На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Искусство

72 075 подписчиков

Путешествие в Коломну. Живопись Михаила Абакумова

Всем лучшим в своей жизни и творчестве Михаил Абакумов обязан родной Коломне. В старину говорили «Что город, то норов, что деревня, то обычай», имея в виду характер людей и неповторимый облик построек. Коломна из числа тех древних русских городов, которые ныне называют малыми, однако близость к стольному граду Москве и события, происшедшие на Руси в эпоху Сергия Радонежского и Дмитрия Донского, наложили на него неизгладимую печать особенной исторической значимости.

«Тут князь Димитрий Донской осматривал легионы свои, победившие Мамая»,— писал Н. М. карамзин.

Здесь и сейчас ощущается дыхание прошедших эпох. Сам город расположен в удивительно красивом месте, близ слияния реки Москвы с Окой; перед ним расстилается широкая равнинная пойма с заливными лугами. Характер коломенского пейзажа определяет правый нагорный берег Москвы-реки, где когда-то, во времена Донского, был воздвигнут белокаменный собор, а теперь стоит более поздний, относящийся к XVII веку. Однако и он прекрасно вписывается в панораму древнего города. Каждый год, обычно в апреле, вся соборная горка оказывается отраженной в вешних водах разлившейся реки.

Абакумов не раз обращался к этому величественному виду. В картине «Большая вода» ему удалось передать взволнованное впечатление от увиденного и уловить мотив своеобразного историзма. Художник пишет родной город не только весной. В его работах часто повторяются традиционные для русской живописи мотивы снежной белизны и осенней позолоты. Ему особенно дороги черты яркой красочности в обшитых тесом деревянных домиках и сияющих золотом куполах церквей на фоне звонкой голубизны неба.

М. Абакумов. Золотой вечер. Коломна
М. Абакумов. Золотой вечер. Коломна.
Масло. 1982

Вот один из характерных образов живописи художника: над городом возносится озаренная сияющим светом колокольня, а в небе вьются белые голуби... Перед нами праздничная картина, проникнутая чувством восторга и вызывающая в памяти знакомые ассоциации, почерпнутые из глубин русской жизни. Как тут не вспомнить К. Ф. Юона с «Куполами и ласточками».

Свойственна отечественной живописи тема красно украшенной земли Русской проходит через ряд произведений художника. Пaмятники архитектуры становятся в них опорными, ключевыми композиционными точками, смысловой художественной основой пейзажа.

Автор книги о Дмитрии Донском, писатель Юрий Лощиц предполагает, что в самом имени Kоломна отозвалось древнее слово «коло», что на славянском языке значит — круг, кольцо. Такое истолкование многое объясняет о характере городского пейзажа. В Коломне не существовало обычного для многих современных городов противостояния архитектуры – торчащих над землей коробок — и природы. Идущие от кремля улицы плавно спускаются к реке, естественно вливаясь в открытое пространство полей. Летом вокруг городка колышутся луга и золотые хлебные нивы.

М. Абакумов. Половодье в Коломне.
М. Абакумов. Половодье в Коломне.
Масло. 1988

Абакумов прекрасно чувствует эти особенности городского ансамбля. Он не раз писал вид окрестностей, открывающийся через окна церковной колокольни. В этих картинах проявилось определенное стремление к философскому осмыслению пейзажа.

Очень xopoши крохотные по размеру своеобразные этюды, запечатлевшие мгновенные состояния природы, когда вдруг является над землей воспетый C. Есениным «вечерний несказанный свет» и все преображается в его теплых ярких лучах.

Живопись Абакумова густая, пастозная, темпераментная с энергичным фактурным мазком, но вместе с тем тонкой сложной разработкой близких друг к другу тонов. Он явно предпочитает масляные краски, хотя и обращается иногда к темпере, используя декоративные возможности этой техники. Его маленькие этюды хочется рассматривать подолгу. Их можно назвать живописными миниатюрами, выдержанными в традициях мастерства русских пейзажистов. Главное, что отличает художника, это богатое чувство цвета.

М. Абакумов. Зимние сумерки
М. Абакумов. Зимние сумерки.
Масло. 1989

Абакумова всегда привлекала поэтическая сторона жизни русской провинции, в Коломне он открыл немало на редкость живописных уголков, заставляющих вспомнить образы литературы конца прошлого века. Мы часто забываем, что провинция совсем не обязательно была тихой, забытой и оторванной от больших событий в истории страны и мира. Совершая свое путешествие вокруг Москвы, Н. М. Карамзин отмечал: «Давно известны коломенские фабрики, кумачовые, полотняные, шелковые, которые с некоторого времени размножились и в других местах кругом Москвы. В самых маленьких деревеньках женщины в избах своих вьют шелк, а мужья ткут платки и проч. Мудрено ли, что многие крестьяне начинают жить господами, опрятно, со вкусом и даже роскошно».

Вот из таких крепких зажиточных крестьян вышли прадед и дед, родные и родители художника. Михаил Абакумов родился в Коломне в 1948 году. Он с детства впитывал атмосферу традиционного русского быта. Вплоть до последних лет семья Абакумова продолжала жить в старом деревянном домике с огородами. В войну, да и в послевоенные годы, земля помогала выжить. С детства художник привык видеть кусты краснеющего осенью шиповника, калины, склоненные над улицей ветки берез и рябин, фигурки прохожих. Все это отразилось потом в картинах. Говоря о воспитании художника, мы обращаем главное внимание на профессиональное обучение, забывая, что для прорастания таланта прежде всего необходимы духовная преемственность поколений, домашняя среда, впечатления детства. Очень важна и первая книжка в руках ребенка, она западает в память на всю жизнь.

Для Абакумова такой книгой явилась лицевая, то есть иллюстрированная рукописная Псалтырь, потаенно хранимая бабушкой. Она, эта книга, и помогла открыть дверь в прекраснейший мир красочного восприятия жизни. Потом, уже в школе, произошла встреча с преподавателем рисования Николаем Ивановичем Бодрягиным, исходившим со своими учениками дороги и тропы не только рязанской земли. Они побывали в городах Поволжья и на Каме, что стало началом самостоятельной школы пленэрной живописи.

Очень много получил Михаил Абакумов в МХТУ имени Калинина, занимаясь на факультете ручного ткачества, где приходилось копировать образцы народного орнамента. Впечатление от стихийной яркой красочности, свойственной крестьянскому народному искусству, глубоко запало в душу молодого художника. Это был наглядный урок цветового воспитания. Свойственное Абакумову-живописцу интуитивное понимание и на редкость радостное восприятие, чувство драгоценности цвета сложилось на русской фольклорной основе.

В 1971 году Абакумов поступил во ВГИК на художественный факультет, где его преподавателем по живописи стал Б. М. Неменский. Именно во ВГИКе определился круг интересов молодого художника, решившего посвятить себя станковому искусству. В то время на факультете появились люди, увлеченные историей древнерусского искусства и культурой России. Особенно выделялись учившиеся в одно время с Абакумовым — И. Тихонов, Н. Бурдастов, Ю. Буров, Т. Бунчина, В. Иванов. Они ездили на Север, в Кириллов и Ферапонтово, зачитывались книгами В. Белова, В. Распутина, В. Астафьева, В. Солоухина, стихами Н. Рубцова.

М. Абакумов. Весна
М. Абакумов. Весна.

Впоследствии Абакумов и его сокурсники стали живописцами, отказавшись от работы в кино. Однако было бы ошибочно считать, что соприкосновение с кино прошло даром. В 1970 годах во ВГИКе еще сохранялась живая память о В. Шукшине. Кино помогало развитию композиционного мышления, учило схватывать выразительные моменты движения, сближало с литературой. Все это потом сказалось в живописных опытах Михаила Абакумова.

По окончании института он много и неустанно работает с натуры, главным образом на творческой даче под Вышним Волочком. Ему приходится восполнять недостатки школы, а в некоторых случаях переучиваться заново, при этом Абакумов опирается на совершенно определенные традиции Союза русских художников и Московской школы живописи начала ХХ века. Следы увлечения К. Коровиным, П. Петровичевым, Л. Туржанским и С. Жуковским ясно ощущаются в работах художника, постепенно получавшего признание зрителей. Однако во многих случаях восприятие природы оставалось еще ограниченным этюдной формой первоначального зрительского ощущения. На первый план выступала передача материальности мира природы.

Существенную помощь Абакумов получил в творческих мастерских Академии художеств СССР под руководством А. П. и С. П. Ткачевых, а также опытного педагога и превосходного мастера живописи А. М. Грицая. В мастерскую вошли главным образом воспитанники МГХИ имени В. И. Сурикова. Это были талантливые молодые художники, искавшие путей возрождения русской реалистической живописи. Они ставили перед собой серьезные композиционные задачи, старались восстановить культуру станковой картины. На Абакумова огромное впечатление произвели оттенки красок русского Севера. Там он побывал не раз. Чувство цвета, ранее как бы дремавшее, вдруг пробудилось и выплеснулось в звонких и чистых аккордах красок. «Вот так и пиши»,— сказал, рассматривая работы художника, А. М. Грицай.

Групповая отчетная выставка мастерских, прошедшая в конце 1980-х годов в залах Академии художеств в Москве, позволила подвести некоторые итоги в поисках художников. Их творчество оказалось созвучным направлению деревенской прозы в нашей литературе и, таким образом, вливалось в русло поэтического открытия России.

М. Абакумов. В Коломенском Кремле
М. Абакумов. В Коломенском Кремле.

Россию в целом никак нельзя представить без многочисленных малых городов — древнейших очагов культуры. В своих болях и заботах, связанных с восстановлением утраченных традиций отечественной культуры, мы возлагаем на них большие надежды. На всем протяжении истории малые города, расположенные вокруг Москвы, по берегам Оки и Волги, в глубине лесного Заволжья, на юге, на Севере, в Сибири, всегда играли важную роль в жизни народа и определили сам лик Русской земли.

«Многими красотами дивишь ты!» — восклицает неизвестный древний автор, обращаясь к Русской земле и обозревая всю ее как бы с высоты полета. И наряду с реками, источниками, дубравами частыми, полями дивными упоминает он и города. Автор древнего «Слова о погибели русской земли» называет все ее города великими. Многие из них в XVIII — XIX веках превратились в уездные, а в наше время стали районными, но своего историко-культурного значения не утеряли.

Для Михаила Абакумова архитектурный пейзаж древнерусских городов стал главной темой творчества. Он увидел образ русского города в единстве с природой, в сиянии света. И сохранение этого образа есть спасение, защита духовных и культурных ценностей российской провинции.

Н. Третьяков, кандидат искусствоведения, 1990 год

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх