Лука Джордано – "виртуоз импровизации"- художник расцвета барокко

Лука Джордано – выдающийся художник расцвета барокко

 

18 октября 1634 года в Неаполе родился Лука Джордано, выдающийся художник периода расцвета барокко, олицетворяющий собой образ барочного живописца.

Для Вас я скопировала статью с сайта   EA Culture.

Обладая незаурядным талантом, фантастическим трудолюбием и личной скромностью, Лука Джордано не просто работал с утра до ночи, но не раз жертвовал качеством ради темпа исполнения заказов, за что и был прозван недовольными коллегами Лука Фа-Престо – «Скоро».

Лука учился в родном Неаполе и в Риме, затем хотел учиться в Болонье и Флоренции, но там выяснилось, что ему готовы давать заказы, и больше он не учился, зато работал, не покладая рук. Кроме Рима, Болоньи и Флоренции, Лука работал на заказ в Париже и в испанских городах Мадриде, Толедо и Эскориале, но всегда возвращался в Неаполь, где и закончил жизнь талантливого трудяги, фрески которого разбросаны по стенам и куполам храмов в трех странах, а картины занимают достойное место в экспозициях практически всех ведущих художественных музеев мира.

 

 

Портрет художника Луки Джордано. Книжная гравюра XVIII века.
 

 

Портрет художника Луки Джордано. Книжная гравюра XVIII века.

Лука Джордано (1634–1705). Распятие Святого Петра. Около 1660 г. Масло, холст.  196х258 см. Галерея Академии, Венеция.
 
Лука Джордано (1634–1705). Распятие Святого Петра. Около 1660 г. Масло, холст.
196х258 см. Галерея Академии, Венеция.
Лука Джордано (1634–1705). Воскресение. После 1665. Масло, холст.  114х116 см. Галерея Резиденции, Зальцбург.
 
Лука Джордано (1634–1705). Воскресение. После 1665. Масло, холст.
114х116 см. Галерея Резиденции, Зальцбург.
Лука Джордано (1634–1705). Изгнание торговцев из храма. 1675. Масло, холст.  198х261 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
 
Лука Джордано (1634–1705). Изгнание торговцев из храма. 1675. Масло, холст.
198х261 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Лука Джордано (1634–1705). Видения Соломона. 1693. Масло, холст.  245х361 см. Прадо, Мадрид.
 
Лука Джордано (1634–1705). Видения Соломона. 1693. Масло, холст.
245х361 см. Прадо, Мадрид.
 Лука Джордано (1634–1705). Бегство в Египет. 1680-1685. Масло, холст.  204х192 см. Музей изобразительных искусств, Будапешт.
 
Лука Джордано (1634–1705). Бегство в Египет. 1680-1685. Масло, холст.
204х192 см. Музей изобразительных искусств, Будапешт.
Лука Джордано (1634–1705). Поражение Сисары. 1693. Масло, холст.  102х130 см. Прадо, Мадрид.
 
Лука Джордано (1634–1705). Поражение Сисары. 1693. Масло, холст.
102х130 см. Прадо, Мадрид.
Лука Джордано (1634–1705). Святой Михаил. Около 1683. Масло, холст.  198х147 см. Государственный Музей, Берлин.
 
Лука Джордано (1634–1705). Святой Михаил. Около 1683. Масло, холст.
198х147 см. Государственный Музей, Берлин.
Лука Джордано (1634–1705). Обручение Девы Марии. 1688. Масло, холст.  115х135 см. Лувр, Париж.
 
Лука Джордано (1634–1705). Обручение Девы Марии. 1688. Масло, холст.
115х135 см. Лувр, Париж.
 Лука Джордано (1634–1705). Похищение Европы. 1675-1677. Масло, холст.  205х304 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
 
Лука Джордано (1634–1705). Похищение Европы. 1675-1677. Масло, холст.
205х304 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Лука Джордано (1634–1705). Кузница Вулкана. 1660. Масло, холст.  193х152 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
 
Лука Джордано (1634–1705). Кузница Вулкана. 1660. Масло, холст.
193х152 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
 Лука Джордано (1634–1705). Битва с кентаврами. 1688. Масло, холст.  255х390 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
 
Лука Джордано (1634–1705). Битва с кентаврами. 1688. Масло, холст.
255х390 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Лука Джордано (1634–1705). Суд Париса. Масло, холст.  232х182 см. Академия искусств, Вена.
 
Лука Джордано (1634–1705). Суд Париса. Масло, холст.
232х182 см. Академия искусств, Вена.
Лука Джордано (1634–1705). Марс и Венера у Вулкана. Масло, холст.  232х182 см. Академия искусств, Вена.
 
Лука Джордано (1634–1705). Марс и Венера у Вулкана. Масло, холст.
232х182 см. Академия искусств, Вена.
Лука Джордано (1634–1705). Смерть Сенеки. 1684-1685. Масло, холст.  155х188 см. Лувр, Париж.
 
Лука Джордано (1634–1705). Смерть Сенеки. 1684-1685. Масло, холст.
155х188 см. Лувр, Париж.

 

 Лука Джордано (1634–1705). Посвящение Веласкеса. 1692-1700. Масло, холст.  205х182 см. Национальная галерея, Лондон.
 

 

Лука Джордано (1634–1705). Посвящение Веласкеса. 1692-1700. Масло, холст.
205х182 см. Национальная галерея, Лондон.     
 
источник

 КАРТИН У ХУДОЖНИКА МНОГО ПРЕДЛАГАЮ ЕЩЁ 

 а также ещё одну статью, на  этот раз - из Артархива , добавив и иллюстраций.

М. Свидерская в своей монографии "Искусство Италии 17-го века" (М. Искусство. 1999) характеризует его как "виртуоза импровизации".

 

 
Аллегория благоразумия

 

 

 
Персей борется с Финеем и его спутниками

 

Лука Джордано в течение 9 лет учился у Хусепе Риберы,в Неаполе,а потом занимался в Риме под руководством Пьетро да Кортоны и завершил свое образование копированием работ Рафаэля и Микеланджело. Впоследствии трудился в Болонье,Париже и Флоренции,в 1692 г. был приглашён королем Карлом II в Испанию и писал в Эскориале,Мадриде и Толедо.

 

 

 
Суд Париса

 

Он принадлежал к кругу мастеров,много разъезжавших по Италии,выполнял большое количество заказов,был хорошо известен при дворах Италии и за рубежом. За быстроту и количество созданных работ получил прозвище«Fa presto»(«Делает быстро»).

Джордано родился в Неаполе и в юности испытал влияние испанца Х. Риберы,последователя живописной реформы Караваджо.

 

 
Венера и Марс

 

В ранних произведениях — серии полотен Философы(Брешия,пинакотека Тозио-Мартиненго; Рим,Нац. галерея; Санкт-Петербург,Гос. Эрмитаж), полуфигуры нищих-бродяг с атрибутами античных мыслителей порой выглядят гротескно в отличие от подобных«портретов-типов» Риберы.

 

 

 

 
Лука Джордано Призвание святых Петра и Андрея 1690, 240×379 см

 

 

Им выполнено множество фресок и картин,и едва ли найдется в Европе картинная галерея, в которой не было бы образцов его живописи.

Искусство этого неаполитанского живописца оказало влияние на живопись XVIII столетия.

 

 
Флора 1697, 109×169 см

 

Сильной караваджистской непрозрачной светотенью моделированы их крепкие фигуры,выступающие из темного фона. Живописные приемы караваджизма(эффекты искусственного света,динамичное распределение светотени) присутствуют и в других ранних произведениях: Аполлон и Марсий,Мученичество св. Лаврентия(оба — Москва,Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), Кузница Вулкана(Санкт-Петербург,Гос. Эрмитаж).

Однако сюжеты трактованы с некоторой поверхностностью,менее эмоционально,чем у Караваджо и Риберы,персонажи сцен из Священного Писания и мифологии выглядят более холодными.

 

 

 
Рождение Иоанна Крестителя

 

Из Неаполя Джордано отправился в Рим(нач. 1650-х), Флоренцию,Болонью,Парму,Венецию(1650-е,1667).

В Риме на него произвели впечатление своим грандиозным размахом барочные иллюзионистические архитектурные перспективы Пьетро да Кортона,в Венеции — Веронезе и Тициан.

 

 
Христос и самаритянка 1684 Житомирский краеведческий музей, Житомир

 

 

 
"Се, человек" (слова Пилата об Иисусе Христе)

 

 

 

 
Падение мятежников ангелов

 

 

 
Погребение Христа

 

 

 

От самого неаполитанского художника мастера Венеции восприняли приемы сильной контрастной светотени(«тенебризма» — от итал. tenebroso), а Джордано,получив здесь заказы на росписи церквей,пытался постичь тайны светоносного колорита венецианцев,подражать мягкой пластике их мазка,пространственным,наполненным светом композициям Веронезе в больших декоративных циклах(росписи палаццо Рикарди во Флоренции).

 

 
Похищение Прозерпины. Фрески в галерее дворца Медичи-Риккарди во Флоренции

 

Его образы в станковых картинах на сюжеты из Священного Писания (Мадонна с балдахином,Рим,Нац. галерея) или мифологические сюжеты (Сон Вакха,Санкт-Петербург,Гос. Эрмитаж; Любовь и пороки обезоруживают Правосудие,Москва,Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина) насыщены светским духом,несут в себе оттенок чувственной грации,предвосхищающей рококо.

 

 

 
Сотворение человека. 1684 г. Фрески в галерее дворца Медичи-Риккарди во Флоренции. Палаццо Медичи-Риккарди, Флоренция

 

В декоративных фресковых росписях его не увлекало построение сложных архитектурных перспектив,маленькие,парящие в бездонном небе фигурки сосредоточены главным образом по бокам,оставляя пустым небесное пространство в центральной части плафона.

 

 

 

Иногда аллегорическое содержание его росписей несколько усложнено,как во фресках Королевского дворца в Мадриде и в соборе в Толедо,исполненных во время пребывания в Испании,но его живопись всегда несет в себе атмосферу праздничности,предвосхищая искусство венецианских«виртуозов» XVIII в., светскую трактовку аллегории в век Просвещения.

Поздний цикл станковых картин на тему Истории Юдифи(1704,Неаполь,Нац. музей и галереи Каподимонте), пожалуй,самое драматическое произведение Джордано.

Картины написаны динамичным мазком,бурная экспрессия в выражении чувств героев,как всегда в работах художника,кажется несколько поверхностной.

 

 
Лука Джордано. Автопортрет Галерея Уффици

 

источник  текста отсюда

Художник Андрей Шильдер: дар и рок

 
Художник Андрей Николаевич Шильдер был учеником великого Ивана Шишкина. Однако, сама идеология его работы с пейзажем была принципиально иной.
 
"Ручей в лесу", 1906, холст, масло
 
"Ручей в лесу", 1906, холст, масло

Его творческий путь — замечательный пример того, как, перенимая сильнейшие стороны творчества наставника, можно (и нужно) создавать собственный уникальный стиль, дабы раскрыть в полной мере собственный талант живописца.

Там, где Иван Иванович следовал за объективной действительностью, тщательнейшим образом и в достовернейших подробностях перенося на полотно представшую перед ним картину мира, Андрей Николаевич лишь делал первый пробный рисунок, фактически — черновик будущей работы.

 
"Осенний пейзаж", 1919, холст, масло
 
"Осенний пейзаж", 1919, холст, масло

Там, где гений Шишкина вдыхал искру жизни в завершённую композицию за счёт совершенно неповторимой, непостижимой и невозможной для других художников проработки мельчайших её деталей, Шильдер в первую очередь полагался на собственной фантазию.

 
Серия пейзажей
 
Серия пейзажей

Как свидетельствовали современники живописца, дома у Андрея Николаевича хранились альбомы с зарисовками тронувших душу мастера видов живой природы. Это был настоящий «золотой фонд» живописца, куда (благодаря прекрасной зрительной памяти) рано или поздно попадало каждое понравившееся ему растение, с особой, почти что «шишкинской» тщательностью запечатлённое на пленэре.

 
"Весенний лес. березовые бревна", холст, масло
 
"Весенний лес. березовые бревна", холст, масло

И лишь затем наступал этап подлинного творчества маэстро Шильдера. Сообразно собственному видению прекрасного, он принимался так и эдак корректировать, видоизменять и взаимо располагать отдельную веточку и листочек, тень и оттенок, изгиб и выступ стволов, ветвей своих многочисленных берёз, дубов и сосен. С тем, чтобы «на выходе» добиться максимальной эстетической привлекательности, выразительности и своеобразия.

 
"Лес", 1890, холст, масло
 
"Лес", 1890, холст, масло

Именно они, эти заранее продуманные и проработанные «заготовки», и шли в ход, когда Андрей Николаевич заканчивал свой набросок с натуры. Опираясь на него как на базис, он принимался «доставать» из тайников памяти казавшиеся наиболее уместными для данной конкретной картины элементы. И встраивать их в композицию, совмещая с самыми удачными текущими находками или же вовсе замещая не удовлетворявшие его элементы.

 
"Летний пейзаж с рекой", холст, масло
 
"Летний пейзаж с рекой", холст, масло

В результате пейзажи Шильдера очень часто являли собою нечто не схожее с имевшейся в реальном мире панорамой. Там, где его великий учитель возводил в абсолют саму природу, становясь адептом всех капризов её хаотичных форм и оттенков, герой нашей сегодняшней статьи следовал собственной мечте об идеальном пейзаже. Как не парадоксально, но именно эта мечта и стала его злым роком.

 
"После дождя. Женщина у околицы", 1919, холст, масло
 
"После дождя. Женщина у околицы", 1919, холст, масло

Блестящий талант живописца даровал ему безусловный успех у зрителей и материальный достаток, пошатнувшийся лишь с приходом революции 1917 года. Однако, его последовавший двумя годами позже внезапный уход из жизни был обусловлен совсем не этим событием.

Его творчество, неизменно оценивавшееся по достоинству, было востребовано популярнейшими периодическими изданиями конца XIX- начала XX вв., а сам мастер удостоился звания академика главной художественной академии Российской Империи. Его дарование высоко ценили коллеги и критики. Вот только прирождённый перфекционист Шильдер был о себе принципиально иного мнения.

 
"Березовый лес", 1908, холст, масло
 
"Березовый лес", 1908, холст, масло

Именно в этом и заключался тот самый злой рок, о котором мы писали выше. Мастера буквально сводила с ума и доводила до нервных срывов неудовлетворённость конечными результатами своих работ. Временами он готов был отказаться от каждой из них. Постоянно жаждал улучшить, изменить и полностью переписать каждую картину, иллюстрацию и набросок, раз за разом обнаруживая в них некие несовершенства.

Этот страстный перфекционизм пылал в душе художника всю его творческую жизнь. И наконец «спалил» дотла хрупкую нервную систему творца, покинувшего этот мир в возрасте 58 лет.

 
"зимний лес", 1919, холст, масло
 
"зимний лес", 1919, холст, масло

Художник Laszlo Gulyas. В традициях старых мастеров

Загружается...

Популярное в

))}
Loading...
наверх