БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ ИМПРЕССИОНИСТ П.-О. РЕНУАР
ПЬЕР - ОГЮСТ РЕНУАР (Renoir) (1841-1919), БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ ИМПРЕССИОНИСТ, французский живописец, график и скульптор. В юности работал живописцем по фарфору, расписывал шторы и веера. В 1862-1864 Ренуар учился в Париже в Школе изящных искусств, где сблизился с будущими соратниками по импрессионизму Клодом Моне и Альфредом Сислеем.
Ренуар работал в Париже, посетил Алжир, Италию, Испанию, Голландию, Великобританию, Германию. В ранних работах Ренуара сказывается влияние Гюстава Курбе и произведений молодого Эдуара Мане (“Харчевня матушки Антони”, 1866, Национальный музей, Стокгольм).
На рубеже 1860-1870-х годов Ренуар переходит к живописи на пленэре, органически включая человеческие фигуры в изменчивую световоздушную среду (“Купание на Сене”, 1869, ГМИИ, Москва). Палитра Ренуара светлеет, легкий динамичный мазок становится прозрачным и вибрирующим, колорит насыщается серебристо-жемчужными рефлексами (“Ложа”, 1874, Институт Кортолда, Лондон).
Изображая эпизоды, выхваченные из потока жизни, случайные жизненные ситуации, Ренуар отдавал предпочтение праздничным сценам городской жизни - балам, танцам, прогулкам, словно стремясь воплотить в них чувственную полноту и радость бытия (“Мулен де ла Галет”, 1876, Музей Орсе, Париж).
Особое место в творчестве Ренуара занимают поэтичные и обаятельные женские образы: внутренне различные, но внешне слегка схожие между собой, они как бы отмечены общей печатью эпохи (“После обеда”, 1879, Штеделевский институт искусства, “Зонтики”, 1876, Национальная галерея, Лондон; портрет актрисы Жанны Самари, 1878, Эрмитаж, Санкт-петербург). В изображении обнаженной натуры Ренуар достигает редкой изысканности карнаций, построенных на сочетании теплых телесных тонов со скользящими легкими зеленоватыми и серо-голубыми рефлексами, придающими гладкость и матовость поверхности полотна (“Нагая женщина, сидящая на кушетке”, 1876).
Замечательный колорист, Ренуар часто добивается впечатления монохромности живописи с помощью тончайших сочетаний близких по цвету тонов (“Девушки в черном”, 1883, Музей изобразительного искусства, Москва).
"Портрет актрисы Жанны Самари" 1878, Эрмитаж, Санкт-Петербург
"Жанна Самари" 1877, Музей им. А.С.Пушкина, Москва
Два из трех общеизвестных портретов Жанны Самари работы Огюста Ренуара представлены на обозрение в трех музеях мира. В Театре «Комедии Франсез» хранится самый первый и самый маленький портрет, на котором актриса предстает в темной будничной кофте (1877 г.), в Музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина — изысканный поясной портрет (1877 г.), а в Эрмитаже — парадный портрет в полный рост (1878 г.). И на всех она женственна, обаятельна, держится просто и естественно. Жанна — лучшая в стране исполнительница ролей в пьесах Мольера и Мюссе — и в жизни была такая же простая, светлая, красивая, приветливая, словно ожившая под кистью самого Ренуара. Сияющие синие глаза, рыжее золото волос, текучие формы тела — она был полна обаяния и привлекательности. С каждого полотна смотрит не модель, а приятная собеседница, готовая вот-вот продолжить разговор.
Портрет из коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина признан одним из лучших ренуаровских портретов. На нем лицо актрисы, ее обнаженные руки и плечи светоносны и теплы, они мягко сияют на розовом фоне, не сливаются с ним, разделенные рыжими кудрями и зелеными переливами платья. Ренуар был настоящим певцом диссонансных цветов — активного зеленого и розового— и умел с помощью широких пластичных и мелких вибрирующих мазков предать живописной поверхности несколько десятков оттенков одного цвета, исключив возможность цветового диссонанса. Таким способом он заставлял предметы излучать свет, а человеческое тело — тепло и движение. В изображении фигуры нет ни единой четкой линии, все подвижно, неуловимо и зыбко. Но это удивительное цветовое равновесие и поразительные контрасты, которыми владел мастер, в то время только шокировали критиков и публику.
На портрете из собрания Эрмитажа актриса предстает в великолепном вечернем платье с глубоким декольте и длинным волнистым шлейфом на фоне роскошного театрального интерьера. Богатые ковры, массивная бронзовая подставке для пальмы словно «выбрасывают» фигурку Жанны на первый план. Кажется, что она лишь краткий момент застыла в движении (фигура наклонена вперед) и сейчас сделает следующий шаг. При написании этого портрета Ренуар использовал более гладкую манеру письма. Краски уже не мельтешат и не смешиваются, как на предыдущем портрете. Но не зависимо от манеры лицо Жанны, ее обнаженные руки и плечи, вся фигура выглядят прекрасными и естественными, а главное, художнику удалось передать не только внешние черты, но и характер девушки и отдать должное ее сценическому дарованию.
"На терассе"
"Нагая женщина, сидящая на кушетке" 1876
"Завтрак гребцов" 1881, Галерея Филлипса, Вашингтон
"Бал в Мулен де ла Галетт" 1876, Музей д'Орсе, Париж
"Зонтики" 1881-1886 Национальная галерея, Лондон
"Мост искусств в Париже" 1867, Фонд Симона Нортона
С 1880-х годов Ренуар все более тяготел к классической ясности и обобщенности форм, в его живописи нарастают черты декоративности и безмятежного идиллизма (“Большие купальщицы”, 1884-1887, собрание Тайсон, Филадельфия). Лаконизмом, легкостью и воздушностью штриха отличаются многочисленные рисунки и офорты (“Купальщицы”, 1895) Ренуара.
"Юлия Мане"
"Южные плоды" 1881
" Яблоки и цветы"
"Молодая женщина, читающая книгу"
"Жан Фредерик Базилл"
Розы и жасмин
Розы в вазе
" У воды"
"Большие купальщицы"
"Девушка за пианино" 1875
"Ребёнок с кнутом"
"Девушка, заплетающая косу" (Suzanne Valadon)
"Большая ваза с цветами" 1866
"Букет хризантем" 1884
"Женский портрет"
"Женский портрет"
"Ваза с цветами" 1866
"Розарий" 1870
"Дама с веером" 1906
"Художник Клод Моне" 1875
"Алжирская девушка
"Причесывающаяся женщина"
"В саду" Эрмитаж
"Пейзаж в Болье" Эрмитаж
"Дама в черном" Эрмитаж
"Девушка с веером" Эрмитаж
"Альфред Сислей" 1876
"Маленькая обнажённая в голубом" 1879
"Маленький букет" 1880
"Молодая женщина в шляпе с цветами"
" Девушка " 1885
" В ложе" 1874
"Альфред Сислей и его жена"
"Бюст женщины" ( Перед купанием )
" Charles and Georges Durand-Ruel"
"Кариатиды"
"Девушка с зонтом" (Aline Nunes)
"Девочка в соломенной шляпе" 1884
"Две девочки за фортепианo" 1892
"Балерина" 1874
"Танец в Буживале" 1883
"Портрет девушки" (Mademoiselle Romaine Lancaux) 1864
" Portrait of Mademoiselle Sicot"
"Коко" 1906
"Мадмуазель Жюли Моне с кошкой" 1887
"Обнаженная на скалах" 1904
"Портрет Рихарда Вагнера"
"Габриэль с драгоценностями"
"Портрет семьи художника"
"Деревенский танец" 1882-83
"Габриэль в красной блузе" 1910
"Mademoiselle Legrand " 1875
"Женщина с кошкой "
"Виктор Шоке" 1875
"Девушка в шляпе" Эрмитаж
"На качелях" 1876
"Автопортрет" 1910
В конце жизни Ренуар страдал от обострившегося артрита, но любовь к красоте мира, живописи побуждала его превозмогать боль. И негнущимися пальцами он великолепно продолжал писать жизнеутверждающие, светлые, несущие радость картины.
Свежие комментарии