На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Искусство

72 066 подписчиков

Свежие комментарии

Зачем резал свои картины выдающийся авангардист XX века Лучо Фонтана

 



Лучо Фонтана был аргентинско-итальянским художником, который получил известность как основатель пространственности (движение, которое сосредоточилось на пространственных качествах скульптуры и картин с целью прорыва двухмерности). Особенностью его работ было… наличие разрезов и проколов. С какой целью художник это делал и какое влияние оказал на мир искусства?


О мастере Лучо Фонтана

Инфографика: о художнике

Инфографика: о художнике

Итальянский художник Лучо Фонтана родился в Росарио-ди-Санта-Фе в Аргентине в семье итальянских иммигрантов 19 февраля 1899 года. Его отец, Луиджи Фонтана, был скульптором. Обучение проходил в Техническом институте Карло Каттанео в Милане. Фонтана также принимал участие в Первой мировой войне в 1917 году, однако уже через год вернулся домой из-за травмы. Затем он поступил в Академию ди Брера в Милане, где осваивал скульптуру. Уже через 4 года Фонтана открыл собственную студию в Росарио-ди-Санта-Фе. Первая персональная выставка Фонтаны с абстрактными работами прошла в 1934 году в Миланской галерее дель Милионе.
Лучо Фонтана в офицерской форме 1917-1918 гг. / Фонтана с серебряной медалью за военную кампанию, 1917-1918 гг. / Фото: fondazioneluciofontana.it

Лучо Фонтана в офицерской форме 1917-1918 гг. / Фонтана с серебряной медалью за военную кампанию, 1917-1918 гг. / Фото: fondazioneluciofontana.it


В своем знаковом произведении «Белый манифест» (1946) художник исследовал идеи создания новой среды, сочетающей архитектуру, живопись и скульптуру. «Я не хочу писать картину. Я хочу открыть пространство, создать новое измерение, поскольку оно бесконечно расширяется за пределы ограничивающей плоскости картины», - писал Фонтана. Фонтана оказал широкое влияние на будущие поколения художников, которые начали использовать инсталляционные медиа, обращаясь к тематике пространства.
Семья Лучо Фонтана, Сереньо, 1911 г. Слева направо: его брат Тито, Анита Кампильо Фонтана (вторая жена его отца), его брат Дельфо, Лучо и его отец Луиджи. / Фото: fondazioneluciofontana.it

Семья Лучо Фонтана, Сереньо, 1911 г. Слева направо: его брат Тито, Анита Кампильо Фонтана (вторая жена его отца), его брат Дельфо, Лучо и его отец Луиджи. / Фото: fondazioneluciofontana.it


Скульптура


Первоначально обученный как скульптор, Фонтана отказался от традиционных ограничений, связанных с конкретными художественными материалами и техниками. Вместо этого он предпочел изобретать свои собственные средства художественного выражения в ответ на тот быстро меняющийся мир, в котором он жил.
Лучо Фонтана в своей студии на Виа де Амицис, Милан, 1933 / Фото: fondazioneluciofontana.it

Лучо Фонтана в своей студии на Виа де Амицис, Милан, 1933 / Фото: fondazioneluciofontana.it


Обосновавшись в Аргентине, Фонтана начал работать скульптором. Публика работы мастера принимала с большим интересом. Его работы экспонировались на многочисленных выставках. Фонтана получил различные награды и также был назначен профессором скульптуры в Школе пластических искусств (Esquela de Artes Plasticas) в Росарио. Параллельно ему удавалось проводить лекции в Академии изящных искусств в Буэнос-Айресе. Благодаря контактам Лучо с более молодыми художниками и интеллектуалами, а также новым идеям в исследованиях в ноябре 1946 года был опубликован его «Белый манифест».
Джузеппе Маццотти и Лучио Фонтана со скульптурой Coccodrillo e Serpente (Крокодил и змея), Альбиссола, 1936 год. / Фото: fondazioneluciofontana.it

Джузеппе Маццотти и Лучио Фонтана со скульптурой Coccodrillo e Serpente (Крокодил и змея), Альбиссола, 1936 год. / Фото: fondazioneluciofontana.it


«Концепция пространства»


Фонтана переосмыслил физические и теоретические пределы искусства, рассматривая произведения искусства как концепции пространства. Наибольшую известность Фонтана получил именно благодаря монохромным полотнам, известным как Concetti Spaziale («Концепция пространства»).
Лучо Фонтана «Пространственная концепция. Конец Бога» (желтая 1964 г. и черная версия 1963 года) / Фото: christies.com

Лучо Фонтана «Пространственная концепция. Конец Бога» (желтая 1964 г. и черная версия 1963 года) / Фото: christies.com


Интересно, что эти работы он… резал, прокалывал, оставляя характерные зияющие косые черты и отверстия, которые наполняли законченную работу почти неистовой энергией. Он делал отверстия, называемые бучи, и вырезы, называемые тагли, которые пробивали холст и открывали пространство за ним. Эти отверстия и прорези дают возможность невидимым частям работы выйти на первый план и нести смысл. Новое движение Лучо Фонтаны превращало объекты в трехмерные пространства, а мирские пространства в экспериментальную среду.

Другие работы

В дополнение к вышеуказанным работам Фонтана также интересовался созданием новых слоев поверх холстов. Например, небольшие кусочки стекла или камня были нанесены на поверхность холстов, вызывая естественные эффекты отражения и преломления света, которые влияли на восприятие изображения зрителем. В то же время стеклянные и каменные текстуры демонстрируют зрителю, как и чем можно заполнить пустоты (физические объекты или природные явления).

«Сфера» Лучо Фонтана (1957 г.) / Фото: wikiart.org

Лучо Фонтана «Портрет Терезиты» (1940) / «Пространственная концепция. Рай» (1956)

Лучо Фонтана «Портрет Терезиты» (1940) / «Пространственная концепция. Рай» (1956)


Вдохновленный модернизмом, в 1949 году в Милане Фонтана создал символическую работу Ambiente spaziale a luce nera («Пространственная среда в черном свете»), в которой ряд качающихся фосфоресцирующих элементов свисает с потолка полностью. черное выставочное пространство. В том же году он развил свои исследования в области пространственных идей, начав цикл «Buchi» (Дырки) - живописные работы, в которых использование цветов сочетается с «водоворотами» отверстий, проделанных шилом.
Лучо Фонтана в процессе творческой работы и его концепция в черном цвете

Лучо Фонтана в процессе творческой работы и его концепция в черном цвете


В 1966 году Лучо Фонтана получил предложение от одного из крупнейших театров – «Ла Скала». Миланский оперный театр предложил Фонтане создать декорации для оперных постановок и наряды. В частности, мастер создавал костюмы и декорации для балета Гоффредо Петрасси «Портрет Дон Кихота» в 1967 году. Его эскизы - это светлые графические композиции, которые содержат идею движения и танца.

В последние годы своей карьеры Фонтана посвятил свое время экспонированию своих работ в художественных галереях по всему миру. Луфо Фонтана покинул этот мир в возрасте 69 лет (7 сентября 1968 года) в Италии, всего через два года после того, как получил Гран-при за живопись на Венецианской биеннале. Сегодня его работы хранятся в коллекциях галереи Тейт в Лондоне, Национальной галереи искусств в Вашингтоне, Художественного музея в Базеле, Музея Тиссена-Борнемисы в Мадриде и других.


Источник: 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх