой же Пикассо проходит «Африканский период» и вступает в кубизм. «Женщина с грушами», 1909 г. Сезановский принцип трактовки формы утрирован и, примененный к изображению человека, доведен до абсурда. Лицо и часть торса (ритмически совпадающие с фруктами на заднем плане) рассечены на вывернутые плоскости. С искаженными ракурсами, «разбросанная» композиция казалась бы нелепой, если бы не напряженная, идущая на излом линия шеи: являясь камертоном, она организовывает общий хаос. 
Итак, кубизм. «Аналитическая стадия». Работу Пикассо на этом этапе можно охарактеризовать как «джаз на холсте». Натура становится только поводом, основным «рифом», ориентируясь на который художник строит свои импровизации. При этом он не ограничивается остроумием и находчивостью «модного маэстро во фраке» и, в отличии от друга и коллеги Ж. Брака, методом напряженного анализа идет вглубь формы. Определенной глубины к этому времени достигают и отношения возлюбленных. Фернанда хочет детей от Пабло. Ей, высокой и красивой девушке дворянской внешности, поначалу всего лишь был любопытен «чудаковатый испанец с горящими глазами» (ростом же невысокий Пабло приходился ей примерно по плечо). Но интерес быстро сменился любовью. И с каждым годом их совместной жизни чувства Фернанды только усиливались. Но молодому, амбициозному, полному творческих планов художнику было вовсе не до семьи. Его стали угнетать эти отношения. «Бюст женщины», 1909 г.. «Голова женщины»,1909 г. Пикассо изображает свою музу-модель не красивой, «воспевая» незначительные недостатки во внешности. Заданный тон этих импровизаций – свидетельство охлаждения Пабло к некогда обожаемой женщине, а, возможно, и обиды на нее. Пикассо заводит отношения на стороне. Кубизм начинает входить в «синтетическую стадию»: изображения строятся на принципе комбинирования, совмещения различных материалов и фактур…
Девять лет был Пикассо со своей Первой Женщиной. Черты, натура, характер Фернанды Оливье запечатлены в произведениях того времени – и это не только многочисленные «портреты Фернанды», но так же и все те работы, где модель живет как «мотив». 

Женщины Пикассо.

"Фернанда в черной мантилье". 1905 г

Женщины Пикассо.

"Лежащая обнаженная (Фернанда)". 1906 г

Женщины Пикассо.

"Портрет Фернанды". 1906 г

Женщины Пикассо.

"Портрет Фернанды Оливье в платке". 1906 г

Женщины Пикассо.

"Женщина с грушами (Фернанда)". 1909 г


Женщины Пикассо.

"Голова женщины". 1909 г

Женщины Пикассо.

"Голова женщины (Фернанда)1". 1909 г

Женщины Пикассо.

"Голова женщины (Фернанда)". 1909 г

Марсель Умбер(Ева Гуэль)1885 - 1915

Женщины Пикассо.Однажды писательница Гертруда Стайн навестила Пикассо, когда он заканчивал работу над картиной «Моя красавица» (1911). «Это не может быть Фернанда Оливье» – тут же отреагировала она. Это действительно была не Фернанда, на полотне была изображена женщина, занявшая ее место в сердце художника – Марсель Умбер. Картина «Моя красавица» стала своеобразным признаньем в любви. 
Пабло и Марсель встретились в 1911 году в парижском кафе «Эрмитаж». 
Пикассо уже 9 лет жил со своей натурщицей Фернандой Оливье, Марсель давно была любовницей польского художника Луи Маркуссиса. Пабло и Марсель полюбили друг друга и расстались со своими бывшими пассиями. Они отправились путешествовать по Европе, чтобы не встречать никого из знакомых – им хотелось быть только вдвоем. Пикассо называл свою возлюбленную Евой. Это символизировало его внутреннее обновление: Ева – имя первой женщины на земле, соответственно он – Пабло – Адам – первый человек.
Отношения Марсель с Пабло совпали по времени с переходом его творчества от аналитического кубизма к синтетическому. Для аналитического кубизма характерно разрушение объекта, стирание границы между его формой и пространством картины ("Обнажённая, Я люблю Еву" 1912 г.). Новаторство синтетического кубизма состоит в том, что поверхность картины приобретает ценность как самостоятельный объект. Большое внимание уделяется фактуре полотна, используются декораторские приемы – имитация поверхности камня, дерева, присутствуют элементы аппликации – фрагменты бумаги, газетные вырезки («Скрипка, я люблю Еву» 1912 г.). Марсель была хрупкой, субтильной, тихой и нежной – полная противоположность высокой, здоровой и шумной Фернанде. На полотнах Пикассо Ева появляется как символ изящества, легкости, невесомости. Ее образ часто связан с музыкой и музыкальными инструментами, женский силуэт изображается в виде скрипки или гитары. 
Удивительно, что Пикассо, с его общительным темпераментом, обыкновенно «кричащий» с полотен о своей любви, не создал ни одного портрета Евы, дающего понятие о ее реальной внешности. Когда создавалась галерея изображений женщин Пикассо, не удалось найти ни одного портрета Марсель, кроме одного единственного фотоснимка.
Хрупкое телосложение Евы обуславливало и ее болезненность. Она заразилась туберкулезом, в начале века эта болезнь далеко не всегда успешно вылечивалась. Весной 1915 года Марсель Умбер скончалась в больнице.

Женщины Пикассо.

"Скрипка. Я люблю Еву". 1912 г

Женщины Пикассо.

"Гитара `Я люблю Еву`". 1912 г

Ольга Хохлова17 июня 1891 года — 11 февраля 1955 года

Женщины Пикассо."Каждый раз, когда я меняю женщину, я должен сжечь ту, что была последней". 
Пикассо
Эта страсть поглотила его полностью. Дягилев заметив интерес декоратора Пикассо к балерине Ольге Хохловой, счел своим долгом предупредить горячего испанского повесу о том, что русские девушки непростые – на них надобно жениться. Ольга родилась в 1891 году 17-го июня, в семье полковника царской армии, получила соответствующее ее положению воспитание и образование. Побывав в Париже, Ольга увлеклась балетом – занятием не очень подходящим для девушки из благородного семейства. В труппе Дягилева Ольга оказалась благодаря своей особенной стати. Она не была примой, но приковывала к себе мужское внимание. К моменту знакомства с Пикассо в 1917-м году, Ольге было 26 лет. Труппа собиралась на гастроли в Южную Америку, пик балетной карьеры уже пройден…Вернуться в Россию, в революционное полымя ей, полковничьей дочери? Что еще оставалось, кроме как выйти замуж за влюбленного в нее испанца? При знакомстве с будущей свекровью Ольга услышала в свой адрес: «Бедная девочка, ты не знаешь, на что обрекаешь себя. Пабло озабочен только собой.» Но она уже приняла решение, такое же непоколебимое, как желание заниматься балетом. Значит, и семейное счастье она сумеет выстроить по своему усмотрению. 
Пикассо действительно думал, что это любовь на всю жизнь. Доказательство тому брачный контракт, в котором все его картины принадлежат ему и ей поровну. Поселившись в Париже, Ольга обставила дом с шиком и роскошью, по последней моде. Машина с водителем, мастерская художника, занимающая весь второй этаж, породистые собаки, рауты, званые обеды и приемы. Близость и теплое отношение первых лиц государства… Ольга любит дорогие наряды, икру и шампанское. Пабло тоже не прочь сшить себе костюм у дорогого кутюрье. Золотые часы выглядывают из его жилетного кармана. Он гордится своей женой, её умением держать себя в этом высочайшем обществе, её необычной красотой, осанкой и потакает ей в желании жить на широкую ногу. Пишет и пишет ее портреты, а она выговаривает ему, что хочет узнавать свое лицо. Портреты того времени – узнаваемы. Сосредоточенные серьезные глаза, безупречно прямой нос. Сдержанность и скованность, словно на ней до сих пор тот тяжелый кубический костюм, придуманный Пикассо для дягилевского балета «Парад». Тридцатилетняя Ольга рожает сорокалетнему мужу сына Пауло. Это самый счастливый период в их семейной жизни. Пабло пишет очень много нежных портретов Ольги и маленького Поля в костюме Арлекина, в круглой шляпе, сидящим на ослике. 
Может ли идиллия длиться вечно? Пикассо стал тяготиться размеренной жизнью и ролью салонного портретиста, навязанной Ольгой. Картин в неоклассическом стиле он написал уже предостаточно. Видя его охлаждение, Ольга начала ревновать, поначалу безосновательно. Он ее любил. Пока не встретил семнадцатилетнюю Мари – Терез Вальтер. До утонченности Ольги ей было далеко, девушка ничего не смыслила в искусстве. Однако, творец жаждал новых форм и он их получил. Однажды, пассия заявилась в Ольгином доме с малышкой на руках и заявила, что это тоже «произведение Пикассо». Униженная Ольга забрала сына и уехала в Канны. Разлучница просчиталась, в планы художника не входил развод, он быстро охладел к Мари, сменив ее на Дору Маар, затем Франсуазу Жило. Ольга страдала и ждала, когда он вернется к ней. А он все менял натурщиц, любовниц, не давая им шанса занять в его жизни значимое место. 
Война между когда-то любимыми людьми. В ней нет победителей. Пабло вышел из боя с меньшими потерями: он продолжал творить, устилая свой путь осколками женских сердец, а она провела остаток жизни в одиночестве, впадая в депрессии и ревнуя. Не желая раздела имущества с ненавистной женой, Пикассо не оформил развода: Ольга Хохлова оставалась его законной женой до своей смерти, до 1955 года. На похороны он не пришел, заявив, что пишет картину…

Женщины Пикассо.

"Ольга Хохлова в мантилье". 1917 г

Женщины Пикассо.

"Ольга Хохлова1". 1917 г

Женщины Пикассо.

"Портрет Ольги 1". 1917 г

Женщины Пикассо.

"Ольга Хохлова". 1917 г

Женщины Пикассо.

"Профиль Ольги с шиньоном". 1917 г

Женщины Пикассо.

"Портрет Ольги 1". 1919 

Женщины Пикассо.

"Стоящая женщина (Ольга)". 1919 г

Женщины Пикассо.

"Ольга, читающая в кресле". 1920 г

Женщины Пикассо.

"Ольга". 1920 г

Женщины Пикассо.

"Сидящая танцовщица (Ольга)". 1920 г

Женщины Пикассо.

"Портрет Ольги 4". 1921 г

Женщины Пикассо.

"Сидящая Ольга". 1923 г

Женщины Пикассо.

"Портрет женщины с горностаевым воротником (Ольга)". 1923 г

Женщины Пикассо.

"Ольга Пикассо". 1923 г

Женщины Пикассо.

"Портрет Ольги 2". 1923 г

Женщины Пикассо.

"Голова женщины (Ольга Хохлова)". 1935 г

Мария Тереза Вальтер13.07.1909 – 20.10.1977

Женщины Пикассо.8 января 1927 г. Пабло Пикассо, прогуливаясь в Галерее Лафайет в Париже, встретил очаровательную семнадцатилетнюю блондинку Марию-Терезу Вальтер. С этого случайного знакомства началась связь, определившая важный период в творчестве художника и всю жизнь этой женщины. 
Мария-Тереза стала любовницей, натурщицей и музой великого мастера. Пикассо тогда был женат на русской балерине Ольге Хохловой, их сыну Пауло было 5 лет. Это, равно как и то, что мадмуазель Вальтер была несовершеннолетней, заставило Пикассо сохранить их роман в тайне. Однако в его творчестве присутствие этой молодой женщины было очевидно.
Вместе с образом Марии-Терезы в сюрреалистический период творчества Пикассо приходит воплощение женственности, это своего рода «период в периоде». На смену напряженным, ломаным линиям («Танец», 1925 г.) приходят округлые. Женское тело кажется упругим и мягким одновременно, при этом насыщенный колорит вступает в контраст с плавностью очертаний. Это особенно ярко видно на таких полотнах 1932 г., вдохновленных образом Мари, как «Сон», «Женщина с цветком», «Обнаженная в кресле», «Зеркало», «Девушка перед зеркалом».
Большинство картин, изображающих Мари, подчинены ритму колыбельной, пьянящему «покачиванию» красок, они насквозь пронизаны чувственностью. В этом отражено отношение Пикассо к Марии-Терезе: в нем нет и намека на равенство. Она – не спутница жизни, не жена, она – объект вожделения, прекрасная игрушка художника.
Живой темперамент, мирный и веселый характер Мари позволили ей смириться с ее ролью в жизни Пабло. В июле 1930 г. Пикассо купил замок Буажелу в Нормандии, который служил ему студией, а Марии-Терезе –домом. Там мастер создает ее многочисленные скульптурные изображения. Одно из них – «Женщина с вазой» – сейчас венчает надгробие художника.
Одна из картин этого периода – «Обнаженная, зеленые листья и бюст» –была продана на аукционе в марте 2010 г. за 106,5 миллионов долларов, установив таким образом новый мировой рекорд по стоимости произведений искусства.
В 1935 г. Мари родила дочь, девочку назвали Майя. Как и мать, она стала моделью для многих работ Пикассо («Майя с куклой», 1938 г.)
Вскоре после рождения Майи Ольга Хохлова узнала о связи мужа на стороне и незамедлительно уехала вместе с сыном. Скандальный разрыв с женой вывел Пикассо из душевного равновесия, он стал меньше писать, из его полотен исчез светлый эротизм. 
В 1936 г. году у Пикассо появилась еще одна любовница – Дора Маар, и их связь не была тайной. Отношения с Вальтер стали натянутыми. 
Однажды Дора и Мари случайно встретились в студии Пикассо, когда он работал над знаменитой «Герникой». Разгневанные женщины потребовали, чтобы он выбрал одну из них. Пабло ответил, что они должны за него бороться. И они действительно стали бороться. 
Возможно, именно этот случай определил появление в этюдах к картине и на окончательном полотне плачущих, полных отчаяния женщин. Позже в одном из интервью художник заметил, что драка двух его любовниц стала одним из ярчайших воспоминаний всей его жизни.
Мари смогла простить возлюбленному даже это – они продолжали изредка встречаться. Постепенно их отношения свелись к материальной поддержке со стороны Пикассо и переписке, которая продолжалась до последних дней художника. Несмотря на разлад, Мария-Тереза всю жизнь не теряла надежды, что Пабло все-таки женится на ней, но этому не суждено было случиться.
20 октября 1977 г., спустя 4 года после смерти Пикассо, в курортном городке Жуан-ле-Пен на юге Франции в своем гараже Мария-Тереза Вальтер повесилась.

Женщины Пикассо.

"Бюст девушки (Мария Тереза Вальтер)". 1927 г

Женщины Пикассо.

"Женщина-цветок (Мария Тереза)". 1931 г

Женщины Пикассо.

"Чтение". 1932 г

Женщины Пикассо.

"Мария Тереза". 1932 г

Женщины Пикассо.

"Лежащая женщина (Мария Тереза)". 1932 г

Женщины Пикассо.

"Желтый пояс (Мария Тереза Вальтер)". 1932 г

Женщины Пикассо.

"Обнаженная на красной подушке (Мария Тереза)". 1932 г

Женщины Пикассо.

"Портрет Марии Терезы Вальтер". 1932 г

Женщины Пикассо.

"Голова женщины". 1932 г

Женщины Пикассо.

"Мать и дитя (Мария Тереза Вальтер и Майя)". 1936 г

Женщины Пикассо.

"Портрет Марии Терезы Вальтер". 1936 г

Женщины Пикассо.

"Голова женщины (Мария Тереза Вальтер)". 1939 г

Женщины Пикассо.

"Портрет женщины (Мария Тереза)". 1944 г

Дора Маар22 ноября 1907г. - 16 июля 1997г.

Женщины Пикассо.В 1920-30-х годах Дора Маар (настоящее имя – Генриетта Теодора Маркович) была успешным коммерческим фотографом: она снимала портреты иинтерьеры для рекламы. Кроме того, она занимала видное место в кругах парижской богемы как фотограф-сюрреалист, художница и поэтесса. Однако всемирную известность Маар получила благодаря своей связи с Пикассо.
Они познакомились в 1936 году в кафе «Две Кубышки», куда после вечерней прогулки обыкновенно заходил Пабло. Он ужинал со своим другом, поэтом Полем Элюаром, а Эльф – пес Пикассо – попрошайничал у соседних столиков. Взгляды Доры и Пабло встретились. В восхищении он пробормотал несколько слов на испанском, который Дора отлично знала: ее детство прошло в Аргентине. Они разговорились, и Пикассо с бокалом пива пересел за ее столик. 
Много лет спустя Пикассо рассказал, что Дора в тот вечер была в черных перчатках, вышитых розовыми цветами. Она развлекалась, нанося быстрые удары ножом между расставленными пальцами лежащей на столе левой руки. В какой-то момент она ошиблась на долю дюйма. 
Пикассо попросил Дору отдать ему окровавленные перчатки. Он всю жизнь хранил их в специальной застекленной витрине.
Дора Маар была нервной, неуравновешенной натурой, в творчество Пикассо она вошла как «женщина в слезах». Вместе с образом Маар Пикассо совершил своеобразное ретроспективное «путешествие» по своему творчеству: ее изображение предстало во всем многообразии испробованных ранее художником стилей и манер письма. Однако и сам Пикассо отмечал, что никогда не мог писать ее улыбающейся. Характернейшая особенность портретов Доры – это огромные, глубокие глаза, плачущие или задумчивые, полные тревоги или скорби. Также Пикассо любил подчеркивать ее чистый овал лица, мягкие линии скул, тонкие пальцы с острыми красными ногтями, похожими на капли крови.
В апреле 1937 года город Герника на севере Испании был разрушен немецкими бомбардировщиками, жертвами стали женщины и дети. Это был первый случай массовой гибели мирного населения за многие годы – миру открылось новое лицо войны, неприкрытое лицо зла.
Впечатление, произведенное на Пикассо этой новостью выразилось в том, с каким остервенением он бросился за работу. Дора, обладавшая тонким умом и чувством прекрасного, отлично понимала важность того, что происходит на ее глазах. Именно благодаря ей мы можем видеть «Гернику», всемирно признанный шедевр Пикассо, в динамике его создания: Дора запечатлела на фотопленке многочисленные этюды и все промежуточные этапы работы над картиной. 
Помимо этого она также сделала множество фотографических и живописных портретов Пикассо, под ее влиянием он создает экспериментальные работы, совмещающие фотографию с гравюрой и живописью. 
В отношениях Маар и Пикассо страсть совмещалась с творческим, интеллектуальным общением двух художников; своеобразие характеров обоих обусловило и конец их романа. 
С годами Маар становилась более нервной, а Пабло терпеть не мог женских истерик – в их отношениях наметился разрыв. С весны 1945 года у Доры стали случаться припадки. Опасаясь, что она сойдет с ума или покончит с собой, Пикассо и их общие друзья отправили Дору в психиатрическую лечебницу Жака Лакана, где помимо психоанализа к ней применялся обычный в то время метод лечения – электрошок. После выхода Доры из больницы их отношения с Пабло не возобновились. 
О связи Пикассо и Маар написаны две книги, снят фильм, их роман стал своеобразной легендой в истории искусства.

Женщины Пикассо.

"Портрет Доры Маар". 1936 г

Женщины Пикассо.

"Дора Маар в виде птицы". 1936 г

Женщины Пикассо.

"Бюст Доры Маар 1". 1936 г

Женщины Пикассо.

"Портрет Доры Маар 5". 1937 г

Женщины Пикассо.

"Портрет Доры Маар1". 1937 г

Женщины Пикассо.

"Портрет Доры Маар". 1937 г

Женщины Пикассо.

"Портрет Доры Маар 4". 1937 г

Женщины Пикассо.

"Сидящая женщина (Дора Маар)". 1938 г

Женщины Пикассо.

"Дора Маар". 1938 г

Женщины Пикассо.

"Портрет Доры Маар". 1938 г

Женщины Пикассо.

"Портрет Доры Маар 2". 1939 г

Женщины Пикассо.

"Женщина на диване (Дора Маар)". 1939 г

Женщины Пикассо.

"Дора Маар". 1941 г

Женщины Пикассо.

"Бюст женщины (Дора Маар)". 1942 г

Женщины Пикассо.

"Портрет женщины (Дора Маар)". 1943 г

Женщины Пикассо.

"Портрет Доры Маар 1". 1943 г

Женщины Пикассо.

"Фигура (Дора Маар)". 1945 г

Франсуаза ЖилоР. 26 ноября 1921

Женщины Пикассо.Единственной непреходящей страстью в жизни Пикассо было искусство, а в отношениях с женщинами он всегда проявлял непостоянство. Связь с Пикассо калечила судьбы многих из них, некоторые сходили с ума или кончали с собой. История Франсуазы Жило уникальна: после 10 лет, прожитых с Пикассо, она ушла от него и прожило долгую, полную событиями жизни.
«Я познакомилась с Пикассо в мае 1943 года, во время немецкой оккупации. Мне исполнился двадцать один год, и я уже сознавала, что живопись — мое призвание», –
так начинается книга «Моя жизнь с Пикассо», воспоминания Франсуазы Жило. На момент их первой встречи Пикассо было 62 года. Разница в возрасте и независимый характер Франсуазы определили специфику их взаимоотношений: сперва она была его поклонницей и ученицей, любовниками они стали только полгода спустя. 
Для воплощения образа Франсуазы Пабло обращается к литографии, в 1945-46 годах он делает серию ее портретов в этой технике. Широко распахнутые, немного асимметрично посаженные глаза, тонкий нос, маленький рот исполнены простыми, смелыми линиями. 
Со временем в его работах становится все больше нежности и лиризма. В процессе работы над очередным портретом Жило художник изменяет изначальную задумку, тело женщины превращается в стебель, покрытый округлыми плодами и листьями – это картина «Женщина-цветок» 1946 г. 
Пабло и Франсуаза долгое время жили на побережье – в творчестве Пикассо усилилась здоровая языческая радость. На литографиях и карандашных портретах лицо женщины будто светится, волосы подобны солнечным лучам. Крупнейшее полотно этого периода – «Радость жизни» – пропитано солнцем и запахом моря. В центре композиции в окружении танцующих мифических персонажей – женская фигура с тонкой талией, высокой грудью и вихрем волос – это Франсуаза.
Франсуаза подарила Пикассо двух детей. Сына Клода и дочь Палому.
Он часто изображает Франсуазу с детьми, декоративность этих картин подчеркивает атмосферу уюта, семейной идиллии.
Но, как писала Жило, Пикассо был неспособен долго любить одну и ту же женщину. Однажды Франсуаза застала Пабло в постели с его прежней любовницей – Дорой Маар. 
Позже, придя в себя, она с удивлением осознала, что впервые увидела возраст Пабло – это был старик, но с поведением ветреного юноши. Франсуаза решила уйти, не дожидаясь участи быть брошенной, участи других возлюбленных Пикассо. И Пабло не смог удержать ее, как ни старался. 
Многому научившись у великого мастера, она продолжала развиваться как художник. Со временем она выработала собственную манеру и стала известной. 
Франсуаза изучала философию в Париже, в Кембридже – английскую литературу – это помогло ей на литературном поприще. 
Ее воспоминания были опубликованы вопреки желанию Пикассо – некоторые моменты книги описывают его неприглядные поступки и тяжелый характер. В год выхода книги – 1964 – было продано более миллиона копий. 
После связи с Пикассо Франсуаза дважды была замужем, оба раза – за талантливыми, известными людьми. Ее Дети от Пабло после его смерти унаследовали фамилию Пикассо и часть его огромного состояния. Клод стал популярным фотохудожником, Палома – модельером.

Женщины Пикассо.

"Портрет Франсуазы". 1946 г

Это один из самых лиричных портретов Франсуазы Жило – женщины, глядя на фотографии которой, понимаешь, что есть в ней нечто неземное, отличающее ее от окружающих. Пикассо познакомился с Франсуазой в 1946 году. Вначале их сблизило искусство, спустя некоторое время начался роман, продлившийся почти десять лет. Отношения не были простыми: художник был постоянен лишь в любви к музе, тем не менее, на этот раз не он ушел, а его бросили. Поняв, что лучшее осталось в прошлом, Франсуаза покинула Пикассо, став единственной женщиной, разорвавшей связь с ним по своей воле.
В ней была страсть, внутренняя решимость и твердость. Это отразилось в портрете 1946 года: в четкости линий, композиции работы. Особенно яркая деталь - волосы, свободно и жестко вьющиеся, дающие представление о характере изображенной женщины. Внешнее сходство ее с Франсуазой Жило, запечатленной на фотографиях, угадать сложно, однако душевное – вполне. Для художника же уметь распознать человека очень важно. Сложно сделать это, если не любишь. Любовь, видимо, была.

Женщины Пикассо.

"Женщина-цветок (Франсуаза Жило) 1". 1946 г

Женщины Пикассо.

"Портрет Франсуазы 3". 1946 г

Женщины Пикассо.

"Рисующая женщина, окруженная детьми [Франсуазу, рисующую с детьми]". 1950 г

Женщины Пикассо.

"Рисующая женщина (Франсуаза)". 1951 г

Женщины Пикассо.

"Франсуаза, Клод и Палома". 1951 г

Женщины Пикассо.

"Франсуаза, Клод и Палома". 1954 г

Женщины Пикассо.

"Бюст женщины в шляпе". 1962 г

Жаклин Рок24 февраля 1927 – 15 октября 1986

Женщины Пикассо.В 1953 году в керамической мастерской "Madoura Pottery" Пикассо познакомился с Жаклин Рок. Она стала его последней возлюбленной, последней музой, самой верной и фанатичной поклонницей его таланта. 
Когда начался их роман, из помощницы в мастерской Жаклин превратилась в модель Пикассо. Этой женщине он посвятил больше картин, чем всем другим, ведь они с Жаклин прожили вместе 20 лет, и 17 из них она была единственной женщиной, которую он рисовал. На ее портретах, исполненных в различных техниках и стилях, неизменно выделяется кроткий, задумчивый взгляд миндалевидных глаз. В профиль их выражение кажется созерцательным, погруженным в себя. Прямой нос, продолжающий линию лба, делает женщину похожей на сфинкса, как, например, на картине «Жаклин с цветами» 1954 года.
Жаклин боготворила Пабло. Сам он неоднократно говорил, что она сделала из него религию. Храмом этой религии сперва стал замок Шато Вовенарг, куда Пикассо решил переехать, чтобы полностью посвятить себя искусству. Одноименный населенный пункт – ближайший к замку, даже сейчас насчитывает немногим более 700 жителей. Вовенарг был просто идеальным убежищем, к тому же Жаклин контролировала все посещения замка, оберегая покой своего кумира. 
13 марта 1961 года был зарегистрирован брак 79-летнего Пабло Пикассо и 34-летней Жаклин Рок. Празднованье было скромным, так как Пикассо хотел избежать шумихи; были приглашены только самые близкие. Молодожены переехали в недавно купленную виллу в Каннах, где, несмотря на ухудшающееся здоровье, Пикассо продолжал потрясающе много работать. 
Для позднего Пикассо характерно погружение в историю живописи – он подчеркивает свое родство, общность с великими предшественниками, перерабатывая мотивы Веласкеса, Энгра, Гойи, Мане, и, конечно, Сезанна. Пикассо говорил: «плохой художник – копирует, хороший – ворует», он пишет чужие работы в собственной вольной, часто кубической интерпретации. В 1954 году Пикассо создает серию из 14 картин «Алжирские женщины», в которой проглядывает спокойная чувственность аналогичных произведений Делакруа. В этой серии впервые появляется свойственный очень многим портретам Жаклин восточный колорит, турецкие костюмы (например, «Жаклин в турецком костюме» 1955 года). Такая атрибутика как нельзя лучше иллюстрирует темперамент Жаклин Рок и ее отношение к Пикассо. Она даже называла его «мой господин». 
Наверное, именно такая женщины и должна была оказаться рядом с великим художником перед лицом неумолимой старости. В последние годы Пабло практически ничего не видел и не слышал, Жаклин ухаживала за ним, мыла и кормила его…
8 апреля 1973 года в возрасте 92 лет Пабло Пикассо скончался. Жаклин, убежденная, что никто кроме нее не может осознать эту потерю, не допустила присутствия на похоронах его бывших возлюбленных и их детей.
Скорбь ее была безгранична. Окружающим казалось, что Жаклин не сможет вынести горя и умрет.
Однако случившаяся вскоре гибель одного из близких друзей Жаклин удивительным образом вернула ее к жизни. Внезапно к ней пришло осознание того, что после смерти люди оказываются в лучшем мире, где нет ни боли, ни слез – объясняла она. 
Жаклин стала заботливой хозяйкой, хранительницей и распорядительницей огромного творческого наследия Пикассо. 
Однако эта миссия задержала ее в мире живых только на 13 лет. Накануне большой выставки Пикассо в Мадриде 15 октября 1986 года Жаклин Рок застрелилась.

Женщины Пикассо.

"Жаклин со скрещенными руками". 1954 г

Женщины Пикассо.

"Жаклин Рок". 1954 г

Женщины Пикассо.

"Жаклин Рок". 1954 г

Женщины Пикассо.

"Жаклин". 1954 г

Женщины Пикассо.

"Жаклин Рок". 1955 г

Женщины Пикассо.

"Жаклин Рок". 1955 г

Женщины Пикассо.

"Жаклин в турецком костюме". 1955 г

Женщины Пикассо.

"Жаклин в студии". 1956 г

Женщины Пикассо.

"Портрет Жаклин". 1956 г

Женщины Пикассо.

"Жаклин Рок". 1957 г

Женщины Пикассо.

"Жаклин Рок". 1957 г

Женщины Пикассо.

"Портрет Жаклин". 1957 г

Женщины Пикассо.

"Жаклин Рок". 1958 г

Женщины Пикассо.

"Жаклин, правый профиль III". 1958 г

Женщины Пикассо.

"Жаклин и афганская борзая". 1959 г

Женщины Пикассо.

"Жаклин". 1960 г

Женщины Пикассо.

"Женщина в желтой шляпе (Жаклин)". 1961 г

Женщины Пикассо.

"Портрет Жаклин". 1961 г

Женщины Пикассо.

"Жаклин". 1961 г

Женщины Пикассо.

"Женщина с собакой (Жаклин с Кабулом)". 1962 г

Женщины Пикассо.

"Профиль Жаклин". 1962 г

Женщины Пикассо.

"Сидящая женщина в кресле (Жаклин)". 1962 г

Женщины Пикассо.

"Великий профиль (Жаклин)". 1963 г

Женщины Пикассо.

"Жаклин". 1964 г

Женщины Пикассо.

"Портрет Жаклин". 1965 г

Женщины Пикассо.

"Женщина на подушке (Жаклин)". 1969 г

Женщины Пикассо.

"Сидящая женщина (Жаклин)". 1971 г

Картина дня

))}
Loading...
наверх