Последние комментарии

  • Джошуа Рестон
    очень нравятся его картиныЕвсей Моисеенко
  • Александр Клюянов
    Ню-спец.Художник Лев Чистовский (1902 — 1969)
  • Владимир Безбадченко
    Чувство, что писала картину, а рядом варилось варенье...Художник Елена Сальникова.

Поиски истины. Рембрандт Ван Рейн.

Автопортрет Рембрандта (1640 г.)

 

Рембрандт Ван Рейн
15 июля 1606 года — 4 октября 1669 года

История жизни


"Рембранд является автором 600 картин, 300 гравюр и почти 2000 рисунков. Родился в Голландии в семье мельника. Живопись изучал сначала в своем родном городе Лейдене, а затем в Амстердаме. В 1631 году, когда ему было 25 лет, Рембрандт окончательно перебрался в Амстердам, где стал ведущим художником-портретистом города.

Через три года он женился на богатой наследнице Саскии ван Уиленбург. На него дождем посыпались заказы; к нему стали приходить многочисленные ученики, которых он за большие деньги обучал искусству живописи. У Рембрандта появились экстравагантные привычки. Он стал коллекционировать произведения искусства и ювелирные изделия. А вскоре сделался настоящим мотом. Он не задумывался над тем, откуда и в каком количестве поступают к нему деньги, как и на что они тратятся. Уже в 1639 году у него начались финансовые трудности, из которых полностью он не смог выбраться уже до конца жизни. В 1542 году умерла Саския, оставив Рембрандту их сына Титуса, совсем еще младенца, единственного из четырех детей в семье, достигшего совершеннолетия. В 40-х годах Рембрандт несколько изменил свой стиль и стал считаться чересчур смелым, художником в своей родной Голландии. В 1665 году Рембрандт, получивший уже всеевропейскую известность и совершенно вышедший из моды в Голландии, был объявлен банкротом. Все его имущество продано на аукционе. После смерти сына и любовницы Хендрике Стоффельс, которая помогла Рембрандту отбивать атаки кредиторов, художник оказался в полном одиночестве. Несмотря на то, что у него резко ухудшилось зрение, он продолжал развиваться и совершенствоваться как художник: некоторые из его величайших творений были созданы незадолго до смерти. 
Многие современники считали Рембрандта некрасивым, а некоторые даже уродливым. Несмотря на это, Рембрандта любили, по меньшей мере, три женщины. Он тоже любил их, как мог, поскольку главной его любовью была живопись, и он был "женат на искусстве". 
Женитьба на Саскии дала Рембрандту богатство и возможность общения с представителями более высоких слоев общества. Саския не была красавицей, но олицетворяла для Рембрандта тот мир, в котором он страстно мечтал жить. Он идеализировал ее и использовал ее в качестве натурщицы для своих многочисленных работ. Саския, здоровье которой было подорвано деторождением и домашними заботами, умерла в возрасте 30 лет. В ее завещании был один пункт, в соответствии с которым Рембрандт перестал бы получать доход от ее поместья в том случае, если бы женился еще раз. Юридически Рембрандт полностью выполнил требование этого пункта, не отказавшись, однако, полностью от женской компании. Через 20 лет после смерти Саскии Рембрандт продал надгробье с ее могилы. Ему в то время были очень нужны деньги. 
Следующей женщиной, которая вошла в жизнь Рембрандта, стала Гиртге Дирц, няня 10-месячного Титуса. Она стала любовницей Рембрандта. Он одобрительно относился и к тому, что свое завещание Гиртге написала в пользу Титуса. Когда же Рембрандт внезапно влюбился в Хендрике Стоффельс, юную служанку, Гиртге тут же бросила его. Оскорбленная и измученная ревностью, Гиртге подала на Рембрандта в суд. Суд принял решение о том, что за нарушение данного Гиртге обещания Рембрандт должен будет выплачивать ей 200 гильдеров ежегодно. Позже с Гиртге случился нервный припадок, и Рембрандту пришлось оплачивать ее лечение в психиатрической больнице. Художник, должно быть, по-настоящему полюбил Хендрике, которая старалась всегда и во все помогать ему, служила ему в качестве натурщицы и родила от него дочь. Их отношения, тем не менее,не были юридически оформлены, поскольку Рембрандт опасался злополучного пункта в завещании Саскии. В 1654 году, когда Хендрике была на седьмом месяце беременности, она подверглась мучительной и унизительной процедуре отлучения от церкви за распутное поведение. Рембрандт не пошел вместе с ней на этот процесс, поскольку весьма равнодушно относился к церкви и официальной религии. Несмотря ни на что, Хендрике осталась верна Рембрандту вплоть до своей смерти в 1663 году. 
Несмотря на свое не совсем рыцарское отношение к земным женщинам, с которыми его сводила жизнь, Рембрандт на своих полотнах часто изображал женщин как богинь. В обнаженных женщинах, изображенных художником, соединяются чувственность и нежность; их тела, так же, как и их лица, всегда индивидуальны. Рембрандт был абсолютно убежден в том, что все человеческое, даже физическая любовь, является предметом искусства. Он и не собирался шокировать обывателя, когда создавал, например, свои "непристойные", с точки зрения пуританина, гравюры."

Автопортрет Рембрандта (1640), фрагмент.

 

 Автопортрет написан Рембрандтом в 1640 году. Это было время, когда прижизненная слава художника достигает зенита. В 1639 году Рембрандт с Саскией переехали в купленный за 13000 гульденов новый дом на Йоденбреестраат, в престижном районе Амстердама, где жили, в основном, богатые купцы. Он получает заказы на картины от самых влиятельных и богатых голландцев,штатгальтера и представителей семейств Трип («Портрет Марии Трип»), де Графф и Витзен. Благодаря, в первую очередь, офортам, его слава вышла за пределы Нидерландов, его картины покупают коллекционеры и королевские особы Европы, например, король Англии Карл I

Среди десятков автопортретов, написанных Рембрандтом, данный выделяется своей монументальностью. Рембрандт на нём демонстрирует свое социальное положение. Он облачён в богатую одежду с мехами, массивной цепью, драгоценностями. Взгляд меланхоличный, с осознанием своего достоинства. Фон нейтральный, всё внимание зрителя сосредотачивается на фигуре художника.

В правом нижнем углу на парапете хорошо видна подпись Rembrandt f. (Rembrandt fecit) и дата. Ниже нанесена надпись conterfeycel (правильнее conterfeytsel), что в переводе со старо-голландского означает «портрет».

Важным обстоятельством является то, что одежда на художнике характерна для начала XVI века, Рембрандт не только показывал в автопортрете свой статус современникам, но и бросал вызов великим художникам XVI века: ДюреруТициану и Рафаэлю...

....Первой попыткой создания автопортрета в стиле предшественников является офорт 1639 года, только берет с головы Кастильоне у Рембрандта заломлен под большим углом, и поза зеркально отражает тициановскую (что в творческом соревновании с Тицианом он сделал не в первый раз: Европа у Рембрандта плывёт в противоположную сторону, нежели у Тициана; «Даная» Рембрандта развернута противоположно всем «Данаям» Тициана).

В автопортрете 1640 года повторены позы персонажей картин Дюрера и Тициана: все правой рукой опираются на парапет. Рентгенограмма картины показывает, что первоначально на парапете были и пальцы левой руки художника, а воротник имел более округлую форму.

 

«Ночной дозор».  

" Интересна история этой картины. Она должна была быть групповым портретом. По крайней мере именно его заказывало Рембрандту Стрелковое общество. Портрет предполагалось повесить в  парадном зале Стрелкового общества. Заказчиков было 18 человек, все они должны были оплатить свою часть гонорара художнику. По правилам написания парадных портретов именно их и только их художник должен был изобразить на картине. Однако, ради целостности композиции Рембрандт отступил от общепринятых канонов и написал в общей сложности 34 фигуры. Это вызвало крайнее недовольство заказчиков, так как в результате часть изображенных оказалась на заднем плане, лица некоторых вообще неузнаваемы. В результате картина была помещена не на то место, которое планировалось для нее изначально, для чего пришлось обрезать ее края, а деньги за картину Рембрандту долго не хотели отдавать."

"Харменс ван Рейн Рембрандт создал много шедевральных полотен, одним из них является «Ночной дозор».  Сейчас эта известная картина хранится в Амстердаме. Лишь немногие знают, что у этой картины совсем другое название: «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга». Написана картина была в 1642 году. Рембрандту ее заказал отряд гражданского ополчения Нидерландов, который хотел повесить полотно в парадном зале Стрелкового общества. Заказчиками выступали восемнадцать человек. Сумма гонорара была поделена между ними. Как правило, при написании парадных портретов, на них изображались исключительно заказчики. При написании картины Рембрандт несколько раз отходил от признанных канонов. Например, вместо положенных восемнадцати человек он изобразил тридцать четыре. Получившаяся картина не устроила заказчиков. Ведь многие оказались на заднем плане, а некоторых вообще было невозможно узнать. По этой причине, художнику долго не хотели отдавать положенные деньги, но,  в конце концов, ему было уплачено 1600 флоринов. Правда, картину так и не повесили в парадном зале нового здания, а определили на другое место. Картину пришлось обрезать, чтобы она поместилась в другой зал. Были отрезаны части картины сверху и слева, где изображались еще два стрелка.

Для стиля живописи Рембрандта характерна игра света и тени. Данная композиция построена тоже на контрастах. Из темного дворика солдаты стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока должны были выходить под развевающимися флагами на площадь, залитую солнцем. Однако когда картину обнаружили в девятнадцатом веке, она была в очень плохом состоянии. Её покрывал толстый слой старого лака и копоти, который появился после того, как картина провисела в различных залах Стрелкового общества. В результате, исследователи решили, что действие данной картины разворачивается ночью, и дали полотну название «Ночной дозор». Реставрация картины проводилась в 1947 году, тогда и была обнаружена ошибка. Но данная работа Рембрандта уже вошла в искусство под  новым названием, так что теперь полотно известно под двумя именами.

Рембрандт нарушает каноны живописи еще раз, когда из статичного парадного портрета создает полотно насыщенное движением. На картине всё находится в движении: капитан Франс Баннинг Кок отдает приказ лейтенанту и сопровождает его взмахом руки; прапорщик начинает разворачивать походное знамя; барабанщик выбивает дробь, за что на него начинает набрасываться собака, маленький мальчик убегает. Люди на заднем плане тоже находятся в движении.

Картина содержит много загадок, над которыми исследователи ломают голову до сих пор. Рембрандт изобразил лишних 16 человек, но кто некоторые из них остается загадкой. На полотне два ярких пятна: фигура лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга и девочка в золотистом платье. Многие исследователи предполагают, что она является талисманом отряда, потому что ее фигура окружена многочисленными признаками мушкетеров. У мушкетера, который находится с ней рядом, на шлеме присутствуют дубовые листья. У самой девочки на поясе прикреплены пистолет и курица (хотя раньше эмблемой стрелков были лапки хищных птиц, например, ястребов или соколов — еще одна загадка!). В левой руке она держит рог для вина. Еще одна загадка: капитан Франс Баннинг Кок делает взмах левой рукой без перчатки, при этом саму снятую перчатку он держит в правой руке. Вопрос возникает лишь тогда, когда при внимательном осмотре выясняется, что перчатка в руке правая…

Когда  исследователями проводилась  рентгенограмма, выяснилось, что больше всего на полотне переделывалась фигура лейтенанта Виллема ванн Рёйтенбюрга. Рембрандт никак не мог выбрать направление, на которое будет указывать алебарда лейтенанта.

Над фигурами капитана и лейтенанта изображен в цилиндре стрелок Ян Оккерсен. Многие исследователи сходятся во мнении, что за его правым плечом Рембрандт изобразил самого себя.

На всех людей полотно производит разное впечатление. Но, тем не менее, эту работу Рембрандта пытались уничтожить уже три раза. Из нее вырезали кусок хоста, наносили более десяти ударов ножом, и даже обливали серной кислотой. Сейчас полотно «Ночной дозор» могут увидеть все желающие в Государственном музее в Амстердаме. Ценители искусства, желающие увидеть картину в первозданном виде, могут посетить Лондонскую Национальную галерею, где хранится копия полотна, сделанная  Герритом Люнденсом в семнадцатом веке."

 

"Даная". Рембрандт Харменс ван Рейн. 1636-1647. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург 

"Над загадкой знаменитой картины Рембрандта "Даная" исследователи бились более трех веков. И только современная рентгенограмма выявила сложную истину: оказалось, одна и та же картина писалась дважды! С разрывом в десять лет для Данаи позировали две разные женщины - "Светлая" и "Темная", жена художника Саския ван Эйленбюрх и кормилица сына Гертье Диркс. Брак Рембрандта с Саскией, дочерью знатного горожанина, был счастливым, но не долгим. Один за другим, едва родившись, умерли трое их детей. Четвертый, чудом уцелевший Титус, стоил жизни 
своей матери. Художник нежно любил свою молодую жену, часто изображая её на своих картинах. Не стала исключением и "Даная", написанная Рембрандтом не для продажи, а для своего дома. После смерти супруги художник внес в картину изменения. В то время он состоял в интимных 
отношениях с Гертье Диркс. Черты лица Данаи на картине были переписаны таким образом, что совместили в себе обеих любимых женщин художника. Кроме того, рентгеноскопия показала, что на первоначальном изображении присутствовал золотой дождь, льющийся на Данаю, а взгляд её был направлен вверх, а не в сторону. У ангела в изголовье кровати было смеющееся, а не печальное лицо, и правая рука женщины была повёрнута ладонью вверх.

...Однажды жизнь самой знаменитой картины Рембрандта, казалось, оборвется. В 1985 году душевнобольной посетитель Эрмитажа плеснул на нее серной кислотой и нанес ей два ножевых пореза. Наиболее сильно пострадали самые важные части полотна, прежде всего фигура Данаи. В результате сложнейшей реставрации, которая продлилась более двадцати лет, картина была возвращена к жизни."

 

"Портрет Якоба де Гейна III" 

"Картина Рембрандта "Портрет Якоба де Гейна III" занесена в Книгу рекордов Гиннеса как наиболее часто похищаемое произведение искусства в мире. Картина была украдена и найдена четыре раза. Ей даже дали прозвище "Рембрандт на вынос". Портрет хранится в Лондоне, в галерее Далвич."

 

«Мужчина в золотом шлеме» 

 

"Исследовательский проект Рембрандт" - это группа ученых, анализирующих наследие великого художника. Проект работает с 1968 года. До этого времени считалось, что кисти художника принадлежит 800 картин. Проект эту цифру опроверг: после тщательных исследований оказалось, что их всего около 350. Остальные написаны учениками Рембранда, а также художниками, на которых повлиял Рембрандт. Например, знаменитый «Мужчина в золотом шлеме» из Берлинской картинной галереи, долгое время считавшийся работой мастера, оказался картиной другого неизвестного художника."

 

Неоконченное  картина «Возвращение блудного сына»

"Из глубины сумрачного холста льется таинственный свет. Он мягко обволакивает фигуру слепого отца, шагнувшего из тьмы навстречу сыну. Окружающие как бы застыли в ожидании слов о прощении, но слов нет... Старик-отец, действительно, производит впечатление слепого, хотя в притче ничего не сказано о его слепоте. Но она, видимо, казалась Рембрандту чем-то более способным выпукло изобразить волнение растроганного сердца.

Чувство безграничной радости и любви захватило отца целиком, в сущности, он даже не обнимает своего сына, так как у него уже нет для этого сил и руки его не способны прижать к себе сына. Он просто ощупывает его, тем самым прощая и защищая.

Искусствовед М. Алпатов считает главным героем картины отца, а блудный сын - лишь повод для того, чтобы отец мог проявить свое великодушие. Он даже считает, что картина могла бы называться "Отец, прощающий блудного сына".

Тот, кто ценит главным образом внешнюю красоту, пожалуй, найдет в этой картине Рембрандта много некрасивого и угловатого. Но таинственное действие света, усиливающееся далеко простираемой тьмою, приковывает к себе любого зрителя, а гармония замечательных оттенков красок действует на его душу подобно мелодиям старинных церковных песнопений."

 

  " Дела Рембрандта шли плохо. Не хватало денег, количество заказов уменьшилось. Поэтому часть своей коллекции художник продал, но и это его не спасло. Он был на грани попадания в тюрьму, но суд был в его пользу, поэтому ему разрешили распродать все имущество и отдать долги. Он даже какое-то время еще жил в доме, который ему уже не принадлежал.

   Тем временем Титус и его мать организовали фирму, которая занималась торговлей предметами искусства, чтобы хоть как-то помочь Рембрандту. По правде говоря, до конца своей жизни художник так и не расплатился со многими, но это не испортило Рембрандту репутацию, он оставался в глазах людей достойным человеком.

   Смерть Рембрандта была очень печальной. В 1663 году умерла любимая художника – Хендрикье. Спустя некоторое время Рембрандт похоронил своего сына Титуса и его невесту. В 1669 году, 4 октября он сам покинул этот мир, но навсегда оставил след в сердцах людей, любящих его."

 

http://smallbay.ru/rembrandt.html

http://www.rembrandts.ru/content/blogcategory/56/56/

http://www.historicus.ru/135/

http://www.tonnel.ru/?l=gzl&uid=104

http://bestforum.7bk.ru/viewtopic.php?id=5302

http://design-kmv.ru/stati/interesnye-fakty-o-kartine-rembrandta-nochnoj-dozor.htm

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/641986

http://nearyou.ru/100kartin/100karrt_30.html

https://ru.wikipedia.org/

 

Популярное в

))}
Loading...
наверх