На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Искусство

72 075 подписчиков

Константин Маковский.

Константи́н Его́рович Мако́вский (2 июля 1839 — 30 сентября 1915) — русский живописец, один из ранних участников Товарищества передвижников.

Константин Маковский вырос в семье, жившей интереса­ми искусства: его отец, братья и сестра были также худож­никами. Он занимался сначала в Московском Училище живописи и ваяния под руководством М.

И. Скотти и С. К. Зарянко, а затем в Петербургской академии художеств. Увле­ченный идеями демократического искусства, он стал чле­ном Художественной артели, организованной по инициати­ве И. Н. Крамского, но вскоре покинул ее.

В первый период своей творческой деятельности К. Ма­ковский создает глубоко правдивые жанровые произведе­ния: «Балаганы на Адмиралтейской площади», «Крестьян­ский обед во время жатвы» (1871), «Похороны в деревне» (1872), «Дети, бегущие от грозы» (1872).

Интересны написанные им портреты людей искусства и науки. Так, например, о портрете артиста О. А. Петрова, работы К. Маковского, В. В. Стасов писал: «Этот портрет— один из самых лучших портретов русской школы как по необык­новенному сходству, так и по блестящему колориту своему».

В 1876 году, будучи уже в зените славы, К. Маковский совершил поездку в Болгарию, Сербию, Египет. В результа­те этого путешествия он создал ряд картин и этюдов, кото­рые сразу были причислены к лучшим его работам («Пере­несение священного ковра в Каире», 1876; «Болгарские му­ченики», 1876 и др.)

Являясь одним из организаторов и активных участников Товарищества передвижных выставок, К. Маковский вкладывал немалые средства в это передовое начинание. На одной из выставок Товарищества художник экспонировал картину «Алексеич» (1882), которая по праву вошла в золотой фонд русской живописи.

В 80-е — 90-е годы К. Маковский создает ряд больших исторических полотен. Обращаясь в них к эпохе боярской Руси XVII века, художник, однако, отказывается от ее оценки и, как заметил один из его современников, «переносится в быт наших предков —не в темном, а в от­радном его проявлении». Эффектные, полные внешней за­нимательности исторические картины К. Маковского име­ли колоссальный успех не только у себя на родине, но и за границей («Боярский свадебный пир XVII столетия», 1883; «Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем», 1887; «Поцелуйный обряд», 1895 и др.).

Бесспорной творческой удачей К. Маковского в области исторической живописи явилась картина «Минин на Ниже­городской площади». Глядя на это огромное полотно, во­скрешающее героическое прошлое русской земли, невоз­можно говорить о творческом упадке художника. Сам К. Маковский сознавал, что свой большой талант он использовал далеко не полностью. Вот что писал художник в автобиографии, появившейся в 1910 году в связи с 50-ле­тнем его творческой деятельности: «Я не зарыл своего, бо­гом данного, таланта в землю, но и не использовал его в той мере, в какой мог бы. Я слишком любил жизнь, и это мешало мне всецело отдаться искусству».

На Всемирной выставке 1889 года в Париже он получил Большую золотую медаль за картины «Смерть Ивана Грозного», «Суд Париса» и «Демон и Тамара». На тот момент Маковский был одним из самых высоко ценимых и высокооплачиваемых российских художников.

В 1915 году, наряду со многими другими художниками своего времени, он участвует в учреждении Общества возрождения художественной Руси. В июне этого года Константин Маковский стал жертвой несчастного случая (в его экипаж врезался трамвай). Умер Константин Егорович Маковский (17) 30 сентября 1915 года в Петербурге.
Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры (могила не сохранилась).

Картина дня

наверх