Параноидальный критический метод был способом восприятия реальности и был определен самим Дали как "иррациональное знание", основанное на "бреде интерпретации"
Сальвадор Дали. При его жизни у публики сложилась картина эксцентричного параноика. Его личность вызвала много споров. После его смерти в 1989 году его имя оставалось в заголовках газет.
Но на этот раз это было совсем не смешно. Рынок искусства был потрясен сообщениями о большом количестве поддельных гравюр Дали. Что за всем этим кроется?
Больной мальчик (Автопортрет в Кадаке) / The Sick Child (Self-Portrait in Cadaques). 1923г. Сальвадор Дали
Вундеркинд без экзамена
Сальвадор Дали родился в семье известного нотариуса в маленьком городке Фигера на севере Испании. Его талант художника проявился в раннем возрасте, и Сальвадор Фелипе Хасинто Дали получил свои первые уроки рисования, когда ему было десять лет. Его учителями по искусству были известный в то время испанский художник-импрессионист Рамон Пишо, а позже профессор искусств в Муниципальной школе рисования. В 1923 году отец купил сыну его первый печатный станок.
Дали начал изучать искусство в Королевской академии искусств в Мадриде. Его дважды исключали из школы, и он так и не сдал выпускные экзамены. По его мнению, он был более квалифицирован, чем те, кто должен был его обучать.
Сюрреалистическое Искусство
Осквернение гостии / Profanation of the Host. 1929г. Сальвадор Дали
В 1928 году Дали отправился в Париж, где познакомился с испанскими художниками Пикассо и Миро. Он зарекомендовал себя как главная фигура группы художников-сюрреалистов, сгруппированвшихся вокруг Андре Бретона, который был чем-то вроде теоретического "школьного учителя" сюрреализма. Годы спустя Бретон отвернулся от Дали, обвинив его в поддержке фашизма, чрезмерной самопрезентации и финансовой жадности.
К 1929 году Дали нашел свой личный стиль, который должен был сделать его знаменитым, - мир бессознательного, который вспоминается во время наших снов. Сюрреалистическая теория основана на теориях психолога доктора Зигмунда Фрейда. Повторяющиеся изображения горящих жирафов и плавящихся часов стали сюрреалистическими торговыми марками художника. Его великолепное мастерство позволило ему исполнять свои картины в почти фотореалистичном стиле. Неудивительно, что художник был большим поклонником итальянского художника эпохи Возрождения Рафаэля.
Параноидальный метод Критической трансформации
Из всех сюрреалистов и их достижений есть один, который выделяется среди всех остальных. Параноидальный критический метод был восприимчивостью, или способом восприятия реальности, который был разработан Сальвадором Дали. Он был определен самим Дали как "иррациональное знание", основанное на "бреде интерпретации". Проще говоря, это был процесс, с помощью которого художник находил новые и уникальные способы видения окружающего мира. Это способность художника или зрителя воспринимать несколько изображений в одной и той же конфигурации. На самом деле, все мы практиковали Параноидальный Критический Метод, когда смотрели на штукатурку на стене или облака в небе и видели в них различные формы и образы. Дали возвел эту уникальную человеческую характеристику в свою собственную художественную форму.
Дали, хотя и не был настоящим параноиком, умел имитировать параноидальное состояние без употребления наркотиков, и по возвращении в "нормальную перспективу" он рисовал то, что видел и представлял в нем.
Дали смог создать то, что он назвал "нарисованными вручную фотографиями сновидений", которые были физическими, нарисованными изображениями галлюцинаций и образов, которые он видел в своем параноидальном состоянии. Хотя у него, безусловно, был свой собственный груз психических проблем, можно сказать, что бред и параноидальные галлюцинации Дали не полностью доминировали в его сознании, поскольку он смог передать их на холсте. Будучи художником удивительного мастерства, он был способен воспроизводить свои бесчисленные фантазии и галлюцинации в виде визуальных иллюзий на холсте.
Дали и Гала
Гала, рассматривающая Гиперкубическое тело / Gala Contemplating the Corpus Hypercubicus. 1954г. Сальвадор Дали
Встреча с Галой стала самым важным событием в жизни художника и решающим для его будущей карьеры. Она была русской эмигранткой и на десять лет старше Дали. Когда он познакомился с ней, она была замужем за Полем Элюаром.
Гала решила остаться с Дали. Она стала его спутницей, его музой, его сексуальной партнершей, его моделью в многочисленных произведениях искусства и его бизнес-менеджером. Для него она была всем. Более того, Гала была стабилизирующим фактором в его жизни. И благодаря ей, Дали удалось добиться успеха в 1930-х годах с выставками в Европе и Соединенных Штатах.
Гала официально развелась с мужем в 1932 году. В 1934 году Дали и Гала поженились на гражданской церемонии в Париже, а в 1958 году в церкви после смерти бывшего мужа Галы в 1952 году. Однако примерно с 1965 года эту пару стали реже видеть вместе. Но Гала продолжала управлять деловыми делами Дали.
В США
В 1933 году Сальвадор Дали провел свою первую персональную выставку в Нью-Йорке. Год спустя он впервые посетил США при поддержке кредита в размере 500 долларов США от Пабло Пикассо. Чтобы избежать Второй мировой войны, Дали выбрал США в качестве своего постоянного места жительства в 1940 году. У него была серия впечатляющих выставок, в том числе большая ретроспектива в Музее современного искусства в Нью-Йорке.
Помимо создания ряда великих картин, Дали привлек внимание средств массовой информации, сыграв роль сюрреалистического клоуна. Он заработал много денег, и Андре Бретон презрительно прозвал его Авида Доллары (жадный до долларов).
Дали стал любимцем американского высшего общества. Такие знаменитости, как Джек Уорнер или Хелена Рубинштейн, давали ему заказы на портреты. Его художественные работы стали популярной торговой маркой, и помимо живописи он занимался другими видами деятельности - дизайном ювелирных изделий и одежды для Коко Шанель или созданием фильмов с Альфредом Хичкоком.
Классический период после Второй Мировой Войны
Вознесение Христа / The Ascension of Christ. 1958г. Сальвадор Дали
Когда ученые говорят о том, что Дали "стал классиком", они имеют в виду, что он следовал своей заявленной цели охватить более традиционные и универсальные темы в своем творчестве. В начале 1941 года Гале удалось убедить Дали, что вся его сюрреалистическая слава - ничто и что он может достичь еще больших высот. Оказалось, что она была права, но нужно отметить, что одной из главных причин успеха Дали была сама Гала. Она постоянно советовала ему, как действовать и взаимодействовать с художественным сообществом, особенно когда они были в Америке большую часть 1940-х годов.
В 1948 году Дали и Гала вернулись в Европу, проводя большую часть времени либо в своей резиденции в Льигате/Испания, либо в Париже/Франция, либо в Нью-Йорке. Дали проявил живой интерес к науке, религии и истории. Он интегрировал в свое искусство то, что почерпнул из научно-популярных журналов. Еще одним источником вдохновения были великие классические мастера живописи, такие как Рафаэль, Веласкес или французский художник Энгр. Художник прокомментировал свой сдвиг в стиле словами: "Быть сюрреалистом навсегда - это все равно, что всю жизнь рисовать только глаза и носы."
В 1958 году художник начал свою серию исторических картин большого размера. Он писал одну монументальную картину каждый год в летние месяцы в Ллигате. Самую известную из них - "Открытие Америки Христофором Колумбом" - можно увидеть в Музее Дали в Санкт-Петербурге во Флориде. Она захватывает дух. Поздние работы художника более чем когда-либо сочетают в себе его совершенную и скрупулезную технику живописи с его фантастическим и безграничным воображением.
Смерть в Собственном музее
После главы Джулиано ди Медичи, Флоренция / After the Head of Giuliano di Medici, Florence. 1982г. Сальвадор Дали
Сальвадор Дали-единственный известный художник, у которого при жизни было два музея, посвященных исключительно его работам: Музей Дали в Санкт-Петербурге во Флориде/США и Музей-театр Дали в Фигерасе, Испания.
В 1980 году Дали был вынужден уйти на пенсию из-за паралича, двигательного расстройства, которое вызывало постоянную дрожь и слабость его рук. Он больше не мог держать кисть. Тот факт, что он не мог следовать своему призванию и страсти к живописи, а также известие о смерти Галы в 1982 году оставили его в глубокой депрессии.
После смерти Галы он переехал в Пубол, замок, который купил и украсил для Галы. В 1984 году, когда он лежал в постели, вспыхнул пожар, и он получил сильные ожоги. Два года спустя пришлось имплантировать кардиостимулятор.
Ближе к концу своей жизни Дали жил в башне своего собственного музея, где он умер 23 января 1989 года от сердечной недостаточности.
Дали много работал, чтобы создать образ эксцентричного и параноидального гения. Вероятно, он только следовал правилам маркетинга продукта - своего собственного искусства. И название игры таково: "Не важно, что вы делаете, пока вы находитесь в заголовках."
Всемирно известный эксперт и биограф Дали Роберт Дешарн писал в 1995 году: "Те, кто увлечен художественным творчеством: те, кто обладает способностью поэта удивляться и ужасаться; те, кто населен мечтами; те, кто знает, что любовь и война были основополагающими для человеческого существования, - такие люди забудут те немногие миазмы, которые уже рассеиваются ветрами времени. Они встретятся с достопримечательностями, которые позволят открыть и понять битву, которую вел Сальвадор Дали, несмотря на все препятствия, чтобы посеять семена графического искусства завтрашнего дня".
Цитаты Дали
П. Халсман: Дали, что такое сюрреализм? Дали: Сюрреализм - это я сам.
В шесть лет я хотел стать поваром. В семь лет я хотел быть Наполеоном. И с тех пор мои амбиции неуклонно растут.
Не беспокойтесь о том, чтобы быть современным. К сожалению, это единственное, чего, что бы вы ни делали, вы не можете избежать.
Рисование - это честность искусства. Нет никакой возможности обмануть. Это либо хорошо, либо плохо.
Не бойтесь совершенства - вы никогда его не достигнете.
Я верю, что близок момент, когда с помощью процедуры активного параноидального мышления можно будет систематизировать путаницу и внести свой вклад в полную дискредитацию мира реальности.
Я не принимаю наркотики: я и есть наркотики.
Это либо легко, либо невозможно.
Параноидально-критическая активность заставляет мир бреда переходить в плоскость реальности...
Причина, по которой некоторые портреты не выглядят правдивыми в жизни, заключается в том, что некоторые люди не прилагают никаких усилий, чтобы походить на свои фотографии.
Секрет моего влияния всегда заключался в том, что оно оставалось тайной.
Весь мир будет восхищаться мной. Возможно, меня будут презирать и неправильно понимать, но я буду великим гением, я уверен в этом.
Свежие комментарии