Константи́н Его́рович Мако́вский (2 июля 1839 — 30 сентября 1915) — русский живописец, один из ранних участников Товарищества передвижников.
Константин Маковский вырос в семье, жившей интересами искусства: его отец, братья и сестра были также художниками. Он занимался сначала в Московском Училище живописи и ваяния под руководством М.
И. Скотти и С. К. Зарянко, а затем в Петербургской академии художеств. Увлеченный идеями демократического искусства, он стал членом Художественной артели, организованной по инициативе И. Н. Крамского, но вскоре покинул ее.
В первый период своей творческой деятельности К. Маковский создает глубоко правдивые жанровые произведения: «Балаганы на Адмиралтейской площади», «Крестьянский обед во время жатвы» (1871), «Похороны в деревне» (1872), «Дети, бегущие от грозы» (1872).
Интересны написанные им портреты людей искусства и науки. Так, например, о портрете артиста О. А. Петрова, работы К. Маковского, В. В. Стасов писал: «Этот портрет— один из самых лучших портретов русской школы как по необыкновенному сходству, так и по блестящему колориту своему».
В 1876 году, будучи уже в зените славы, К. Маковский совершил поездку в Болгарию, Сербию, Египет. В результате этого путешествия он создал ряд картин и этюдов, которые сразу были причислены к лучшим его работам («Перенесение священного ковра в Каире», 1876; «Болгарские мученики», 1876 и др.)
Являясь одним из организаторов и активных участников Товарищества передвижных выставок, К. Маковский вкладывал немалые средства в это передовое начинание. На одной из выставок Товарищества художник экспонировал картину «Алексеич» (1882), которая по праву вошла в золотой фонд русской живописи.
В 80-е — 90-е годы К. Маковский создает ряд больших исторических полотен. Обращаясь в них к эпохе боярской Руси XVII века, художник, однако, отказывается от ее оценки и, как заметил один из его современников, «переносится в быт наших предков —не в темном, а в отрадном его проявлении». Эффектные, полные внешней занимательности исторические картины К. Маковского имели колоссальный успех не только у себя на родине, но и за границей («Боярский свадебный пир XVII столетия», 1883; «Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем», 1887; «Поцелуйный обряд», 1895 и др.).
Бесспорной творческой удачей К. Маковского в области исторической живописи явилась картина «Минин на Нижегородской площади». Глядя на это огромное полотно, воскрешающее героическое прошлое русской земли, невозможно говорить о творческом упадке художника. Сам К. Маковский сознавал, что свой большой талант он использовал далеко не полностью. Вот что писал художник в автобиографии, появившейся в 1910 году в связи с 50-летнем его творческой деятельности: «Я не зарыл своего, богом данного, таланта в землю, но и не использовал его в той мере, в какой мог бы. Я слишком любил жизнь, и это мешало мне всецело отдаться искусству».
На Всемирной выставке 1889 года в Париже он получил Большую золотую медаль за картины «Смерть Ивана Грозного», «Суд Париса» и «Демон и Тамара». На тот момент Маковский был одним из самых высоко ценимых и высокооплачиваемых российских художников.
В 1915 году, наряду со многими другими художниками своего времени, он участвует в учреждении Общества возрождения художественной Руси. В июне этого года Константин Маковский стал жертвой несчастного случая (в его экипаж врезался трамвай). Умер Константин Егорович Маковский (17) 30 сентября 1915 года в Петербурге.
Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры (могила не сохранилась).
Свежие комментарии