Кто прекраснее? Балерины и моющиеся женщины Дега. Или все же его кони?

Если вы видите балерину, то можете определить художника с вероятностью 90%.



Дега выбрал своей темой в живописи изображение моющихся женщин, балерин и скачущих лошадей.

Всю жизнь он стремился запечатлеть мгновение, изобразить движение. Это отличает его от других импрессионистов, которые тоже пытались изобразить миг, передать впечатление (impression), но ловили его в основном на открытом воздухе, писали пейзажи.

 

Всю жизнь он стремился к совершенству, к передаче точнейших движений. Нередко он перерисовывал картины на протяжении 10-20 лет.

Иногда даже приходилось красть и выкупать уже проданные или подаренные работы.

 

Скульптуру "Четырнадцатилетняя танцовщица" Дега мял десятки раз. Может, ему нравился процесс работы, может, он был фанатичный педант.

Про эту скульптуру художник говорил: «Если бы мне дали полную шапку бриллиантов, то это не доставило бы мне той радости, которую я испытал, когда сломал ее ради удовольствия начать все сначала…»

А про процесс создания живописи вот что: "Что нужно сделать в живописи? Если бы я это знал, я бы давно уже сделал. Я всю жизнь пробую".

 

Однако, скульптуру нещадно ругали критики: это обезьяна, она не пропорциональна, где Дега видел таких уродливых танцовщиц?

«Голубые танцовщицы» - картина, сделавшая его знаменитым, хотя и ее ругали критики. Увидеть ее мы можем в Пушкинском музее

Дега не сильно расстраивался из-за критики в свой адрес. Он отвечал, что только глупец может ждать похвалы от того, кто сам не может ничего создать. Он был остер на язык, и его фразочки часто разлетались на цитаты.

Например, про обучение художников Дега говорил: "Нужно снова и снова копировать старых мастеров, и только после того, как вы покажете себя хорошим копиистом, вам можно разрешить сделать с натуры редиску."

 


На картине "Голубые танцовщицы" изображены 4 балерины за кулисами, а быть может, это одна балерина во время движения. Необычен для того времени ракурс изображения – сверху, как будто художник подсмотрел, что происходит за сценой. Изображение размыто - мы даже не можем рассмотреть лица. Так Дега передает их движение, легкое и ускользающее. .
Есть версия, что это не 4 балерины, а одна в разные мгновения танца. Как мультик.
А вы как думаете?

Такая интерпретация подходит ко многим изображениям танца Дега.

 

И самая знаменитая моющаяся женщина Дега. Как-то Дега сказал, что изображать моющихся женщин – “это всё равно, как если бы подсмотреть через замочную скважину”. Это не натурщицы, они не позируют. Это просто женщины, которых подловили за обыденным занятием.

 

Хотя на самом деле некоторые из них и есть натурщицы. Просто позировали они совершенно по-другому. Дега просил их просто ходить по мастерской и расчесываться, заниматься своим обычным туалетом.

Обнаженные женщина Дега не стесняются, не кокетничают, ни стараются соблазнить. Именно этим Дега привлекала эта тема с тазиком.

А вот и автопортрет художника.

Не сохранилось никакой информации о любовных романах Дега, неизвестно и о связях с танцовщицами и натурщицами. Видимо, этот красавчик целиком и полностью посвятил себя искусству...

Художник Андрей Шильдер: дар и рок

 
Художник Андрей Николаевич Шильдер был учеником великого Ивана Шишкина. Однако, сама идеология его работы с пейзажем была принципиально иной.
 
"Ручей в лесу", 1906, холст, масло
 
"Ручей в лесу", 1906, холст, масло

Его творческий путь — замечательный пример того, как, перенимая сильнейшие стороны творчества наставника, можно (и нужно) создавать собственный уникальный стиль, дабы раскрыть в полной мере собственный талант живописца.

Там, где Иван Иванович следовал за объективной действительностью, тщательнейшим образом и в достовернейших подробностях перенося на полотно представшую перед ним картину мира, Андрей Николаевич лишь делал первый пробный рисунок, фактически — черновик будущей работы.

 
"Осенний пейзаж", 1919, холст, масло
 
"Осенний пейзаж", 1919, холст, масло

Там, где гений Шишкина вдыхал искру жизни в завершённую композицию за счёт совершенно неповторимой, непостижимой и невозможной для других художников проработки мельчайших её деталей, Шильдер в первую очередь полагался на собственной фантазию.

 
Серия пейзажей
 
Серия пейзажей

Как свидетельствовали современники живописца, дома у Андрея Николаевича хранились альбомы с зарисовками тронувших душу мастера видов живой природы. Это был настоящий «золотой фонд» живописца, куда (благодаря прекрасной зрительной памяти) рано или поздно попадало каждое понравившееся ему растение, с особой, почти что «шишкинской» тщательностью запечатлённое на пленэре.

 
"Весенний лес. березовые бревна", холст, масло
 
"Весенний лес. березовые бревна", холст, масло

И лишь затем наступал этап подлинного творчества маэстро Шильдера. Сообразно собственному видению прекрасного, он принимался так и эдак корректировать, видоизменять и взаимо располагать отдельную веточку и листочек, тень и оттенок, изгиб и выступ стволов, ветвей своих многочисленных берёз, дубов и сосен. С тем, чтобы «на выходе» добиться максимальной эстетической привлекательности, выразительности и своеобразия.

 
"Лес", 1890, холст, масло
 
"Лес", 1890, холст, масло

Именно они, эти заранее продуманные и проработанные «заготовки», и шли в ход, когда Андрей Николаевич заканчивал свой набросок с натуры. Опираясь на него как на базис, он принимался «доставать» из тайников памяти казавшиеся наиболее уместными для данной конкретной картины элементы. И встраивать их в композицию, совмещая с самыми удачными текущими находками или же вовсе замещая не удовлетворявшие его элементы.

 
"Летний пейзаж с рекой", холст, масло
 
"Летний пейзаж с рекой", холст, масло

В результате пейзажи Шильдера очень часто являли собою нечто не схожее с имевшейся в реальном мире панорамой. Там, где его великий учитель возводил в абсолют саму природу, становясь адептом всех капризов её хаотичных форм и оттенков, герой нашей сегодняшней статьи следовал собственной мечте об идеальном пейзаже. Как не парадоксально, но именно эта мечта и стала его злым роком.

 
"После дождя. Женщина у околицы", 1919, холст, масло
 
"После дождя. Женщина у околицы", 1919, холст, масло

Блестящий талант живописца даровал ему безусловный успех у зрителей и материальный достаток, пошатнувшийся лишь с приходом революции 1917 года. Однако, его последовавший двумя годами позже внезапный уход из жизни был обусловлен совсем не этим событием.

Его творчество, неизменно оценивавшееся по достоинству, было востребовано популярнейшими периодическими изданиями конца XIX- начала XX вв., а сам мастер удостоился звания академика главной художественной академии Российской Империи. Его дарование высоко ценили коллеги и критики. Вот только прирождённый перфекционист Шильдер был о себе принципиально иного мнения.

 
"Березовый лес", 1908, холст, масло
 
"Березовый лес", 1908, холст, масло

Именно в этом и заключался тот самый злой рок, о котором мы писали выше. Мастера буквально сводила с ума и доводила до нервных срывов неудовлетворённость конечными результатами своих работ. Временами он готов был отказаться от каждой из них. Постоянно жаждал улучшить, изменить и полностью переписать каждую картину, иллюстрацию и набросок, раз за разом обнаруживая в них некие несовершенства.

Этот страстный перфекционизм пылал в душе художника всю его творческую жизнь. И наконец «спалил» дотла хрупкую нервную систему творца, покинувшего этот мир в возрасте 58 лет.

 
"зимний лес", 1919, холст, масло
 
"зимний лес", 1919, холст, масло

Художник Laszlo Gulyas. В традициях старых мастеров

Загружается...

Популярное в

))}
Loading...
наверх