На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Искусство

72 066 подписчиков

Свежие комментарии

Искусство Древнего Китая

Плодородная, хорошо орошаемая долина Желтой реки (р. Хуанхэ) способствовала быстрому расцвету первобытных земледельческих общин, возникших в Китае около 5000 г. до н. э. В местах многочисленных неолитических стоянок были найдены каменные и керамические изделия с раскрашенной поверхностью. Некоторые факты свидетельствуют, что нефрит и шелковичный червь, характерные элементы китайской культуры более позднего времени, были известны уже около 2000 г. до н. э. Становление китайского государства связано с династией Шан, возникшей около 1550 г. до н. э. и просуществовавшей вплоть до 1030 г. до н. э. та. Но самыми удивительными произведениями искусства периода династии Шан были гробницы.

 

Правителя хоронили вместе с тем, чем он владел, и эта традиция, как можно себе представить, приводила к массовым человеческим жертвоприношениям. Среди многочисленной утвари, найденной в грандиозных усыпальницах династии Шан, были бронзовые сосуды, исполненные с виртуозным мастерством, что свидетельствовало о зрелости художественной традиции. Эти ритуальные сосуды наполнялись едой и питьем для духов предков, культ которых был основой основ древнекитайской религии. Сосуды, в зависимости от их назначения, имели различную форму. Так, сосуд типа дин служил для приготовления пищи на огне; ножки в форме лап имели практическое назначение: они проводили тепло; цзюэ предназначался для согревания вина; гуй — котел с двумя ручками; цзунь — форма, производная от предыдущих образцов в керамике. Династия Чжоу После длительного периода упадка династия Шан были свергнута Чжоу, бывшим данником иньских царей. Во времена правления династии Чжоу (1027–256 до н. э.), китайское царство распалось на ряд отдельных феодальных государств. Культура Чжоу восприняла и развила многое из культуры Шан. Более искусная форма украшений и бронзовых сосудов свидетельствует не только о богатстве, но и об усилении ритуальности в придворной жизни.

Хотя династия Чжоу и продолжала оставаться центром культурного единства китайского государства, начинается междоусобная борьба входящих в него царств за господство. Именно это время хаоса, политической и социальной нестабильности дает толчок к развитию философской мысли, способствует возникновению многочисленных философских школ, каждая из которых предлагает свое средство излечения. Интересно, что нечто подобное происходило в тот же период и в греческих городах-государствах. Но в отличие от греков, китайцы никогда не ставили под сомнение законность царской власти, связанной с традиционным для китайской религии культом предков. Конфуций, умерший в 479 г. до н. э., то есть за десять лет до рождения Сократа, учил, что каждый человек должен занимать то место в обществе, которое определяется его заслугами, а не происхождением. Кроме того, он утверждал, что обеспечить своим подданным мир и порядок может только та политическая система, которая руководствуется законами чести и уважает авторитеты. (О Конфуции см. ниже. «Искусство и культ предков».) Другие школы предлагали иные решения. Философы-легисты полагали, что авторитет государства следует утверждать жестким сводом репрессивных законов. Приверженцы даосизма разработали учение мистического толка, в соответствии с которым человек должен подчиняться универсальному закону дао, то есть фактически законам самой природы, и слить в гармоническом единстве индивидуализм и воображение. Это учение сыграло значительную роль в развитии китайской поэзии и живописи.

 

Первый император из династии Цинь В то время как римляне добивались господства на Средиземном море, похожие столкновения между соперничающими государствами и династиями происходили в Китае. В ходе этой непрерывной междоусобной борьбы верх одержало царство Цинь, правитель которого (221–207 до н. э.) объединил Китай в крупное централизованное государство и взял себе имя Цинь Ши-хуанди, то есть Первый Император Империи Цинь. Завоевав другие китайские царства, Цинь Ши-хуанди сразу же осуществил ряд мер, направленных на укрепление и централизацию империи. Аристократия завоеванных царств лишилась своих владении и была насильно переселена в столицу империи под контроль государственных чиновников. Империя была реорганизована, подчинена единому своду законов и единой официальной письменности, разделена на административные округа, в которых исполнение законов и взимание налогов было доверено государственным чиновникам. Под влиянием философа Хан-Фэйдзи обесценивались ремесла и профессии, которые не вносили прямого вклада в укрепление военной мощи государства; многие ученые были уничтожены; книги, особенно исторические и философские, сожжены, остались только медицинские трактаты и руководства по земледелию. Авторитарная природа режима Цинь Ши-хуанди сказалась и на введении единых мер веса, длины и емкости; были унифицированы оси телег и установлена система маркировки товаров для гарантии их качества. Необыкновенно интенсивным и грандиозным было строительство.

В гигантских императорских дворцах специально построены целые залы, воспроизводившие жилища завоеванных и покоренных феодалов. Но разумеется, самым впечатляющим воплощением безраздельности императорской власти стала Великая Китайская стена, которую строили приговоренные к принудительным работам, и стоившая бесчисленного множества жизней. Больше всего на свете император боялся смерти. Об этом свидетельствует и его гробница, построенная таким образом, чтобы обеспечить ему бессмертие. Работы над ней начались сразу после восхождения Цинь Ши-хуанди на престол, в строительстве было занято более 700 тысяч рабочих. Глиняное войско, призванное охранять сон императора, растянулось на полтора километра от гробницы, помещавшейся в трех подземельях, защищенных водонепроницаемой крышей, которая была сложена из дерева, циновок и глины. Среди 7500 глиняных солдат, вылепленных в натуральную величину, были лучники и пехотинцы.

Возникало ощущение почти осязаемой силы, подчеркнутой достоверностью самых мелких деталей, начиная от железной кольчуги и кончая гвоздиками на подошвах. Фигуры, разумеется, однотипны, но позы варьировались в известных пределах, создавая впечатление живого войска, состоящего из конкретных людей. Деревянные повозки сегодня уже обратились в пыль, но бронзовые, расположенные возле самой гробницы, сохранились. Первый китайский император умер в 210 г. до н. э. Ему наследовал сын, который был убит спустя четыре года. Хотя правление династии Цинь длилось недолго, она сыграла значительную роль в истории Китая. Идея объединения государства с помощью сильной императорской власти, которая опирается на мощный бюрократический аппарат, была усвоена и развита последующими поколениями китайских императоров.

Династия Хань Пришедшая к власти династия Хань продолжила кардинальные преобразования китайского общества, начавшиеся во времена правления династии Цинь. Легистская модель бюрократической системы государства была заменена конфуцианской. Императоры из династии Хань не блистали высоким происхождением и в своем правлении опирались в большей степени на новый класс и интеллектуалов. Теперь в империи распоряжалась чиновничья элита, которая прошла государственный экзамен. Запрет на книги, провозглашенный в эпоху династии Цинь, был отменен. В 136 г. до н. э. император У-ди основал Императорскую академию, целью которой была подготовка государственных чиновников, для которых высшей доблестью считались верность императору, уважение к знаниям и традициям. Историк Су мо-Чэн составил первую официальную родословную императорской фамилии, ведущей начало от мифических бого-царей. Эта своеобразная история Китая стала основой и моделью для официальных историографов, регистрирующих все, что происходило в правление последующих династий, а также стала примером беспрецедетной систематизации истории. По мере усиления и абсолютизации императорской власти придворная жизнь становится все более пышной и церемониальной. О существовании гигантских императорских дворцов династии Хань, построенных из дерева, украшенных картинами и росписями, мы знаем лишь из литературных источников. Более прочные материалы использовались при строительстве гробниц, в которых находим кирпичные своды, а также каменные статуи и рельефы. Сегодня мы знаем немного императорских могил эпохи Хань (открытых в 1968 г.), и одна из них — усыпальница Лю Шана, брата императора У-ди, и его супруги, принцессы Ту Вань. Оба тела облачены в роскошные погребальные одежды из нефритовых пластин, скрепленных золотой нитью. Нефрит -очень трудный в обработке материал и потому необычайно ценный. Кроме того, считалось, что он уберегает тело от разложения. Уже в последний период правления династии Чжоу начали применять железные инструменты для обработки твердых поверхностей, что способствовало распространению изделий из нефрита с орнаментацией. Если вначале эти изделия служили религиозным и ритуальным целям, то в дальнейшем некоторые из них. например такие, как «Би» — диск, символизировавший небо,- потеряли прежнее значение и стали предметом искусства или украшениями, которыми увлекалась новая знать. Своему процветанию во время правления династии Хань Китай во многом обязан торговле. Китайский шелк продавался даже на рынках Римской империи. Богатства, накопленные государственными чиновниками и придворными, позволяли им играть роль покровителей искусства, ранее традиционно сохранявшуюся за аристократией и самим императором. Строгая иерархия, царившая при дворе, неизбежно приводила к прямой зависимости между социальным статусом чиновника и его возможностями нести расходы. Продолжая традицию династий Шан и Чжоу, умершего хоронили вместе с принадлежавшими ему ценными предметами, чаще всего бронзовыми.

 

В могилах эпохи Хань находят также глиняные модели различных строений. Постепенно этот обычай уходит, и в могилу покойного кладут только изображения или символы принадлежавших ему ценных вещей. После падения династии Хань в 221 г. н. э. наступает долгий период беспорядков и смут. Потребовалось почти четыре столетия, прежде чем новому императору удалось распространить свою власть на весь Китай. К тому времени эпоха Хань уже стала считаться «золотым веком» китайской культуры.

Картина дня

наверх