Искусство

72 061 подписчик

Свежие комментарии

  • Ольга
    статья не ваша. поставьте источник и автора.статья написана каналом живопись и автор у нее имеется Леля Городная.Художник Владимир...
  • Aleks
    масло  замечательное. есть работы просто шик. а есть учебные. короче чтобы тело женское было написано красиво. надо ч...Обнаженная натура...
  • Aleks
    у меня тоже сомнения . а не фото ли это. сейчас много программ которые переделывают фото . а вообще если это он напис...Рисунки акварелью...

«Нет чертовщины хуже, чем писание портретов», Томас Гейнсборо - один из самых известных английских портретистов XVIII века

Сегодня рассказ пойдет об одном из самых известных английских портретистов XVIII века Томасе Гейнсборо. Художнике, больше любивший природу, детей и ткани, чем человеческие алчные лица на своих портретах.

«Нет чертовщины хуже, чем писание портретов», Томас Гейнсборо - один из самых известных английских портретистов XVIII века

«Портреты мне надоели до смерти; я бы предпочел взять виолу-да-гамба и отправиться с ней в какую-то прелестную деревеньку, где я мог бы рисовать пейзажи, наслаждаясь в тишине и покое остатками дней своих». (Томас Гейнсборо)

Именно так относился к портретам художник. Но в связи с тем, что пейзажи мало кого интересовали, отдельно он их рисовал крайне редко, и только для себя.

«Нет чертовщины хуже, чем писание портретов», Томас Гейнсборо - один из самых известных английских портретистов XVIII века
Беседа в парке, 1760 г.

Родился художник в 1727 году в английской многодетной семье, где был самым младшим ребенком. С детства любил лепить фигурки животных и рисовать окружающую природу. В 13-летнем возрасте Томас уговорил родителей отпустить его на обучение искусству в Лондон. Тут жизнь самостоятельного мальчика стала очень насыщенной и плодотворной.

«Нет чертовщины хуже, чем писание портретов», Томас Гейнсборо - один из самых известных английских портретистов XVIII века
Вид близ деревни Корнард, 1750-е г.
«Нет чертовщины хуже, чем писание портретов», Томас Гейнсборо - один из самых известных английских портретистов XVIII века
Автопортрет, 1759 г.

Генсборо всегда с огромным удовольствием писал то, что ему нравилось: чарующие виды природы. Но, увы, в то время пейзажи мало кого интересовали, и художник едва зарабатывал себе на хлеб. Гейнсборо влюбился в Маргарет Бер — дочь герцога де Бофора. Как того и следовало ожидать, родители девушки были против — они не хотели выдавать дочь за бедного художника. И тогда влюбленные тайно бежали из Лондона. Обвенчавшись, они отправились в родной городок Садбери.

У Маргарет и Томаса родилась дочь — назвали ее Мери. Томасу пришлось серьезно задуматься над тем, как прокормить семью, и он начал писать портреты. Они получались очень удачными — местные господа поспешили позировать художнику, и молодая семья приободрилась. Скоро у Мери появилась сестра — ее назвали Маргарет в честь матери.

https://regnum.ru/uploads/pictures/news/2016/05/15/regnum_picture_1463268553322265_big.jpg

 Мэри и Маргарет Гейнсборо, дочери художника. 1756. "Томас Гейнсборо

«Нет чертовщины хуже, чем писание портретов», Томас Гейнсборо - один из самых известных английских портретистов XVIII века

Автопортрет с женой Маргарет и старшей дочерью Мари, 1751 г.

«Нет чертовщины хуже, чем писание портретов», Томас Гейнсборо - один из самых известных английских портретистов XVIII века

Портрет жены художника Маргарет, 1778 г.

«Нет чертовщины хуже, чем писание портретов», Томас Гейнсборо - один из самых известных английских портретистов XVIII века

Мальчик в голубом, 1770 г.

Тут Гейнсборо в полной мере изобразил нервно-напряженное состояние подростка Джонатана Баттола, которое подчеркивает бледное лицо, сильный румянец и волнующаяся вокруг природа.

«Нет чертовщины хуже, чем писание портретов», Томас Гейнсборо - один из самых известных английских портретистов XVIII века
Портрет дамы в голубом, 1780г.

Помимо одиночных портретов, Томас достаточно часто писал и групповые. Их он как будто «срисовывал» с запечатлевшейся у себя в памяти сцены из жизни. В основном это были романтические, родственные отношения, в которых крайне важно было отобразить чувства и теплоту, связывавшую людей.

«Нет чертовщины хуже, чем писание портретов», Томас Гейнсборо - один из самых известных английских портретистов XVIII века
Утренняя прогулка, 1785 г.
«Нет чертовщины хуже, чем писание портретов», Томас Гейнсборо - один из самых известных английских портретистов XVIII века
Дети семьи Маршамов, 1787 г.

На закате своего творчества Томас Гейнсборо уже открыто признавался, что никогда не любил писать портреты. Он называл это «торговлей лицами». Но, к несчастью, портретистом он был невероятно талантливым.

Работая над портретом Сары Сиддонс, он восклицал: «Черт бы побрал ваш нос! Он бесконечен!»

«Нет чертовщины хуже, чем писание портретов», Томас Гейнсборо - один из самых известных английских портретистов XVIII века

Портрет миссис Сары Сиддонс

Гейнсборо славился постоянными жалобами на моделей. «Только одно в этих людях заслуживает внимания — это их кошельки», — говорил он. Но ему прощали грубость за то, что он как никто умел рисовать портреты. У него был дар. К тому же он был самым быстрым художником в стране. Он писали как воин, который орудует мечом. Был случай, когда Гейнсборо за час и сорок пять минут написал два небольших портрета. А после двухнедельного запоя как-то написал за один день портрет женщины в длиннейшей юбке со сложными узорами.

Слух о талантливом мастере кисти дошел до королевского двора. И семья Гейнсборо переезжает в Лондон. Сам король Англии Георг III-ий и ее величество королева Шарлотта принимают художника во дворце. Они в восторге от его полотен.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/a6/The_Three_Eldest_Princesses%2C_Charlotte%2C_Princess_Royal%2C_Augusta_and_Elizabeth_-_Gainsborough_1784.jpg/800px-The_Three_Eldest_Princesses%2C_Charlotte%2C_Princess_Royal%2C_Augusta_and_Elizabeth_-_Gainsborough_1784.jpg

Три старшие принцессы, Шарлотта, Августа и Элизабет, 1784

Портрет принцесс-сестёр был написан по просьбе брата — принца Уэльского, который очень интересовался живописью и театром. Круг близких гостей художника оставался прежним. Двери его дома всегда были открыты для людей искусства.

Теперь его картины — одни из самых известных в английском искусстве.

Портрет четы Эндрюс — пожалуй, одна из самых интересных его картин, которую долгое время прятали от широкой публики.

Что же особенного в этом сюжете? Давайте рассмотрим детальнее картину и узнаем, что же хотел рассказать нам художник.

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1540250/pub_5cf68601babd4000b09286ea_5cf73dbc92015300af0be0cf/scale_600

Супруги позируют на фоне поместья Обри, которое было частью приданного Мери Картер. Семейство Картер были крупными мануфактурщиками и землевладельцами.

Если присмотреться то, вы увидите на заднем плане овец пасущихся на пастбище. Это деталь говорит очень ярко, о приданном молодой Мери. Для ведения текстильного бизнеса нужны пастбища, земли Картеров соседствуют с землями Эндрюсов. Поэтому для увеличения дохода и бизнеса брак Мери с Робертом был удачной сделкой. На момент свадьбы Мери было 16 лет, а Роберту 22 года.

Два самых богатых денежных мешка города заключают союз, умножив свое состояние вдвое. Мало кто замечает, что картина не закончена — в руках миссис Эндрюс явно что-то должно было лежать — об этом свидетельствуют коричневые мазки на портрете. Но художник так и не отважился его закончить.

Этак картина имеет широкую славу, как прекрасный образец пейзажа деревенской Англии. Но и в раю жил змей. Согласно закону того времени у крестьян отбирали земли и передавали их богатым землевладельцам. Закон разрушил жизни многих деревенских жителей. И Гейнсборо сочувствовал им.

На полотне сэр Эндрюс только что вернулся с охоты — он держит ружье, он рад, что является хозяином столь обширных земель… Его супруга — жесткая, властная… Ей всего 18, но выглядит она как сорокалетняя хозяйка, держащая в страхе весь дом. На ее руках художник планировал нарисовать перо фазана, которого муж принес с охоты, а сам фазан должен был лежать на прекрасном нарядном платье хозяйки — окровавленный, на салфетке, чтобы не залить кровью дорогое платье.

Более прозрачного намека на кровожадность правящего класса тогдашней Англии невозможно было себе представить. И Гейнсборо не решается дорисовать окровавленного фазана. К тому же птица в руках женщины в голландской живописи, например, означала то, что мужчина попал в руки очень властной женщины. И художник явно оставлял хозяину дома прозрачный намек.

Английская деревня — колосящиеся поля, леса… великолепные пейзажи, красивые ткани, и злоба в человеческих сердцах… Вот, что хотел донести до потомков сельский житель Томас Гейнсборо, больше любивший природу, детей и ткани, чем человеческие алчные лица на своих портретах.

 

Картина дня

наверх