Сегодня рассказ пойдет об одном из самых известных английских портретистов XVIII века Томасе Гейнсборо. Художнике, больше любивший природу, детей и ткани, чем человеческие алчные лица на своих портретах.
«Портреты мне надоели до смерти; я бы предпочел взять виолу-да-гамба и отправиться с ней в какую-то прелестную деревеньку, где я мог бы рисовать пейзажи, наслаждаясь в тишине и покое остатками дней своих». (Томас Гейнсборо)
Именно так относился к портретам художник. Но в связи с тем, что пейзажи мало кого интересовали, отдельно он их рисовал крайне редко, и только для себя.

Родился художник в 1727 году в английской многодетной семье, где был самым младшим ребенком. С детства любил лепить фигурки животных и рисовать окружающую природу. В 13-летнем возрасте Томас уговорил родителей отпустить его на обучение искусству в Лондон. Тут жизнь самостоятельного мальчика стала очень насыщенной и плодотворной.


Генсборо всегда с огромным удовольствием писал то, что ему нравилось: чарующие виды природы. Но, увы, в то время пейзажи мало кого интересовали, и художник едва зарабатывал себе на хлеб. Гейнсборо влюбился в Маргарет Бер — дочь герцога де Бофора. Как того и следовало ожидать, родители девушки были против — они не хотели выдавать дочь за бедного художника. И тогда влюбленные тайно бежали из Лондона. Обвенчавшись, они отправились в родной городок Садбери.
У Маргарет и Томаса родилась дочь — назвали ее Мери. Томасу пришлось серьезно задуматься над тем, как прокормить семью, и он начал писать портреты. Они получались очень удачными — местные господа поспешили позировать художнику, и молодая семья приободрилась. Скоро у Мери появилась сестра — ее назвали Маргарет в честь матери.
Мэри и Маргарет Гейнсборо, дочери художника. 1756. "Томас Гейнсборо
Автопортрет с женой Маргарет и старшей дочерью Мари, 1751 г.
Портрет жены художника Маргарет, 1778 г.
Мальчик в голубом, 1770 г.
Тут Гейнсборо в полной мере изобразил нервно-напряженное состояние подростка Джонатана Баттола, которое подчеркивает бледное лицо, сильный румянец и волнующаяся вокруг природа.

Помимо одиночных портретов, Томас достаточно часто писал и групповые. Их он как будто «срисовывал» с запечатлевшейся у себя в памяти сцены из жизни. В основном это были романтические, родственные отношения, в которых крайне важно было отобразить чувства и теплоту, связывавшую людей.


На закате своего творчества Томас Гейнсборо уже открыто признавался, что никогда не любил писать портреты. Он называл это «торговлей лицами». Но, к несчастью, портретистом он был невероятно талантливым.
Работая над портретом Сары Сиддонс, он восклицал: «Черт бы побрал ваш нос! Он бесконечен!»
Портрет миссис Сары Сиддонс
Гейнсборо славился постоянными жалобами на моделей. «Только одно в этих людях заслуживает внимания — это их кошельки», — говорил он. Но ему прощали грубость за то, что он как никто умел рисовать портреты. У него был дар. К тому же он был самым быстрым художником в стране. Он писали как воин, который орудует мечом. Был случай, когда Гейнсборо за час и сорок пять минут написал два небольших портрета. А после двухнедельного запоя как-то написал за один день портрет женщины в длиннейшей юбке со сложными узорами.
Слух о талантливом мастере кисти дошел до королевского двора. И семья Гейнсборо переезжает в Лондон. Сам король Англии Георг III-ий и ее величество королева Шарлотта принимают художника во дворце. Они в восторге от его полотен.
Три старшие принцессы, Шарлотта, Августа и Элизабет, 1784
Портрет принцесс-сестёр был написан по просьбе брата — принца Уэльского, который очень интересовался живописью и театром. Круг близких гостей художника оставался прежним. Двери его дома всегда были открыты для людей искусства.
Теперь его картины — одни из самых известных в английском искусстве.
Портрет четы Эндрюс — пожалуй, одна из самых интересных его картин, которую долгое время прятали от широкой публики.
Что же особенного в этом сюжете? Давайте рассмотрим детальнее картину и узнаем, что же хотел рассказать нам художник.
Супруги позируют на фоне поместья Обри, которое было частью приданного Мери Картер. Семейство Картер были крупными мануфактурщиками и землевладельцами.
Если присмотреться то, вы увидите на заднем плане овец пасущихся на пастбище. Это деталь говорит очень ярко, о приданном молодой Мери. Для ведения текстильного бизнеса нужны пастбища, земли Картеров соседствуют с землями Эндрюсов. Поэтому для увеличения дохода и бизнеса брак Мери с Робертом был удачной сделкой. На момент свадьбы Мери было 16 лет, а Роберту 22 года.
Два самых богатых денежных мешка города заключают союз, умножив свое состояние вдвое. Мало кто замечает, что картина не закончена — в руках миссис Эндрюс явно что-то должно было лежать — об этом свидетельствуют коричневые мазки на портрете. Но художник так и не отважился его закончить.
Этак картина имеет широкую славу, как прекрасный образец пейзажа деревенской Англии. Но и в раю жил змей. Согласно закону того времени у крестьян отбирали земли и передавали их богатым землевладельцам. Закон разрушил жизни многих деревенских жителей. И Гейнсборо сочувствовал им.
На полотне сэр Эндрюс только что вернулся с охоты — он держит ружье, он рад, что является хозяином столь обширных земель… Его супруга — жесткая, властная… Ей всего 18, но выглядит она как сорокалетняя хозяйка, держащая в страхе весь дом. На ее руках художник планировал нарисовать перо фазана, которого муж принес с охоты, а сам фазан должен был лежать на прекрасном нарядном платье хозяйки — окровавленный, на салфетке, чтобы не залить кровью дорогое платье.
Более прозрачного намека на кровожадность правящего класса тогдашней Англии невозможно было себе представить. И Гейнсборо не решается дорисовать окровавленного фазана. К тому же птица в руках женщины в голландской живописи, например, означала то, что мужчина попал в руки очень властной женщины. И художник явно оставлял хозяину дома прозрачный намек.
Английская деревня — колосящиеся поля, леса… великолепные пейзажи, красивые ткани, и злоба в человеческих сердцах… Вот, что хотел донести до потомков сельский житель Томас Гейнсборо, больше любивший природу, детей и ткани, чем человеческие алчные лица на своих портретах.
Свежие комментарии