Жизнь Франса Хальса не менее красочна, чем его живопись.
Франс Хальс родился в Антверпене приблизительно в 1582 году. Церковной записи о венчании его родителей, Франсуа Хальса и Андриантген ван Гертенрик, не сохранилось. Это можно объяснить тем, что Франсуа был католиком, а с 1581 по 1585 год католикам в Антверпене запрещалось вступать в брак.
Такое установление ввели ревностные протестанты, поднявшие в 1581 году восстание против испанцев. В 1585 году испанцы жестоко подавили восстание. Они осадили Антверпен, и горожане капитулировали. В это время город покинуло множество людей - как протестантов, так и католиков. Основной поток беженцев двигался на север Нидерландов. Семья Хальсов тоже уехала из Антверпена, и в 1591 году мы находим их следы уже в Харлеме, - здесь был крещен третий сын Хальсов Дирк.
Учителем Хальса был художник Карел ван Мандер, мастер исторической живописи. Анонимный биограф этого художника писал о том, что через его мастерскую "прошло немало учеников, включая Франса Хальса, известного портретиста из Харлема".
В 1610 году Хальс вступил в Гильдию святого Луки, членами которой могли стать художники, стеклодувы или камнерезы. А в начале следующего года Хальс женился на Анетье Хармансдр, и уже 2 сентября 1611 года чета крестила своего первенца, Хармена.
Опекуном Анетье в то время был Геррит Гиблант, очень влиятельный в городе человек. Его жена Тентье стала крестной матерью Хармена. Геррит числился в составе стрелковой роты святого Георгия. Всего в Харлеме было две роты народной милиции, члены которых наблюдали за порядком в городе. Правда, роль народной милиции была вполне декоративной - роты служили скорее клубом для зажиточных горожан. Известно, что с 1612 по 1624 год Хальс тоже был мушкетером роты святого Георгия, и здесь, думается, не обошлось без покровительства Гибланта.
В июне 1615 года Анетье умерла родами. Похоронили ее очень скромно. Это дает основания предполагать, что к этому времени отношения Хальса и его покровителя испортились. Вслед за матерью умер и второй сын Хальсов, имени которого мы не знаем.
Несчастье в семейной жизни, однако, не помешало Хальсу творить. К 1615 году он был уже довольно известным портретистом и, кроме того, писал жанровые сценки. В поисках своей манеры письма художник пробовал свои силы в самых разных жанрах живописи. О том, как быстро росло мастерство Хальса, свидетельствует его картина "Банкет офицеров роты св. Георгия" (1616) - самый масштабный групповой портрет в истории жанра. Эту работу впоследствии стали называть "пушечным выстрелом, возвестившим о начале золотого века голландской живописи".
В следующем году Хальс женился на Лисбет Рейнерс, с которой прожил почти 50 лет. У них было одиннадцать детей. Любопытный факт: первая их дочь по имени Сара появилась на свет спустя всего девять дней после свадьбы. Вторая жена Хальса происходила из самых низов, была неграмотной и, ко всему, отличалась скандальным характером. Репутация Хальса тоже была небезупречной. Его первый биограф, Арнольд Хаубракен, писал о художнике: "Он каждый вечер наливался спиртным по самое горло". Впрочем, это свидетельство вызывает сомнения у исследователей. В самом деле, в архивах Харлема есть записи он некоем Франсе Хальсе, дебошире и пьянице, тиранившем жену и детей. Но тот человек был ткачом и, следовательно, никакого отношения к художнику Хальсу не имел.
С 1616 по 1625 год Хальс состоял членом Кафедры риторики города Харлема - говоря современным языком, литературного клуба. Члены этого клуба собирались, читали друг другу стихи, ставили любительские спектакли. Вполне вероятно, именно там Хальс познакомился со многими богатыми и влиятельными горожанами, некоторые из которых впоследствии стали его заказчиками, а некоторые - даже друзьями. Например, богатый харлемский бюргер Исаак Масса (чей портрет кисти Хальса ныне столь известен) крестил дочь Хальсов Андриантье.
В 1624 году Хальс написал своего знаменитого "Улыбающегося кавалера". К этому времени у художника была своя мастерская, имел он и учеников. Сам он в эти годы пишет негоциантов, зажиточных горожан, их жен и детей. Кроме того, в освободившейся в 1609 году от испанского владычества Голландии резко вырос спрос на бытовые и жанровые сценки. Многие путешественники того времени с удивлением отмечали, что даже бедняки стремятся украсить свое жилище хотя бы одной гравюрой в этом роде. Жанровые сценки Хальса пользовались большой популярностью.
Голландия переживала этап становления нации, освобождения от ненавистных правителей-католиков. Очень строгими были требования общественной морали, замешанной на кальвинизме. Главным положительным качеством любого уважающего себя бюргера признавалась благопристойность. Наконец, считалось, что каждый человек обязан уметь трудиться так, чтобы обеспечивать себя и свою семью. Увы, соответствовать этому добропорядочному идеалу Хальсу удавалось далеко не всегда. В его бумагах сохранились кипы неоплаченных счетов от мясника, пекаря, сапожника. Порой художник не мог даже найти денег, чтобы заплатить за холст и краски.
Зарабатывать деньги Хальсу мешала не только художническая безалаберность, но и упрямый, заносчивый характер. Например, когда одна из рот амстердамской милиции попросила его написать свой групповой портрет, Хальс заявил, что "головы он начнет писать в Амстердаме, а все остальное закончит дома". Начались долгие споры, милиционеры подняли цену за портрет с шести до шестидесяти шести гульденов, но Хальс так и не согласился ехать в Амстердам (расположенный, заметим в скобках, в каких-нибудь двадцати километрах от Харлема).
А жизнь художника становилась, между тем, все более тяжелой и беспросветной. В 1642 году умственно неполноценный сын Хальса, Питер, помешался окончательно, и его пришлось поместить в сумасшедший дом. Уже во второй раз забеременела незамужняя дочь Сара, работавшая на мануфактуре. Желая хоть как-то поправить материальное положение семьи, Хальс и его жена предъявили иск владельцу мануфактуры, обвинив его в том, что он совратил их дочь. Все дело испортила сама же Сара - на суде она неосторожно проговорилась и назвала имя настоящего отца ребенка. Им оказался племянник Исаака Массы, давнего приятеля Хальса.
В это время Хальс пишет портрет знаменитого французского философа Рене Декарта, более двадцати лет прожившего в Голландии. Продолжения знакомства у них не получилось - Хальс закончил портрет Декарта перед самым его отъездом в Швецию, куда он был приглашен королевой Христиной. Нищета брала за горло. Одному только пекарю Хальс был должен более 200 гульденов. В 1661 году за неуплату членских взносов Хальса исключили из Гильдии св. Луки. Городской Совет назначил ему пенсию - но очень скромную, с ее помощью нельзя было даже покрыть долги. По городу ползли слухи, будто художник сошел с ума. Словно в ответ на эти вздорные обвинения, Хальс в 1664 году написал два потрясающих по глубине групповых портрета - "Регенты приюта для престарелых" и "Регентши приюта для престарелых". Эти работы стали последними групповыми портретами, созданными художником.
Умер Хальс 29 августа 1666 года, а 1 сентября его похоронили - при очень небольшом стечении народа. Проводить великого живописца в последний путь пришли всего лишь несколько человек.
Jacobus Zaffius
Веселые гуляки
Катарина Хофт с кормилицей
Трое детей. Фрагмент
Супружеская пара в саду. Фрагмент
Поющий мальчик с флейтой
Молодые мужчина и женщина в Inn.
Портрет шута с лютней
Улыбающийся кавалер
Смеющийся мальчик
Два поющих мальчика. Фрагмент
Мулат
Два смеющихся мальчика с кружкой пива
Цыганка
Мальчик со скрипкой
Веселый пьяница
Питер ван ден Брук
Женский портрет
Семейный портрет
Malle Babbe
Портрет Жана де ла Шамбре в возрасте 33 лет
Портрет женщины с веером
Портрет молодого человека с перчаткой
Веселый пьяница
Портрет молодого человека
Сидящая женщина с веером
Изабелла Coymans
Мужской портрет
Мальчик, играющий на скрипке
Читающий мальчик
Портрет Стефана Герадса
Портрет юноши с черепом
Портрет Вильгельма ван Хейтхаузена
http://www.artprojekt.ru/gallery/hals/Hals50.html
http://www.wikipaintings.org/ru/frans-hals
Свежие комментарии