Русская живопись - 3.
Павел Федотов (1815-1852) - Сватовство майора. 1848.
52картины
Павел Федотов (1815-1852) - Завтрак аристократа. 1848.
Павел Федотов (1815-1852) - Вдовушка.
Павел Федотов (1815-1852) - «Свежий кавалер». Утро чиновника, получившего первый крестик. 1848.
Александр Устинов (1796-1868) - Мирная марсомания Картина Александра Васильевича Устинова «Мирная марсомания» — одна из немногих, дошедших до нас работ художника. Название было заимствовано из повести А.И. Герцена «Записки доктора Крупова». Написанное явно под влиянием работ П.А. Федотова (одно время оно и приписывалось одному из зачинателей художественно-сатирического направления в живописи), небольшое по размерам произведение скорее все же с юмором передает сценку из жизни далекого от столицы с ее церемониалами уездного городка. Картина относится к той «сюжетной» живописи (по ней можно учить школьников писать небольшие рассказики), которая была характерна для жанровых работ членов Товарищества передвижных художественных выставок и которая много позже получила изрядную, чаще незаслуженную критику за «литературщину». А работа (кстати, первоначально называвшаяся «Городничий, изображающий себя на параде») за выверенность композиции и поз персонажей, свидетельствующих о мастерстве живописца, имела большой успех.
Григорий Угрюмов (1764-1823) - Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года. Не позднее 1800 Большим мастером наивного пафоса, как по молодости лет была наивной и вся русская историческая живопись второй половины XVIII века, можно назвать Григория Ивановича Угрюмова. Будущий художник родился в семье, можно утверждать, прогрессивного по взглядам купца, который, убедившись в художественных наклонностях малолетнего сына, не стал держать его при себе для продолжения дела, а отвез из Москвы в Петербург и определил в Воспитательное училище при Академии художеств (1770). Пройдя училище и Академию, талантливый юноша за свою выпускную и написанную рукой мастера картину «Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне» (1785) получает большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку в Италию. По возвращении в Петербург (1790) Г. Угрюмов становится преподавателем класса исторической живописи и исполнителем заказов их императорских величеств — Екатерины II, затем Павла I: «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков» (1793), «Взятие Казани войсками Ивана Грозного» (1797—1799), «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» (не позднее 1800). За картину «Испытание силы Яна Усмаря» (1796) художник получает звание академика. Писал также Г.И. Угрюмов портреты современников, расписывал церкви и соборы Петербурга.
Наверное, художник не стал явлением в русской живописи, далеки от совершенства его картины. Но он был в числе первых российских исторических живописцев и одним из первых по качеству преподавателей Академии, ибо среди его учеников были А.И. Иванов, А.Е. Егоров, О.А. Кипренский, В.К. Шебуев — будущее созвездие блестящих живописцев и педагогов.
Григорий Угрюмов (1764-1823) - Испытание силы Яна Усмаря. 1796
Иван Тупылев (1758-1821) - Плутовская игра Типичный выученик Академии художеств Иван Филиппович Тупылев посвятил одну из первых своих картин жизни простого народа. Холст назывался «Крестьянские крестины» (1880) и стал исключением в творчестве живописца. Сын «заподмастерья ведомства Петергофской конторы бриллиантовой и агатовой мельницы» — шестилетний Иван был определен на воспитание в Академию художеств. Получив уже в юношеском возрасте две малых серебряных, малую и большую золотые медали за учебные программы, молодой живописец получает по выходу из Академии звание художника первой степени и право на заграничное пенсионерство. В 1784 году И.Ф. Тупылев получает звание «назначенного» в академики за картины «Убиение Авеля» и «Приковывание Прометея». В 1785 году живописец становится академиком благодаря картине с мудреным для наших времен названием «Велизарий, сидящий при дороге в положении просящего милостыню, и с ним мальчик». Удачно складывалась карьера И.Ф. Тупылева и на преподавательском поприще: в 1794 году он стал адъюнкт-профессором, а в 1800 — профессором исторической живописи Академии художеств. Руководил И.Ф. Тупылев одно время и Императорской шпалерной мануфактурой, что являлось признанием заслуг подданного и художника.
Иван Тупылев (1758-1821) - Александр Македонский перед Диогеном. 1787
Константин Трутовский (1826-1893) - Хоровод в Курской губернии. 1860
Константин Трутовский (1826-1893) - На сеновале. 1872
Василий Тропинин (1776-1857) - Семейный портрет графов Морковых. 1813 К счастью для всех любителей изобразительного искусства, от современных Василию Андреевичу Тропинину до его почитателей наших дней, Бог вложил в художника не только огромный талант живописца, но и великие смирение и мудрость. Иных объяснений трагично-оптимистичной судьбы замечательного отечественного портретиста, пожалуй, не найти.
Приложенный в качестве приданого невесты графских кровей в семью других графских кровей молодой крепостной Василий Тропинин, к тому времени замеченный в несомненных художественных талантах, поселяется в имении новых хозяев, откуда вскоре его отправляют в Петербург учиться кондитерскому делу.
Юноша тайком посещает рисовальные классы Академии художеств. Когда талант В. Тропинина становится очевидным и для хозяина, тот устраивает своего крепостного «посторонним учеником» в Академию. Молодой художник специализируется в портретной мастерской С.С. Щукина, ему симпатизирует президент Академии художеств граф А.С. Строганов, но следует еще один крутой поворот в судьбе В. Тропинина: хозяин прерывает учебу своего крепостного и отсылает его в свое имение на Украине, чтобы использовать в качестве… кондитера и лакея. Вскоре одна прихоть хозяина сменяется другой: В. Тропинин обязан украсить новую усадьбу копиями картин известных художников, полотнами семьи и портретами хозяев-благодетелей. Огромную работу проводит уже зрелый годами и состоявшимся талантом художник по росписи местной церкви. Об этом времени В.А. Тропинин вспоминал: «Я мало учился в Академии, но научился в Малороссии: я там без отдыха писал с натуры, и эти мои работы, кажется, лучшие из всех до сих пор мною написанных».
Лишь в 47 лет, в Москве, к художнику приходит свобода, а к нам приходит тот В.А. Тропинин, которого мы знаем и которым восхищаемся. Напомним лишь некоторые работы из великого наследия живописца: «Портрет Арсения Васильевича Тропинина, сына художника» (около 1818), «Портрет Александра Сергеевича Пушкина» (1827), «Автопортрет с кистями и палитрой на фоне окна с видом на Кремль» (1844) и, наконец, знакомые нам с детства портреты незнакомок из простолюдинов, среди них и «Золотошвейка» (1826).
Автопортрет на фоне окна, с видом на Кремль.1846.
Государственная Третьяковская галерея
В. А. Тропинин. Портрет А. С. Пушкина. 1827 г., Государственная Третьяковская галерея
Василий Тропинин (1776-1857) - Портрет скульптора И.П.Витали. 1839
Василий Тропинин (1776-1857) - Портрет Семёна Николаевича Мосолова. 1836
Василий Тропинин (1776-1857) - Портрет Константина Георгиевича Равича. 1823
Василий Тропинин (1776-1857) - Портрет графини Натальи Александровны Зубовой. 1834
Василий Тропинин (1776-1857) - Портрет Арсения Васильевича Тропинина, сына художника. 1818
Василий Тропинин (1776-1857) - Портрет Анны Андреевны Тропининой, сестры художника 1827
Василий Тропинин (1776-1857) - Кружевница
Василий Тропинин (1776-1857) - Золотошвейка. 1826
Василий Тропинин (1776-1857) - Женщина в окне (Казначейша). 1841
Василий Тропинин (1776-1857) - Девушка с горшком роз, 1850
Василий Тропинин (1776-1857) - Гитарист. 1823
Федор Толстой (1783-1873) - Семейный портрет. 1830 Удивительную талантливость своей натуры демонстрировал в течение всей своей долгой жизни Федор Петрович Толстой. Граф по рождению, выпускник Морского кадетского корпуса испытывал столь мощное стремление к созданию своими руками произведений искусства, что вскоре после начала службы он выходит в отставку и начинает посещать Академию художеств, теряя при этом перспективу военной или государственной карьеры, да и, в определенном смысле, солидное общественное положение.
Впрочем, карьера была сделана графом Ф.П. Толстым в искусстве. Овладев в совершенстве мастерством строгого рисунка, Ф. Толстой становится известнейшим российским медальером: его серия из 21 медали-медальона, посвященная войне 1812 года, принесла создателю заслуженное признание. Больших успехов добивался Ф.П. Толстой и как иллюстратор книг, скульптор и даже в «низком» искусстве силуэта, где он создал интереснейшие творения на темы народной жизни и баталий Отечественной войны.
Не был последним Ф.П. Толстой и среди живописцев своей поры. Его стремление к написанию совершенных произведений сказывалось и в этом виде искусства. Его картины не несут на себе печатей гениальности или значительности, но вызывают уважение к художнику за четкость, законченность и красоту полотен. За свои эрудированность и мастерство Ф.П. Толстой уже в 1828 году стал вице-президентом Академии художеств. С 1859 года он — товарищ президента Академии (то есть его заместитель). Граф по происхождению Ф.П. Толстой вполне мог бы величаться и графом в изобразительном искусстве, существуй в нем подобные звания.
Федор Толстой (1783-1873) - Душенька любуется собою в зеркало. 1821
Федор Толстой (1783-1873) - Букет цветов, бабочка и птичка. 1820
Михаил Теребенев (1795-1866) - Портрет неизвестной в чепце. 1831
Михаил Теребенев (1795-1866) - Портрет М.А. Голицыной. 1829
Михаил Теребенев (1795-1866) - Портрет А.А. Бирюковой. 1820-е
Михаил Теребенев (1795-1866) - Женский портрет. 1825
Григорий Теплов (1717-1779) - Натюрморт. 1737 Известно, что во времена императрицы российской Екатерины II многие делали удивительную карьеру. Одни — благодаря своим физическим данным и отваге, другие многого добивались своим интеллектом (конечно, это слово тогда не употреблялось), третьи становились известными своими талантами в различных областях человеческой деятельности.
Статс-секретарь Екатерины II Григорий Николаевич Теплов, сын дворцового истопника (что по тем временам, быть может, являлось и неплохой стартовой площадкой), потенциально обладал многими талантами. Во многом он себя реализовал. Недаром он занимал столь ответственный пост и был почетным членом петербургской Академии художеств, почетным членом двух Академий наук — петербургской и мадридской. Однако, попав из простолюдина в князи, Г. Теплов, судя по косвенным данным, знал себе цену и особенно не утруждал себя работой до пота ни в одной из благосклонных к нему сфер деятельности.
Напомним, что в изобразительном искусстве «кунштюк» означает искусную подделку — шутку, упоминавшуюся нами художественную «обманку». Именно ими и прославился в живописи Г.Н. Теплов. Естественно, до гениальности здесь далеко, но, чтобы попытаться обмануть человека, художественное мастерство было необходимо. И немалое. Видимо, живописной техникой художник владел в полной мере. Нам же остается оценить талант Г.Н. Теплова по двум его картинам-обманкам.
Григорий Теплов (1717-1779) - Натюрморт с нотами и попугаем. 1737
Иван Танков (1740-1799) - Храмовый праздник. 1784 Красиво все-таки изъяснялись в XVIII веке русские люди. Картина, за которую Иван Михайлович Танков получил звание академика, называлась, наверное, вполне в духе того времени (до А.С. Пушкина было еще далековато): «Село и причинившийся в оном пожар, что требуется в ночном времени представить жителей, спасающих себя самих, скот и дома от распространившегося огня». Впору присуждать звание академика по классу словесности. Но в сторону иронию (пусть и добрую). И. Танков, сравнительно поздно пришедший в живопись, видимо, достойно отучился в Академии художеств (1771—1778), коль за выпускную картину Сельский праздник был признан «назначенным» в академики.
Писал И.М. Танков пейзажи и бытовые (и не только бытовые, судя по представленным картинам) сценки на фоне природы. Естественно, что все его полотна были выполнены в соответствии с академическими правилами, а поэтому несли (заметим, людям XVIII века) идеализированную красоту. И, пожалуй, не только для тех времен такой подход к предназначению изобразительного искусства был весьма положительным.
Борис Суходольский (середина XVIII в.) - Прогулка. 1754 Про жизнь и творчество Бориса Суходольского известно немного. Представленные произведения художника датированы серединой XVIII века. А это означает, что до нормальной работы Академии художеств должны были пройти годы. Потому наклонности к художественному творчеству молодых россиян могли быть закреплены либо в Рисовальной школе при типографии и гравировальной мастерской в Петербурге, либо за границей, куда посылали обучаться «знатным художествам» лишь единицы российских мастеров. Наконец, было много талантливых самоучек, которые что-то урывали для себя от общения с иностранными художниками или от работы на них.
В то же время строительство дворцов, крепких домов и церквей в том же Петербурге, назовем его массовым, требовало много мастеров для украшения построек. Перед нами так называемый десюдепорт (или наддверное панно) Б. Суходольского. Художнику не откажешь в мастерстве, так же как и в знании, по крайней мере элементов астрономии и приборов, имеющих к данной науке отношение. Что ж, универсалы были во все времена. Тот же зачинатель российской науки М.В. Ломоносов много энергии отдал созданию российской Академии художеств (помимо Академии наук, естественно).
Светское российское изобразительное искусство должно было с кого-то начинаться. Оно и начиналось: с больших талантов (И. Никитин, А. Матвеев и др.) и небесталанных, но к настоящему времени полузабытых, средней руки художников. Видимо, таким и был Б. Суходольский.
Борис Суходольский (середина XVIII в.) - Живопись. 1754
Борис Суходольский (середина XVIII в.) - Астрономия. Около 1
Суриков Василий (1848-1916) - Утро стрелецкой казни. 1881
Суриков Василий (1848-1916) - Покорение Сибири Ермаком. 1895
Василий Суриков (1848-1916) - Переход Суворова через Альпы в 1799 году. 1899
Василий Суриков (1848-1916) - Взятие снежного городка. 1891
Василий Суриков (1848-1916) - Боярыня Морозова. 1887
Руфин Судковский (1850-1885) - Прозрачная вода. 1879
Руфин Судковский (1850-1885) - На берегу моря. 1882
Александр Ступин (1776-1861) - Портрет Е.М. Ступиной. 1817 Жизнь Александра Васильевича Ступина — отдельная глава в истории отечественного изобразительного искусства. Как живописец он малоизвестен. «Самим же написано небольшое количество картин, но сочинял и рисовал почти все сам и поправлял после учеников красками, почему и недоставало времени…» — напишет основатель первой в России частной Арзамасской художественной школы, которой замечательный русский патриот посвятит свою жизнь.
Ранняя потеря родителей, постоянная нужда и унижения на услужении в молодые годы «в людях» — ничто не смогло остановить стремление юноши к художественному мастерству и желание зрелого человека к продвижению русского изобразительного искусства в глубину отечества. И, возможно, не воплотились бы устремления А.В. Ступина в реальности, если бы этому не способствовала его приемная мать — неграмотная, бедная, но добрая и умная русская женщина Анисья Степановна.
В 1800 году А.В. Ступин оставляет на время семью в Арзамасе и едет для получения художественного образования в Петербург, где становится «посторонним учеником» Академии художеств. Наибольшее влияние на молодого Ступина оказали И.А. Акимов и А.Е. Егоров (Ступин отмечал: «Егоров был силен в карандаше, а Акимов отлично и красноречиво внушал и трактовал теоретически о живописи»). В 1802 году А.В. Ступин получил звание художника и даже был представлен президенту Академии художеств А.С. Строганову. В Арзамас молодой живописец возвратился со значительным количеством подаренных друзьями и учителями художественных произведений и пособий. В том же 1802 году открылась школа Ступина, действовавшая в течение нескольких десятилетий и сыгравшая исключительно важную роль в становлении художественной культуры страны. В 1845 году А.В. Ступин, к тому времени академик, был награжден Академией художеств «за распространение живописи в отечестве и за сорокалетие существования его школы». Для ее успешной деятельности гражданин России А.В. Ступин трудился до последних дней своей продолжительной жизни.
Александр Ступин (1776-1861) - Мальчик с листком
Алексей Степанов (1858-1923) - Хоровод.
Алексей Степанов (1858-1923) - Утренний привет. 1897
Алексей Степанов (1858-1923) - Осень.
Алексей Степанов (1858-1923) - Журавли летят. 1891
Алексей Степанов (1858-1923) - Дети на хворосте. 1899
Григорий Сорока (1823-1864) - Рыбаки. Вид в Спасском. Вторая половина 1840-х
Григорий Сорока (1823-1864)- Вид на плотину в усадьбе Спасское Тамбовской губернии. 1840-
Источник http://www.liveinternet.ru/users/3485865/post231424386/=
Свежие комментарии