Последние комментарии

  • Борис21 августа, 7:41
    Акварель скоротечна. Как жизнь человека. Акварельные работы индивидуальны. Их не возможно повторить, скопировать.Они ...Магия воды - завораживающие акварели  Ионы Карчелана (Ion Carchelan) 
  • Татьяна Вавильченко21 августа, 7:11
    С изюминкой, фантастично красиво.Магия воды - завораживающие акварели  Ионы Карчелана (Ion Carchelan) 
  • Руфина Оленина21 августа, 5:38
    Обожаю акварель. Благодарю ваш блог за то удовольствие, которое вы доставляете, размещая на своих страницах картины т...Магия воды - завораживающие акварели  Ионы Карчелана (Ion Carchelan) 

Живописный труп: «Смерть Марата» продолжене... Приключения железной ванны, в которой умер Марат

Начало здесь...

https://art.mirtesen.ru/blog/43529827984/ZHivopisnyiy-trup:-«Smert-Marata»

Французский революционер был убит в ванне прекрасной девушкой, этому событию посвятил свою картину Давид, и она быстро стала шедевром. И у многих, кто вглядывался в это полотно, возник вопрос о том, что это за ванна?

Как она на самом деле выглядела?

 
 

Особенно этот вопрос важен для тех, кто пытался реконструировать знаменитый шедевр живописи методами фотографии и 3D-моделирования. Иногда получается странно.

 
Скриншот из игры Ассасин Крид
Скриншот из игры Ассасин Крид

И в большинстве случаев реконструкторы оказываются не правы. Так какой формы была та ванная со столиком для ноутбука, в которой убили Марата?

Ответить на этот вопрос можно совершенно точно, поскольку данный элемент сантехники сохранился до наших дней (ну, по крайней мере, многие считают, что это сохранился).

И связана с этим весьма любопытная история.

 
Восковая сцена убийства
Восковая сцена убийства

Дело в том, что знаменитая мадам Тюссо, о музеях имени которой мы все наслышаны, приходилась товарищу Марату современницей. И, собственно, свое ремесло изготовления "восковых персон" с идеальным портретным сходством мадам отточила именно благодаря тому, что жила во время Революции, когда мертвых тел, для тренировки снятия с них масок, гильотина поставляла в огромном количестве.

Ко времени убийства Марата мадам Тюссо была уже достаточно знаменита. И, как она сама утверждала в собственных мемуарах, мадам была одной из первых, кого вызвали к его мертвому телу, чтобы она, значицца, увековечила великого героя.

В мемуарах 1838 года (Memoirs of Madame Tussaud) написано, что тело было еще теплым и кровоточило, и что она работала, испытывая самые тяжелые чувства. Судя по цитате, мемуары написаны от третьего лица, но вроде бы принадлежат действительно скульпторше. Тиссо пишет, что сделала это по просьбе Давида, и после он использовал ее работу для создания своей картины. Но современные исследователи испытывают сомнения относительно этого пассажа, и считают, что она просто могла хотеть примазаться к прославленной к тому времени картине). Реальные официальные посмертные маски с Марата, как известно по источникам, сняли скульпторы по имени Beauvallet и Deseine.

 
"Марат" мадам Тюссо. Фотография 1920 года (одна из самых ранних сохранившихся)
"Марат" мадам Тюссо. Фотография 1920 года (одна из самых ранних сохранившихся)

Самое раннее письменное свидетельство о существовании этого изделия все-таки позже создания картины Давида -- 1810 год, в рекламе передвижного музея мадам Тиссо.  Скорей всего, инсталляция "Марат", наоборот, была  оформлена под влиянием полотна Давида, но в принципе это не важно, нас интересует антураж.

 

Эту сцену и сегодня можно увидеть в парижском музее Гревен (это парижский музей  восковых фигур: во французской столице "музея мадам Тиссо" нет).

Впрочем, считается, что это не воск 18 века: что в течение следующего, 19 века, восковая персона Марата реставрировалась ее владельцами, и была отлита заново по старым слепкам.

 

Для нас же важнее другое: считается, что ванная в музее Гренвен -- и есть та самая подлинная ванна Марата.

В 1805 году, больше десяти лет спустя после трагедии 1793 года, ее купил один месье у торговца металлоломом на улице д'Аржанталь. Где она была в этом промежутке, неизвестно, хотя судя по документам, два года спустя после убийства ее еще точно локализовали в мемориальном месте.

Новый владелец знал, что это реликвия, и в качестве ванны для мытья ее не использовал, лишь поставил как сувенир в своем доме (жена, наверно, была в восторге). После его дочери, умершей в 1852 году, ванна досталась одному священнику, который и продал ее в 1880-х музею. Часть суммы, довольно значительной кстати, священник использовал на восстановление школы в своем приходе.

 

Так она и попала в парижский музей, где ее можно увидеть и сегодня.

Подобная странная форма ванной не была чем-то необычным для той эпохи: греть воду было дорого, кипяток таскали ведрами наверх из кухни, поэтому ванны специально делали закрытыми, чтобы вода помедленнее остывала.  А вот досочку наверх, для удобной канцелярской работы, Марат сам придумал поставить.

Источник ➝

Популярное

))}
Loading...
наверх