ДВОРЕЦ БЕЛОСЕЛЬСКИХ-БЕЛОЗЕРСКИХ
Дворец Белосельских-Белозерских; Сергиевский дворец — дворец в Санкт-Петербурге, на Невском проспекте в месте его пересечения с рекой Фонтанкой. Автор проекта — архитектор А. И. Штакеншнейдер, осуществивший строительство в стиле так называемого «второго барокко».
В 1797 году княгиня А. Г. Белосельская приобрела у И. А. Нарышкина небольшой каменный дом на углу Невского проспекта и набережной Фонтанки. Дом был снесён и на его месте в конце XVIII века архитекторы Тома де Томон и Ф. И. Демерцов построили первый трёхэтажный дворец со скромным фасадом в классическом стиле. Облик этого дома, сохранился на рисунке М. Н. Воробьёва.
Вид на дворец Белосельских-Белозерских и Аничков мост в 1850-е. В 1847—1848 годах дворец был перестроен архитектором А. И. Штакеншнейдером, приобретя современный вид. Здание после перестройки в стиле нового барокко стало напоминать растреллиевские дворцы. Штакеншнейдер выполнил проект по заказу князя К. Э. Белосельского-Белозерского. В рамках этой работы были не только полностью перестроены корпуса, выходившие на Невский проспект и Фонтанку, но и возведены новые флигеля во дворе дома. Заново был создан не только внешний облик, но также и внутренняя отделка здания. Существует мнение, что прототипом здания послужил Строгановский дворец, выстроенный по проекту архитектора Бартоломео Растрелли. В отделке фасадов дворца широко использованы художественные приёмы русского барокко XVIII века.
Для отделки дворца был приглашён скульптор Д. И. Иенсен. По его моделям были созданы фигуры атлантов и кариатид. Внутренняя отделка дворца была выполнена Штакеншнейдером, яркими примерами такой отделки стали широкая парадная лестница и мраморные камины. Вдоль лестницы стояли кариатиды и скульптуры, поддерживающие позолоченные канделябры, а в ажурной решётке перил автор поместил изящные вензеля из инициалов владельца. Великолепно была отделана библиотека Белосельских-Белозерских: стены обиты резными деревянными панелями и затянуты шёлком, камин украшен рельефным узором, огромное зеркало в позолоченной раме.
Дмитрий Павловичи и Мария Павловна, приемные дети Сергея Александровича и Елизаветы Феодоровны Название «Белосельских-Белозерских» условно: один из наследников мясниковских миллионов, генерал свиты князь Эспер Белосельский-Белозерский заказал здание в духе Растрелли Адриану Штакеншнейдеру, но скончался, когда рыли фундамент особняка, в 1846 году. Супруга Елена Павловна (урождённая Бибикова) переехала в его особняк на Литейном проспекте, выйдя замуж за князя Василия Кочубея. Дворец на Невском она не оставляла, используя его для проведения балов и светских вечеров. Он был расположен по соседству с императорским Аничковым дворцом, и сюда часто приходили царские особы.
Дворец в 1890-е годы В 1865 году Надежда Дмитриевна (урождённая Скобелева) вышла замуж за Константина Белосельского — флигель-адъютанта, сына Елены Павловны (во втором браке — княгини Кочубей) от первого брака и поселилась во дворце. Дворец в ту эпоху продолжал считаться самым тонным местом столицы, хозяева говорили на русском с лёгким английским акцентом — последнее веяние моды 1880-х.
В это время произошёл кризис — капитализация металлургических предприятий Урала — главных активов хозяина — стремительно снижалась: причиной тому стали неудачное управление, отсутствие инвестиций в основное производство. Князь Кочубей пытался выправить ситуацию, для этого набрал кредитов у государства, но не смог спасти положение, и в конце концов вынужден был рассчитаться с казной этим дворцом.
С 1884 года дворец связывался с именем великого князя Сергея Александровича — младшего брата Александра III, став в некотором роде свадебным подарком к его браку с Елизаветой Гессен-Дармштадтской (Елисаветой Федоровной). Дворец получил новое название — «Сергиевский».
Великий Князь Сергей Александрович С 1891 года великий князь стал генерал-губернатором Москвы и дворец пустовал.
В 1905 году Сергея Александровича убил эсер-боевик Иван Каляев, и в особняке всё изменилось: Елизавета стала монахиней, игуменьей московской Марфо-Марьинской обители. Так как она была бездетна, её приёмными детьми стали племянники мужа — Дмитрий и Мария. Их мать умерла при родах, а отец, великий князь Павел Александрович, отбил у генерала Эриха фон Пистелькорса жену красавицу Ольгу, и женился на ней. После этого великого князя на долгое время выслали из России.
Мария Павловна вышла замуж за шведского принца, а Дмитрий Павлович получил от тети её петербургский дворец на Невском. Дмитрий являлся любимцем последнего государя и покорителем женских сердец. Мастер джигитовки и выездки, он возглавлял российских конников на Олимпиаде 1912 года в Стокгольме, был автогонщиком.
Великий Князь Сергей Александрович с супругой, Елизаветой Федоровной В последние годы империи он охладел к государю и государыне, с Феликсом Юсуповым осуществил покушение на Григория Распутина. После убийства «старца» последовала знаменитая царская резолюция: «В России убивать никому не дозволено», и он расстался с дворцом: Дмитрия Павловича выслали в Персию. Несмотря на это ему удалось продать дворец Ивану Ивановичу Стахееву, владельцу крупной финансово-промышленной монополии.
Атланты дворца Белосельских-Белозерских на фоне фигуры с Аничкова моста
Во время Первой мировой войны в Сергиевском дворце размещался британско-русский военный госпиталь.
После революции 1917 года дворец Белосельских-Белозерских, как и многие другие, был национализирован. С 1920 года здесь находился районный комитет партии Центрального, позже — Куйбышевского района. Советское время прошло для него менее болезненно, чем для большинства других объектов: Сергиевский дворец вернул себе имя первых владельцев, интерьеры памятника в XX веке почти не пострадали. Дворец расстался с коллекцией картин, собранной Белосельскими-Белозерскими: она была перевезена частично в Эрмитаж, а частично в особняк на Крестовском острове, также принадлежавший этому семейству.
После провала августовского путча 1991 года райком КПСС закончил свое существование и в 1990-е годы дворец Белосельских-Белозерских был передан Комитету по культуре мэрии Санкт-Петербурга, также в нём был расположен городской культурный центр. Культурный центр проводит всевозможные выставки, конференции… Во дворце устроен концертный зал, в нём периодически проходят разнообразные музыкальные выступления.
В начале XXI века во дворце располагается дирекция Исторического музея восковых фигур, размещающегося в Ломоносове.Более двухсот экспонатов этой коллекции изображают людей, вошедших в историю со времён Ивана Грозного.
Пожар на крыше дворца 28 февраля 2012 года
Этот участок на левом берегу Фонтанки давно обрёл мистический ореол «Района двойников»: На месте Троице-Сергиевского подворья, которое расположено рядом с этим дворцом, находился в своё время дворец, где императрица Анна Иоанновна перед самой своей кончиной увидела двойника. Недалеко отсюда жил Пётр Андреевич Вяземский, и однажды, придя домой, увидел в своём кабинете «самого себя, сидящего за столом и что-то пишущего».
Свежие комментарии