Станислав Выспяньский (1869-1907) - польский живописец, график, мастер декоративно-прикладного искусства, писатель, театральный деятель. Выспяньский являлся одним из наиболее выдающихся и разносторонних художников Европы своего времени. В творчестве он удачно сочетал идеи модерна с фольклорными и историческими мотивами. Неофициально его называли «четвёртым польским пророком» (наряду с польской «троицей» поэтов-пророков Мицкевичем, Словацким, Красиньским).
Станислав Выспяньский родился 15 января 1869 года в Кракове. Его отец, Франтишек Выспяньский, был скульптором, но очень сильно пил, и поэтому никак не мог выбраться из нужды и добиться творческих успехов. Мать Станислава, Мария Роговская, очень одаренная, с богатой фантазией женщина, писала стихи и музыкальные композиции. Она была больна туберкулезом и очень переживала из-за алкоголизма мужа. Когда умер их младший сын Тадеуш, она всю свою любовь отдавала Станиславу. Однако едва Стасю исполнилось семь лет, умерла.
Мать доверила мальчика опеке своей сестры, но он первое время жил вместе с отцом и много времени проводил в его скульптурной мастерской неподалеку от Вавеля. Здесь он впервые начал читать Шекспира. Учился Станислав Выспяньский в школе при учительской семинарии Анджея Юзсфчика, где слыл неутомимым выдумщиком и фантазером. Он увлекался музыкой, а в десять лет перешел учиться в гимназию святой Анны, старейшую в Польше.
В 1880 году его взяла на воспитание сестра матери Иоанна Роговска, которая вышла замуж за Казимежа Станкевича, и тут он начал много рисовать, увлекся театром. Уже в двенадцать лет Станислав превосходно знал пьесы Шекспира, ходил на многие спектакли, сам участвовал в школьных постановках, даже писал пьесы. В доме у тетки часто бывал выдающийся польский художник Ян Матейко, и Станислав, восхищенный его творчеством, начал делать копии его картин, а потом увлекся зарисовками Кракова. Очень горячо полюбил Станислав и музыку.
В 1887 году, сдав экзамены, Станислав Выспяньский поехал путешествовать по востоку Малой Польши и, где бы ни был, делал зарисовки церквей, скульптур, орнаментов. Вернувшись, он поступил в краковскую Школу изящных искусств, где в то время преподавали Матейко, Лушчкевич, Яблоньский, Цинк. Станислав, который уже три года посещал школу как вольнослушатель, прошел всю программу за 1887-1890 годы.
Он был не только очень одарен, но и образован. С 1887 года учился на философском факультете Ягелоннского университета, очень глубоко изучал историю искусства, литературу, ездил в экспедиции по инвентаризации памятников искусства, писал драматические произведения и мечтал защитить докторскую диссертацию. В 1889 году Матейко пригласил Выспяньского помочь ему в росписи Мариицкого костела. Работа над полихромией, изучение готики и других архитектурных стилей не могли не сказаться на дальнейшей работе Выспяньского, он теперь осознавал ценность не только полнозвучного реализма, но и плоской стилизации, ощущал гармонию чистых цветов ярких полихромий. Главной для Выспяньского стала экспрессия линии.
В 1890 году Выспяньский благодаря полученным стипендиям смог отправиться путешествовать по Италии, Швейцарии, Франции и Германии. Самое большое впечатление на него произвели готические соборы. Он начал преодолевать имитацию, искать свой стиль, свою цветовую гамму.
В Париже, куда Выспяньский отправился в 1891 году, он не только посещал частную академию Коларосси, но и всерьез увлекся французским театром, много читал и писал. В Лувре его особенно поразило греческое искусство. "Счастливые греки,- писал Выспяньский в одном из своих писем,- у них не было академий, но были художники".
Выспяньский много писал с натуры, изучал и пробовал передать "эффект солнечного света, превращающегося в цветовые пятна", фигуры "в массе воздуха", принимал участие в конкурсах - на роспись стен в одном из зданий в Праге, на оформление краковского театра. Однако главным делом для него в это время стала драматургия.
В 1892 году Выспяньский получил заказ на проект витража для львовского собора на тему клятвы Яна Казимира, который обещал улучшить крестьянскую долю, отдал себя и страну под покровительство пресвятой девы Марии. Выспяньский изобразил историческую сцену клятвы внизу, а вверху поместил видение короля. Особенно сильное впечатление производил образ Польши-мученицы, которая возносилась над головой короля.
Приезжая в Париж, Выспяньский метался, разрываясь между необходимостью закончить картоны и желанием увидеть как можно больше театральных спектаклей. В это время он познакомился с творчеством Гогена, Ван Гога, Грассе, который призывал художников при создании новых форм орнаментики искать вдохновения в природе. Выспяньский использовал растительные мотивы и в проекте театрального занавеса, и в картоне "Клятвы Яна Казимира". Здесь же, в Париже, Выспяньский был покорен творчеством чешского художника-декоратора Альфонса Мухи, который, занимаясь стилизацией, разрабатывал различные орнаментальные линии. В это время в Англии представители творческого направления прерафаэлитов - Рескин, Моррис и другие художники, реформируя декоративное искусство, пробовали возродить художественные промыслы. Основным композиционным элементом стиля "сецессион" стали плавные, извилистые линии, которые как бы повторяли линии стеблей вьющихся растений и водорослей. Эти линии встречаются и в пластике Тулуз-Лотрека, и в портретах Ван Гога. Эти линии использовал и Выспяньский.
Картоны, над которыми он так долго работал, к сожалению, не были приняты, как и новый его проект витражей для францисканского собора. В это же время начались переезды с квартиры на квартиру, бедность, так как умер помогавший ему дядя Казимеж. Выспяньский очень глубоко переживал непонимание, и обывательский, мещанский Краков начал его тяготить, ему так хотелось вернуться в Париж... Он реставрировал витражи, писал статьи и пьесы.
В 1896 году Выспяньский написал серию детских портретов - "Девочка с миртом", "Девочка с букетиком фиалок", позже иллюстрировал Метерлинка и "Илиаду" Гомера, в рисунках к которой использовал детали, навеянные древнегреческой архитектурой, скульптурой и вазописью. В это же время художник увлекся скульптурой, отлил "Caritas", который был скульптурным вариантом его пастельного наброска "Низверженные ангелы".
Выспяньский метался из одной области искусства в другую - от живописи к скульптуре, от искусства витража к мебели... Это объяснялось не только широкой одаренностью, но и тем, что он не всегда имел возможность воплотить все свои замыслы. Ему хотелось бы поехать в Европу, где его, возможно, поняли бы и приняли, он задыхался в Кракове, но все же, как патриот, решил остаться. В это время, в 1897 году начал выходить журнал "Жыче", художественным руководителем которого стал Выспяньский, возникло общество "Штука", объединяющее художников краковского модерна, где Выспяньского выбрали секретарем. Однако многие рисунки, которые он помещал в журнале, например, "Фонтан" с обнаженными телами, вызывали негодование мещан.
А ведь именно с Выспяньского началась новая эра польской книги. Он превратил цветок, как бы вырастающий из текста, из заставки, в декоративную часть целого.
В 1897 году Выспяньский писал одному из своих друзей: "Столько замыслов, столько образов, что я как безумный живу этими картинами, обособляющими меня от людей, и только теперь я по-настоящему врос в мир моей фантазии". Он задумал целую серию картин, которые сам назвал живописными романсами, диковинными поэмами. Это "Сезам", "Воздушные замки", "Хлопоты любви" и многие другие. Это сказочный мир растительно-анималистических фантазийных композиций. Интересно, что во многих литературных произведениях Выспяньского, например в "Легенде", появляются те же фантастические образы, что и в живописных работах.
Станислав Выспяньский - автор таких драматических произведений, как "Варшавянка", "Ноябрьские ночи", драмы на античную тему "Акрополь", "Мелеагр" и др., а также эпических поэм, рапсодов.
В 1900 году Выспяньский женился на Теодоре Пытко, будущей матери четырёх его детей.
В 1905 году Выспяньский получил премию Академии за серию пейзажей с курганом Костюшки и смог приобрести усадьбу в деревне Венгжцы под Краковом. Туда он вместе с семьей переехал летом 1906 года. Друзья, узнав, что Выспяньский болен, но его можно спасти, если он поедет в субтропический климат, собрали деньги на поездку в Алжир, от которой Выспяньский отказался. Он боялся умереть без Польши.
До последних дней Станислав Выспяньский продолжал диктовать свои пьесы. В ноябре 1907 года его перевезли в Краков, а 28 ноября он умер.
Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б
О, Краков я люблю, ведь не от камня
Я боль познал, а от живых людей.
Не дрогнул дух во мне, не изменился,
И страсть не охладела, потому
Что Вера есть, которая румянит
Зарею розовой и будит мысль.
Чем больше вы бросаете камнями,
Тем выше, та вершина, где стою.
С. Выспяньский
Автопортрет. 1903
Иллюстрации к «Иллиаде» Гомера. 1897
Гнев Ахилла
Гермес ведет души героев в глубины ада
Аполлон
Агамемнон
Ахилл и Паллада
.
Фетида выходит из волн к сыну (Фетида и Ахилл)
Фетида с Зевсом
Аполлон на Олимпе
Аполлон играет на лютне (Аполлон и Мельпомена)
Портреты детей
Портрет девочки. 1893
Голова девочки. 1893
Две девочки.1894
Портрет девочки. 1895
Портрет девочки в синей шляпе. 1895
Портрет девочки. 1895
Голова девочки. 1895
Портрет девочки в красном платье. 1895
Хеленка. 1900
Хеленка. 1900
Портрет ребенка. 1900
Портрет девочки. 1900
Портрет девочки в национальном костюме. 1900
Ребенок. 1901
Мальчик с пистолетами. 1902
Спящий Стас. 1902
Спящий Митек. 1902
Девочка с вазой. 1902
Портрет пани Steinbachówny. 1904
Митек. 1904
Спящий Митек. 1904
Спящий Стас. 1904
Джо Фельдман. 1905
Материнство. 1899
Портреты
Портрет К. Левандовского. 1898
Портрет Адольфа Новакжинского. 1898
Портрет Юзефа Мехоффера. 1898
Портрет Винсента Парвиего.1899
Портрет Ежи Жулавского. 1899
Портрет Саломеи Hankiewiczowej с дочерью. 1901
Портрет Элизы Паренской. 1902
Портрет жены в крестьянской одежде. 1902
Материнство. 1902
Материнство. 1905
Автопортрет с женой. 1904
Портрет Леоновой Штернбаховой. 1904
Юлиан Новак. 1904
Портрет Франциска Кржижталовича. 1904
Портрет врача. 1904
Портрет Владислава Мицкевича, старшего сына Адама Мицкевича. 1904
Портрет Элизы Паренской. 1905
Портрет жены с пеларгониями. 1905
Витражи в базилике Св. Франциска в Кракове
Витраж над главным входом в базилику. "Бог-Отец»
Стигматизация святого Франциска
Блаженная Саломея
Водная стихия
Стихии
Витраж с Аполлоном в Доме Медицины
Генрих II Благочестивый в Павильоне Выспяньского
http://www.pinakoteka.zascianek.pl/Wyspianski/Wysp_Dzieci.htm
Свежие комментарии