Творческая деятельность Жоржа Сёра насчитывает менее десяти лет: он родился в 1859 году, а в марте 1891 года он внезапно кончался в возрасте тридцати одного года. Его художественное наследие немногочисленно. Но, тем не менее, он успел разработать новаторскую живописную концепцию, изменив ход развития живописи.
Жорж Пьер Сёра (Seurat Georges) родился в Париже 2 декабря 1859 года в зажиточной, но несколько необычной семье. Его отец, Антуан Кризостом, был министерским чиновником. Рано выйдя в отставку, он большей частью жил один в своем втором доме в Ренси, под Парижем. В погребе дома Антуан обустроил молельню, где отдавал дань своей набожности, совершая богослужения (с садовником в качестве служки).
Жорж видел отца только по вторникам, когда тот приезжал обедать в кругу семьи и "исполнять супружеские обязанности". Между ними не было особой близости, что не помешало сыну унаследовать отцовские черты характера - замкнутость, независимость и скрытность.
В детстве Сёра ничем не отличался от своих сверстников. Чуть повзрослев, заинтересовался искусством. В местной школе живописи под руководством скульптора Жюстена Лекьена он осваивал традиционную манеру письма, копируя гипсовые слепки и репродукции с картин старых мастеров. У Лекьена он нашел себе первых друзей. Ими стали Эдмон Аман-Жан и Эрнест Лоран, позже получившие известность как художники-символисты.
В 1878 году Сёра приняли в Школу изящных искусств. Здесь он учился у Анри Лемана. Леман благоговел перед Энгром, учеником которого являлся, -это может многое сказать о его педагогических приоритетах. По сохранившимся студенческим работам Сёра тоже видно, как старательно молодой художник копирует линейную манеру Энгра. При этом он живо интересовался новейшими течениями в живописи. В 1879 году Жорж посетил четвертую выставку импрессионистов и был поражен полотнами Моне и Дега. Знакомство с работами импрессионистов подтолкнуло Сёра к самостоятельным поискам. Около этого времени он покинул Школу изящных искусств.
Голова девушки 1879
Свободой художник наслаждался недолго. Вскоре его призвали на военную службу, и весь следующий год Сёра провел в 119-м пехотном полку, расквартированном в портовом Бресте. Служба оставляла время для досуга, и он продолжал настойчивые штудии, совершенствуя свое мастерство рисовальщика.
В ноябре 1880 года Сёра демобилизовался и возвратился в Париж. Здесь он (вместе с Аман-Жаном) снял студию, ставшую местом его дальнейшей работы. О самой работе нам мало что известно, потому что до 1883 года Сёра не выставлялся. Можно лишь предположить, что все это время художник занимался самообразованием. Неоконченный курс Школы изящных искусств, конечно же, в этом смысле был недостаточен. Материальная поддержка со стороны родственников позволяла художнику спокойно доучиваться по собственной программе, не думая о куске хлеба.
Поначалу Сёра вплотную занялся рисунком. Чаще всего он рисовал белым мелом или пастелью. Период 1881-82 годов ознаменован его повышенным вниманием к человеческой фигуре. В эти же годы Сёра написал несколько портретов. Один из них ("Портрет Аман-Жана"), выставленный в Салоне 1883 года, удостоился сдержанных похвал.
Камнедробильщики 1883
Помимо живописи, Сёра много читал, жадно интересуясь новейшими теориями и открытиями в области оптики и стараясь проследить, как использовали законы оптики старые мастера. В частности, он внимательно изучил творчество Эжена Делакруа (1798-1863). В 1850-х годах Делакруа экспериментировал с цветом - наносил параллельными мазками чистые дополнительные цвета, не смешивая их друг с другом.
Молодой Сёра предпочитал писать не на холсте, а на деревянных досках, делая небольшие этюды маслом. В 1883 году он решился на крупное полотно, планируя им обратить на себя внимание в ближайшем Салоне. Видимо, сыграл свою роль и тот факт, что Аман-Жан и Лоран, вместе с которыми он начинал как художник, уже успели не без успеха выставить свои картины в Салоне. Сюжет работы был продиктован сценой на берегу Сены, поблизости от Парижа. Эти места привлекали многих импрессионистов -отчасти своими красотами, а отчасти тем, что добраться туда не составляло труда: регулярно ходил поезд.
Купание в Аньере
На "Купание в Аньере" Сёра потратил год, но жюри Салона отклонило работу. Те, кого постигла такая же судьба, в ответ организовали Салон отверженных (независимых). Вскоре состоялась его выставка, где Сёра, наконец, получил возможность представить свою работу широкой публике. В отзывах о выставке царил разнобой. Один из критиков даже назвал работы "независимых" "неудачными, непонятными, ужасными, бессмысленными, анемичными и надуманными". И все равно Сёра был счастлив. А с официальным Салоном он прекратил с тех пор всяческие отношения.
После выставки Сёра с головой погрузился в жизнь, которую вели "независимые". Посещая их собрания, он тихо сидел в сторонке, посасывал свою трубку и наблюдал за происходящим. Несмотря на молчаливость, Сёра вскоре стал душой компании. Наиболее яркой личностью в ней был Поль Синьяк, художник-самоучка, выросший на традициях импрессионизма. Он проявил огромный интерес к "пуантилизму" (или - "дивизионизму") Сёра. Очень важным оказалось то, что Синьяк гораздо точнее и доступнее автора формулировал новаторские идеи Сёра. И в немалой степени именно благодаря его усилиям Сёра впоследствии признали основателем нового течения в живописи.
Точка. Точка. Рядом точка. Вышел облака кусочек. Синий цвет на землю тенью Лег в среде земных растений. Точки в небе. Точки в почве. Точки в солнце, В черной ночи. Этот радостный "Канкан" - Был художник, видно, пьян. Он игру придумал эту. Сам судьбу свою сыграл. Стал поэтом средь поэтов - Точкой жизнь нарисовал. Рвутся связи. Рвутся нити. Все друзья ушли в обитель, Где нет красок, Нет кистей Для разлития страстей По холсту И на палитре, Нервной нотой на пюпитре Точка в точке расцвела. Оказалось - Жизнь прошла…
Александр Макаренков
Воскресная прогулка на острове Гранд-Жатт
Тем временем сам художник приступил к работе над еще одним большим полотном: "Воскресная прогулка на острове Гранд-Жатт". Он писал картину на маленьком островке рядом с Аньером - как всегда, очень тщательно и методично. На ее создание художник потратил почти два года. В 1886 году Сёра показал свой шедевр на восьмой (и последней) выставке импрессионистов.
"Гранд-Жатт" произвел форменный фурор. Морис Эрмель назвал это полотно "манифестом живописи и знаменем новой школы". Это положение развил Феликс Фенеон. Фенеон стал подарком судьбы для Сёра - он лучше других понял значение его поисков в контексте всей истории живописи. Фенеон писал, что старое течение (импрессионизм) исчерпало себя, и на смену ему приходит новая волна художников, названных им неоимпрессионистами. Лидером и душой неоимпрессионистов критик "назначил" Сёра. Тут, на его взгляд, и спорить было нечего.
Триумфальное шествие полотна "Гранд-Жатт", между тем, продолжалось. Картину показали на второй выставке Общества независимых осенью 1886 года и на выставке "Группы двадцати", собравшей бельгийских художников-новаторов. Синьяк писал: "Огромные толпы, постоянный шум, возмущенные буржуа и растерянные мазилы. В целом, большой успех для нас. Картину Сёра невозможно было рассмотреть, ее всегда окружали тучи зрителей".
Белая собака 1884-1885
Мода на неоимпрессионизм быстро распространялась, и вскоре десятки художников принялись имитировать "пуантилистскую" манеру Сёра. С одной стороны, все это очень льстило художнику, а с другой, - вызывало ревность. Он теперь пытался уклониться от выставок, опасаясь, что его идеи окажутся просто разворованы падкими на успех "товарищами".
Поле люцерны в Сен-Дени 1885-1886 Мост в Корбевуа1886-1887 Парад-алле 1888Воскресенье в Порт-ан-Бессен 1888 Эйфелева башня 1889Пудрящаяся женщина 1889-1890
Скрытность Сёра распространилась и на его личную жизнь. В 1888 году он влюбился в белошвейку Мадлен Кноблох. Сёра скрывал роман и от друзей, и от родных. В феврале 1890 года Мадлен родила мальчика. Сёра дал ему имя, зеркально отражавшее его собственное, - Пьер Жорж. Родные по-прежнему ничего не знали.
В марте 1891 года художник заболел во время подготовки к очередной выставке Общества независимых. Буквально за три дня Сёра "сгорел" - как предполагается, от менингита. Похоронили его в семейном склепе на кладбище Пер-Лашез.
Цирк1890-1891 В последних произведениях Сёра еще больше чувствуется стремление к синтетизму и стилизации. Упругая гибкость криволинейных силуэтов свидетельствует о влиянии модерна.
После возвращения из армии Сёра в течение нескольких лет оттачивал свое искусство рисовальщика. Он делал множество набросков и эскизов к картинам, есть у него и самостоятельные рисунки. Художник очень любил сочетание черной пастели с бумагой "мишле". Пастель он предпочитал, потому что она не крошилась, а бумагу "мишле" ценил за ее фактуру. Если нанести на такую бумагу тонкий слой пастели, сквозь краску будет проступать белая сетка.
На лучших рисунках Сёра нельзя рассмотреть ни линий, ни контуров. Этого художник добивался за счет втирания пастели в бумагу или нанесения разнонаправленных пересекающихся штрихов. Очень часто изображенные Сёра фигуры находятся в каком-то странном, загадочном окружении, что является данью очень модному в то время символизму.
Сёра, Жорж
Античная голова
Около 1875
310 x 240 мм
Уголь на бумаге
Нью-Йорк. Собрание Сэмюелс
Неоимпрессионизм
Франция
Сёра, Жорж
Античная статуя: Сатир с козой
Около 1877
636 x 484 мм
Уголь на бумаге
Нью-Йорк. Собрание Розенберг
Неоимпрессионизм
Франция
Сёра, Жорж
Обнаженный
Около 1877
213 x 118 мм
Перо и коричневыe чернила на бумаге
Частное собрание
Неоимпрессионизм
Франция
Сёра, Жорж
Женщина с ребенком
Около 1880-1881
159 x 102 мм
Соус на бумаге
Нью-Йорк. Собрание Льюит
Неоимпрессионизм
Франция
Сёра, Жорж
Полулежащая женщина
Около 1880-1881
180 x 230 мм
Соус на бумаге
Нью-Йорк. Собрание Вуднер
Неоимпрессионизм
Франция
Сёра, Жорж
Мужчина возле дерева
1884-1885
615 x 475 мм
Соус на бумаге
Вупперталь. Музей фон дер Хейдт, Собрание графики
Неоимпрессионизм
Франция
Сёра, Жорж
Стоящая мoдель
Около 1887
297 x 225 мм
Соус на бумаге
Нью-Йорк. Музей Метрополитен, Отдел рисунка
Неоимпрессионизм
Франция
Сёра, Жорж
Портрет Поля Синьяка
1890
345 x 280 мм
Соус на бумаге
Частное собрание
Неоимпрессионизм
Франция
Сёра, Жорж
Маленький Форт Филипп
1890
220 x 280 мм
Соус на бумаге
Частное собрание
Неоимпрессионизм
Франция
Сёра, Жорж
Райский концерт
1887
297 x 229 мм
Соус на бумаге
Амстердам. Государственный музей (Рейксмузеум) Крёллер-Мюллер
Неоимпрессионизм
Франция
Свежие комментарии