На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Искусство

72 065 подписчиков

Свежие комментарии

Разящая правда Василия Васильевича Верещагина. ( Часть 2)

Верещагин Василий Васильевич (1842 – 1904), выдающийся русский живописец-баталист. 
Родился в Череповце в семье небогатого помещика. Окончил морской корпус первым учеником, хотя не собирался становиться офицером и уже тогда обучался в школе Общества поощрения художеств в Петербурге. Подав в отставку в 1861—63, учился в петербургской Академии художеств у А.

Маркова, А. Бейдемана. Оставил Академию до окончания курса, не принимая школы академического искусства с его идеализацией и условностью. Картон на тему из античной мифологии, одобренный академическим начальством, сжег. Отправился на Кавказ, заполнил зарисовками три толстых альбома. Эти зарисовки и исполненные по ним композиции (1865—66) предшествовали первым батальным полотнам Верещагина. Художественное образование продолжал в Париже, в Школе изящных искусств под руководством Жерома. Возвратившись из Парижа, отправился на Кавказ, где преподавал рисунок в одном из тифлисских женских учебных заведений. Кавказские рисунки художника печатались в русских и французских журналах. Верещагин много путешествовал: бывал в Крыму, на Дунае, в Сирии и Палестине, в Америке и Японии. Ему довелось участвовать в боевых действиях русских войск в Туркестане (1867—70): в качестве вольноопределяющегося художник был прикомандирован к русской армии. Участвуя в боях, Верещагин проявлял необычную смелость и решительность. Известен эпизод, когда он в одиночку с саблей и револьвером отбился от целого отряда степняков. За личное мужество был награжден Георгиевским крестом. 

Н. Крамской. "Портрет художника В. В. Верещагина". 1883

 

В годы пребывания в Мюнхене создал серию картин на темы туркестанской войны (1869—73), среди них такие известные, как «Апофеоз войны» (1871— 72), «Забытый» (1871), «Смертельно раненый» (1873) и др. Часть картин объединена в сюиту «Варвары» , где Верещагин с огромной силой показал суровый лик войны. Последняя картина сюиты — «Апофеоз войны», — изображающая груду черепов, посвящена художником «всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим». Для Верещагина была характерна работа сериями, каждая из которых представлялась ему в виде некой «эпической поэмы». Коллекция туркестанских картин, выставленная в 1873 в Лондоне, произвела сильное впечатление на тамошнюю публику. В Петербурге художника обвинили в тенденциозности. Это заставило его снять и сжечь три полотна: «Окружили — преследуют», «Забытый» и «Вошли» . Всего же туркестанская серия насчитывала 121 полотно. 

 

«Апофеоз войны». 1871. ГТГ Холст, масло. 127 х 197 Государственная картинная галерея, Москва

Картина русского художника Василия Васильевича Верещагина «Апофеоз войны» широко известна как в России, так и во всем мире... За основу сюжета художник взял исторический факт – такие страшные знаки оставлял на своем пути жестокий завоеватель Тамерлан... В исторические времена за содомские грехи и разврат целые города истреблялись с лица земли. Так, в XIV в. обратились к Тамерлану за помощью женщины Багдада и Дамаска. Они жаловались на своих мужей, которые погрязли в мужеложстве. “Железный хромец” немедленно произвел расследование, на котором развратники признались в скотских грехах. Тогда Тимур дал приказ своим военачальникам: “Пусть каждый из воинов моей 700-тысячной армии в течение двух дней принесет отрубленную голову мужеложника. Если какой воин пожалеет злодея, пусть сам останется без головы”. И выложили семь пирамид из голов, по сто тысяч в каждой — в назидание потомкам. В память об этом событии известный художник  написал картину “Апофеоз войны”.

Туркестанская серия картин была приобретена П.М. Третьяковым для своей галереи, что явилось свидетельством несомненного успеха и признания художника. Многие удивляются, узнав, что дата создания картины — 1871 год. Верещагину тогда было всего лишь 29 лет.

Мастерство Верещагина стали называть разящим. Для многих работы мастера были как вызов, как покушение на их право не задумываясь жертвовать чужими жизнями. Фельдмаршал Мольтке запретил немецким военнослужащим посещать его выставки, а кардинал Гангльбауэр провел в Вене крестный ход, чтобы «очистить» тех, кто видел «кощунственные» полотна...

Действительно, мало кому из художников, специализирующихся на создании полотен о войне, удавалось так емко и точно изложить суть военных действий: смерть, кровь и страдания людей.

Сила его работы в жесточайшей правде жизни, правде того, что сами люди, ведомые своими корыстными интересами, начинают войны с целью покорения соседей, что приводит к сотням и тысячам человеческих жертв. Автор призывает людей остановиться в этой ненасытной жажде войны и задуматься над тем, что в пирамиде голов может оказаться и их череп.

 

«Забытый солдат»

В России отношение к картинам Верещагина  было не однозначным. Простой народ и прогрессивная интеллигенция приняли их с восторгом. «Когда смотришь на этого колосса, все кажется вокруг таким маленьким, ничтожным», – заявил о Верещагине Репин. Правящая элита приняла произведения живописца «в штыки». Александр II назвал его «нигилистом», и в «правой» прессе началась травля. Доведенный до нервного срыва художник уничтожил три полотна: «Вошли», «Окружили – преследуют», «Забытый солдат». И только решительное вмешательство художников-передвижников и видных деятелей искусства смогло поддержать мастера.

 

"Нападают врасплох" . 1871

 

"У крепостной стены. Пусть войдут". 1871

 

«Я слишком близко принимаю к сердцу то, что пишу, – признавался он, – выплакиваю буквально горе каждого раненого и убитого».

 

"Смертельно раненный". 1873

 

В.Верещагин считал, что художник-баталист не имеет права «писать о войне, глядя на сражение из прекрасного далека, и что нужно самому все прочувствовать и проделать, участвовать в атаках, штурмах, победах,

Длительное время художник вынашивал замысел написать большой цикл картин, посвященных Отечественной войне 1812 года, для чего изучал архивные материалы, посещал места боев. «Цель у меня была одна, – писал он, – показать в картинах двенадцатого года великий национальный дух русского народа, его самоотверженность и героизм…».

Для многих из нас именно с картин Верещагина и стихотворения Лермонтова «Бородино» начиналось познание этого трагического и великого события в жизни России. Картину из этой серии «Конец Бородинского сражения» часто публикуют в статьях посвященных войне 1812 года не задумываясь, что на ней изображены ликующие французские кирасиры на заваленной трупами русской позиции.

 

«Конец Бородинского сражения»

Для многих из нас именно с картин Верещагина и стихотворения Лермонтова «Бородино» начиналось познание этого трагического и великого события в жизни России. Картину из этой серии «Конец Бородинского сражения» часто публикуют в статьях посвященных войне 1812 года не задумываясь, что на ней изображены ликующие французские кирасиры на заваленной трупами русской позиции.

Верещагин считал, что художник-баталист не имеет права «писать о войне, глядя на сражение из прекрасного далека, и что нужно самому все прочувствовать и проделать, участвовать в атаках, штурмах, победах, поражениях, испытывать голод, холод, болезни, раны и не бояться жертвовать своей кровью». И даже в смерти он разделил судьбу своих героев. Погиб Василий Васильевич 31 марта 1904 года у Порт-Артура при взрыве натолкнувшегося на японскую мину броненосца «Петропавловск».

 

Всю жизнь художник много путешествует. В 1884 году он посещает Сирию и Палестину, пишет ряд картин на сюжеты «Нового завета». В 1890 году совершает поездки по северу России, Кавказу и Крыму. Дважды посещает Америку, где с успехом проходят его выставки. 

"В Иерусалиме. Царские гробницы". 1884-1885

 

"Индийский мотив". 1875

 

 

"Мавзолей Шах-и-Зинда в Самарканде". 1869-1870

 

"Медресе Шир-Дор на площади Регистан в Самарканде".

1869-1870

 

"Мавзолей Гур-Эмир. Самарканд". 1869-1870

 

"Мавзолей Тадж-Махал в Агре". 1874-1876

 

"Дервиши в праздничных нарядах. Ташкент". 1869-1870

 

"Яки". 1875

 

"В Индии. Снега Гималаев". 1874-1876

 

"Два еврея". 1883-1884

 

В 1901-1902 гг. В. Верещагин совершает длительное морское путешествие, посещает Филиппинские острова и Кубу, в 1903 г. – Японию.

"Японка". 1903

 

"Мыс Фиолент вблизи Севастополя". 1897

 

 Выдающийся критик В. Стасов писал, что В.Верещагин «принадлежит к числу самых значительных, самых драгоценных художников -историков нашего века». 

 

Источники:

http://www.bibliotekar.ru/kVeresch/

http://veresh.ru/

http://artdosug.ru/archives/5221#more-5221

http://www.museum.ru/1812/Painting/ver/ver02.html

http://www.detskiysad.ru/art/kartina099.html

http://literatura5.narod.ru/tolstoy_verechagin_1.html

http://nearyou.ru/100kartin/100karrt_53.html

http://100v.com.ua/ru/Vereshchagin-Vasiliy-Vasilevich-person

http://veresh.ru/vereshagin.php

http://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-vasiliya-vereshhagina-apofeoz-vojny/

Картина дня

наверх