На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Искусство

72 064 подписчика

Свежие комментарии

  • Алекс Сэм
    Поддерживаю предыдущего комментатора! К великому сожалению в России разучились снимать кино, хотя и западные фильмы т...Фильм "Блиндаж и ...
  • Георгийюра Гончар
    Обычно смотрю 1 из 100-200 "нынешних гениальных картин" И даже не тянет, несмотря на всю рекламу по любому поводу!!Фильм "Блиндаж и ...
  • Владимир Швайбович
    Почему Моне фанат...

Илларио́н Миха́йлович Пря́нишников (1840—1894) — русский художник и педагог, мастер жанровой живописи, действительный член Петербургской академии художеств (с 1893), один из основателей товарищества Передвижников.

 

 

Маковский Владимир Егорович
Портрет художника Иллариона Михайловича Прянишникова
1883

 

Илларион Прянишников родился 20 марта (1 апреля1840 года в селе Тимашово (нынешняя Калужская область), Российская империя, в купеческой семье.

В 1856—1866 годах И. М. Прянишников учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у таких мастеров, как Сорокин и Зарянко. Как живописец испытал также сильное влияние В. Г. Перова.

В 1870 году Прянишников был удостоен звания художника 1-й степени.

С 1873 года практически до конца жизни преподавал в МУЖВЗ, его учениками были, в частности, Архипов, Бакшеев, Богданов-Бельский, Бялыницкий-Бируля, Жуковский, Иванов, Касаткин, Корин, Коровин, Лебедев, Малютин, Степанов и многие другие.

С самого начала существования Товарищества передвижных художественных выставок Прянишников был его членом-учредителем, со второй передвижной выставки он стал бессменным членом правления Товарищества. Жил преимущественно в Москве, однако ездил на Русский Север для зарисовок с натуры, в частности неоднократно бывал в Лальске, у старшего брата Сергея. На многих картинах Прянишникова можно видеть сам Лальск, бумажную фабрику, директором которой и был его брат, окрестности, так на последней неоконченной картине художника «Крестный ход» изображена церковь Покрова на Лузе. Принимал участие в работе над росписями храма Христа Спасителя в Москве.

Илларион Прянишников скончался в Москве. Похоронен на кладбище НовоАлексеевского монастыря в Москве.

 

 

  

Перов, Василий Григорьевич
Портрет И.М. Прянишникова. Около 1862. ГТГ
Холст, масло. 41,5 х 33,6
Государственная Третьяковская галерея, Москва

 

 

Дружеские отношения двух художников сложились еще в Московском училище живописи и ваяния, где они вместе учились. Причем В.Г. Перов, старший товарищ по училищу, оказал значительное влияние на художественные взгляды молодого И.М. Прянишникова.

 

 

Варианты названия :  Охотник в лесу зимой; В.Г.Перов на охоте; Художник Перов на охоте .  1871 г. 

Холст, масло.  Тульский музей изобразительных искусств

 

 

Их дружба продолжалась долгие годы. В начале 1860-х гг. художники поселились вместе в Яузской части. Они вместе путешествовали по окрестностям Москвы, вместе охотились. Под этими впечатлением Прянишников в 1871 г. написал картину «Художник Перов на охоте». А сам позировал Перову в 1857 г. для его первой картины «Приезд станового на следствие» в качестве главного персонажа.

Однажды они предприняли пеший поход в Троице-Сергиеву лавру. Летом 1862 г. друзья жили близ монастыря, где Перов писал «Чаепитие в Мытищах». По-видимому, именно к этому периоду относится создание публикуемого портрета Прянишникова.

Личность Перова, постоянное общение с ним, непосредственные впечатления от его творчества — все это сказалось в становлении Прянишникова как художника передвижнического направления.

 

 

Спасов день на севере

 

 

Общий жертвенный котел в престольный праздник

        

В 1880-90-х гг. Прянишников работал над масштабными полотнами, изображавшими многоликую народную массу и позволявшими объединить в общем действии различные типы и характеры русской деревни: "Спасов день на Севере" (1887), "Общий жертвенный котел в престольный праздник" (начало 1890-х). А рядом в его творчестве возникали камерные, "сумеречные" по настроению образы и сюжеты "В мастерской художника" (1890), "В провинции" (1893). Они роднили Прянишникова с устремлениями живописцев следующего, "чеховского" поколения.

 

А. П. ЧЕХОВ И И. М. ПРЯНИШНИКОВ

                                               И. Грачева.

 

 

В 1883 году начинающий писатель Антон Чехов, публикующий в разных изданиях юмористические «мелочишки», получил от редактора журнала «Осколки» Н. А. Лейкина приглашение вести фельетонное обозрение «Осколки московской жизни». Причем Лейкин категорично указал начинающему фельетонисту его задачи: «Говорить надо обо всем выдающемся в Москве по части безобразий, вышучивать, бичевать, но ничего не хвалить и ни перед чем не умиляться»1. Но Чехов нарушил этот строгий наказ, убедив Лейкина поместить заметку, посвященную 50-летнему юбилею Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Вопреки «осколочным» обличительным традициям чеховская заметка начиналась словами: «Наша маленькая Академия художеств может принять уверение в глубоком уважении». О жизни внутри училища, о всех его малых и больших событиях, о преподавателях, учениках и даже натурщиках Чехов был хорошо осведомлен. В это время в училище занимался брат Чехова Николай, друзьями Антона Павловича стали учившиеся с Николаем И. И. Левитан, К. А. Коровин, архитектор Ф. О. Шехтель. В своей заметке об училище среди профессоров, имевших особенное влияние на учеников, Чехов отмечает И. М. Прянишникова — «спартанца в искусстве и в общем милого человека». Вероятно, «спартанцем в искусстве» Чехов окрестил Прянишникова за простоту сюжетов и четкую, чуть суховатую манеру письма. Судя по заметке, Чехову были хорошо известны и бытовые привычки художника. По свидетельству сестры писателя Марии Павловны, в 80-е годы их брат Николай вместе с Прянишниковым работал в Храме Христа Спасителя, расписывая стены на хорах.
Чехову, внуку крепостного, сыну мелкого таганрогского купца, вскоре разорившегося, судьба Прянишникова была во многом близка. Будущий художник тоже вырос в семье небогатого провинциального торговца. В детстве оба, и Прянишников, и Чехов, вопреки собственному желанию должны были постигать все премудрости многочисленных обязанностей мальчика из лавки. Чехов — в лавке отца, Прянишников — у чаеторговца Волкова, к которому его определили «в науку». Но обоим судьбой суждено было пойти не по коммерческой части, а проложить яркие, самобытные пути в большом искусстве.
В чеховском творчестве обнаруживается немало перекличек с сюжетами и темами Прянишникова. В одних случаях это объясняется сходностью жизненного опыта, в других — стремлением Чехова освоить и переосмыслить лучшие достижения художественной культуры его времени. Воспоминания о повседневном быте мелочных лавочек, где перед оком невозмутимых и всезнающих лавочников проходит пестрая жизнь «маленьких людей» и где житейские драмы переплетаются с комическими курьезами, отразились в картине Прянишникова «Чтение письма в овощной лавке» (1864).

 

«Чтение письма в овощной лавке» (1864).

Молодая женщина, видимо, нашедшая место прислуги в городе, получила весточку от родных из деревни и, не зная грамоты, пришла в лавку просить хозяина прочитать ей письмо. Картина строится на контрастах между важным апломбом лавочника, снисходительно вникающего в деревенские вести, праздным любопытством ухмыляющегося приказчика и трепетным волнением героини, для которой за нескладными строками письма встает целая жизнь, до боли близкая и понятная. Чеховский рассказ «На святках» (1899) — словно попытка воссоздать предысторию ситуации, изображенной Прянишниковым. Героиня рассказа Василиса пришла к Егору, брату трактирщика, с просьбой написать письмо дочери, уехавшей из деревни в город с мужем, получившим место швейцара. Василисе столько хотелось бы поведать дочери — и о том, как она стосковалась в разлуке, и о своих деревенских бедах. Но Егору некогда ждать, пока Василиса соберется с мыслями, и он лихо строчит что попало, полагая, что лучше знает, как и что писать. В рассказе Чехова — тот же психологический контраст. Егор — это «сама пошлость, грубая, надменная, непобедимая, гордая тем, что она родилась и выросла в трактире». Не находящая от волнения слов Василиса «стояла перед ним, задумавшись, с выражением заботы и скорби на лице». Точно так же стоит героиня картины Прянишникова перед важным, самодовольным лавочником; и мы сочувствуем обеим женщинам.

 

«На тяге» (1881)

Картина Прянишникова «На тяге» (1881) изображает нетерпеливое, страстное ожидание охотника, который застыл среди голого весеннего леса с не сошедшим еще снегом и, подняв голову, чутко прислушивается, не раздастся ли долгожданный шум крыльев. Этой картине созвучен чеховский рассказ «Рано!» (1887). Герои рассказа идут в лес даже без ружья, заложенного в трактире, лишь бы только постоять на тяге: «Слюнка и Рябов, осторожно шлепая по талому снегу и увязая в грязи, проходят по краю леса шагов двести и останавливаются. Лица их выражают испуг и ожидание чего-то страшного, необыкновенного. Они стоят как вкопанные, молчат, не шевелятся, и руки их постепенно принимают такое положение, как будто они держат ружья со взведенными курками». Прянишников и Чехов, хорошо знакомые с миром «маленьких людей», в своих произведениях сосредотачивали внимание не на житейских невзгодах героев, как это было распространено в искусстве начала и середины XIX века, а на разнообразии человеческих индивидуальностей, неповторимости характеров и темпераментов. Оказалось, что у этих «маленьких людей», на которых солидная публика привыкла смотреть свысока, если не с презрением, то со снисходительной жалостью, тоже есть сильные чувства, есть свои увлечения, доходящие до страстного азарта, до полного самозабвения.   

 

 «Охота пуще неволи» (1882)

 «Охота пуще неволи» (1882) — так назвал Прянишников одну из своих картин. На городской окраине по колено в мутной, мелкой речушке стоит человек в потрепанной одежонке, сосредоточенно насаживая наживку на рыболовный крючок. День выдался пасмурный и ненастный. Рыболов зябко съежился в холодной воде. Вдали дымит маленькая фабрика, давно превратившая речушку в сточную канаву, в которой вряд ли водится что живое. Но этому человеку важен даже не улов, а сам процесс ужения, всецело его захвативший, ставший для него каким-то священным ритуалом, наполняющим его душу торжественной значительностью. Со стороны такая сцена может показаться нелепой и комичной, но мягкая, всепонимающая ирония художника заставляет и зрителя проникнуться сочувствием к этой неуемной, безоглядной рыболовной страсти. Такова же манера повествования в чеховском рассказе «Он понял!» (1883). Читатель, как и барин Волчков, начинает понимать неудержимый охотничий азарт «маленького сутуловатого мужичонки» в «донельзя изношенных, заплатанных штанах», со смешным самодельным ружьишком. Мужичонка с дрожью в голосе поясняет, что нарушил закон об охоте не ради добычи, а «от тоски»: «Тянет да и тянет на охоту, хоть ты тресни тут... А по моему глупому предположению, как я это дело понимаю, это не баловство, а болесть... Всё одно, как запой... Ты не хочешь, а тебя за душу тянет».

 

«В мастерской художника» (1890).

Перекликаются между собой чеховский рассказ «Анюта» (1886) и картина Прянишникова «В мастерской художника» (1890). Героиня Чехова Анюта, молодая женщина с кроткими глазами, безропотно выполняет роль «наглядного пособия» для Клочкова, студента-медика, готовящегося к экзамену. Она с такой любовью и самоотвержением заботится о Клочкове, настолько преисполнена сознанием важности его дела, что готова бесконечно стоять перед ним с прорисованными угольком на теле ребрами, не жалуясь на стужу дешевого меблированного номера, в котором они живут. «Клочков занялся выстукиванием и так погрузился в это занятие, что не заметил, как губы, нос и пальцы у Анюты посинели от холода. Анюта дрожала и боялась, что медик, заметив её дрожь, перестанет чертить углем и стучать и потом, пожалуй, дурно сдаст экзамен». Но вот в номер заходит друг Клочкова, начинающий художник, и просит Анюту позировать ему для завершения картины. «Человек для искусства просит, а не для пустяков каких-нибудь», — веско поддерживает друга Клочков. И Анюта покорно отправляется к художнику. Полотно Прянишникова — словно продолжение рассказа об Анюте, которая так же терпеливо позирует художнику в такой же холодной комнате и только на минуту осмеливается приблизиться к маленькой железной печурке, в которую художник торопливо, не выпуская палитры из рук, подкладывает дрова. Даже чеховская деталь — шерстяной платок, который набрасывает на обнаженные плечи Анюта, — сохранена у Прянишникова.

 

  Эскиз.   «В провинции» 


 В искусствоведении уже отмечалось, что эскиз Прянишникова «В провинции» (1893) очень напоминает ранний чеховский рассказ «Тоска» (1886). Возможно, искания Чехова, младшего современника Прянишникова, не прошли не замеченными для художника и оказали какое-то воздействие на его творчество.

 

«Шутники (Гостиный двор в Москве)» (1865).

Но в чеховскую эпоху в осмыслении темы «маленького человека» появились и новые акценты. В середине XIX века искусство часто обращалось к негодующему рассказу о глумлениях «хозяев жизни» над безответными жертвами, вынужденными ради куска хлеба сносить все, подавляя обиду. Подобные ситуации воспроизводятся, например, в пьесах И. С. Тургенева «Нахлебник» (1848) и А. Н. Островского «Шутники» (1864). В свою очередь пьесой Островского «Шутники» была навеяна известная картина Прянишникова «Шутники (Гостиный двор в Москве)» (1865). Проходит всего два десятилетия, и Чехов пишет брату Александру, создающему рассказы в традиционном вкусе: «Брось ты, сделай милость, своих угнетенных коллежских регистраторов! Неужели ты нюхом  не  чуешь, что эта тема уже отжила и нагоняет зевоту?» (4 января 1886 года). Чехов уверяет: «Нет, Саша, с угнетенными чиношами пора сдать в архив и гонимых корреспондентов... Реальнее теперь изображать коллежских регистраторов, не дающих жить их превосходительствам, и корреспондентов, отравляющих чужие существования...» Сам Чехов создает рассказ «Тайна» (1887) с парадоксальным сюжетом: важный действительный статский советник доведен почти до умопомрачения робким, ничтожным дьячком. А в рассказе «Корреспондент» (1882), показывая сцену, напоминающую ситуации «Шутников» Островского и Прянишникова, Чехов ведет повествование так, что читатель возмущается не только издевательствами купцов над «маленьким человеком», но и его рабской, восторженной покорностью, униженным заискиванием перед власть имущими. Захмелевшие гости, потешаясь, то заставляют Ивана Никитича пить водку стаканами, то сыплют ему на голову соль, то начинают подбрасывать к потолку с возгласами: «Качай его, шельмеца!» Герой же — «пыхтел, кряхтел, пищал, страдал, но... блаженно улыбался. Он ни в каком случае не ожидал такой чести для себя, «нолика», как он выражался, «между человеками еле видимого и едва заметного». В конце концов он оказался на полу, но поднялся с «блаженной улыбкой»: «Осчастливили вы меня своею лаской искреннею, не забыли газетчика, старикашку рваного. Спасибо вам». Такой герой уже не вызывал у читателя сострадания. Недаром Чехов всем своим творчеством стремился доказать, что человеку необходимо научиться по капле «выдавливать из себя раба».

 

«Порожняки».  1872 год

Передвижной выставке 1871 года Прянишников представил две картины, которые сразу же привлекли внимание публики: «Погорельцы» и «Порожняки». Первая картина до нас не дошла, и судить о ней мы можем только по ее описаниям в художественно-критических статьях того времени. Например, критика В. Стасова особенно поразил образ нищей бабы из погоревшего селения, просящей милостыню на зимней дороге, завернув ребенка в полу тулупа. Возможно, эта картина послужила прообразом сна Дмитрия Карамазова в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». Достоевский в своем романе прямо указал одну из картин, размышление о которой стало важным идейно-философским узлом повествования, это — «Созерцатель» И. Н. Крамского. А сон Дмитрия — словно воспроизведение «Погорельцев»: сгоревшая деревня, зимняя дорога и в толпе, просящей подаяние, — баба с плачущим ребенком на руках. Вид этого ребенка перевернул душу Дмитрия, заставив его почувствовать и свою сословную вину перед этими обездоленными людьми, и свою ответственность за все, что происходит вокруг него.

Но особенной популярностью пользовалась картина Прянишникова «Порожняки». О ней с восхищением отзывался Стасов. Салтыков-Щедрин отмечал, что при внешней непритязательности сюжета художник сумел воплотить в картине что-то такое сокровенное, что надолго останавливает зрителя, заставляя его задуматься над впечатлениями, которые бывают обычно «так мимолетны и смутны». «В этом умении обратить зрителя внутрь самого себя заключается вся сила таланта, и г. Прянишников обладает этою силой в большом количестве», — писал Щедрин. Один из вариантов «Порожняков» был несомненно известен Чехову по экспозиции Всероссийской выставки, проходившей в Москве в 1882 году. О посещениях этой выставки писателем рассказывается в воспоминаниях М. П. Чехова.

 

В ожидании шафера

 Весной 1891 года на очередной Передвижной выставке Чехов встретился с новой картиной Прянишникова «В ожидании шафера». В этот год у художника началось резкое обострение болезни, заставившее его осенью уехать в Крым.

В марте 1894 года, когда разнеслась весть о смерти Прянишникова, был начат чеховский рассказ «Студент», в котором словно развивается тема одной из лучших картин художника — «Порожняки».
Картина «Порожняки» изображала морозный вечер, гаснущую полоску заката, дали, подернутые туманной дымкой, и зябко съежившуюся на крестьянском возу фигуру молодого человека, семинариста или студента, едущего с попутными порожняками в свое глухое селение. Чехов в своем рассказе как бы развивает этот сюжет, дописывая его продолжение. Герой рассказа, сын сельского дьячка Великопольский, обучавшийся в духовной академии, приехал (должно быть, с таким же попутным обозом) на Пасху домой, в свою нищую, голодную деревню. Пейзаж рассказа созвучен картине Прянишникова. Чехов описывает студеный вечер ранней весны, когда дул «холодный пронизывающий ветер», «по лужам протянулись ледяные иглы», на западе «узкою полосой светилась холодная багровая заря», а вокруг все «утопало в холодной вечерней мгле». Общим является и мотив пустынного, безлюдного пространства, подчеркивающий одинокость героя: на картине — это заснеженное поле, в чеховском рассказе — луг, по которому Великопольский возвращается из леса домой. Повествуя о том, что пережил и передумал в этот ненастный вечер окоченевший от холода герой, Чехов, как и Прянишников, обращается к впечатлениям, которые «так мимолетны и смутны», но которые так много могут значить в человеческой жизни. И, проникаясь переживаниями чеховского героя, читатель заглядывает внутрь собственной души, решая и для себя извечные вопросы, волновавшие Великопольского.
Судьба Чехова с начала до конца — словно эхо судьбы его старшего собрата по искусству. Вскоре тот же недуг заставит Чехова поселиться в Крыму, и так же, как когда-то Прянишников, в своих письмах он будет тосковать по России, по ее скромной и лиричной природе, по общению с друзьями.

 

«Жестокие романсы» (1881).

 А в последней чеховской пьесе «Вишневый сад» (1903) появятся герои, уже знакомые по полотну Прянишникова «Жестокие романсы» (1881). Эта картина впервые выставлялась на 9-й Передвижной выставке 1881 года. Выставка не прошла мимо внимания Чехова. В чеховских «Осколках московской жизни» за 1884 год есть отзыв о картинах В. М. Васнецова, которые экспонировались на этой выставке в Москве. Картина Прянишникова «Жестокие романсы» представляла собой комичную сценку: молодой человек (из приказчиков или лакеев), тщательно завитый «барашком» и в новом сюртучке, неистово заливается под гитару, стараясь душещипательным романсом пленить сердце сидящей рядом девушки. При взгляде на эту картину вспоминается и чеховский конторщик Епиходов, который, стремясь завоевать симпатии горничной Дуняши, распевает под гитару жестокий романс, и вторящий ему лакей Яша, рисующийся перед Дуняшей своим «европейским» лоском. А поза и выражение лица героя Прянишникова, чем-то отдаленно напоминающего завывающую собаку, вызывают в зрителе чувство, сходное с высказываниями чеховской Шарлотты: «Ужасно поют эти люди... фуй. Как шакалы». Замешательство смущенной героини с картины Прянишникова сродни поведению Дуняши, которая, копируя «благородных господ» в одежде и в манерах, от малейшего волнения готова упасть в обморок.
Переклички произведений Прянишникова и Чехова не только выявляют сходность мировидения художника и писателя, но и помогают проследить общие закономерности исканий русской художественной культуры второй половины XIX века.

 

 

В 1812 году. 1874 год.

 

1812 год.

Холодная зима 1812 года. Французы отступают. Великая армия по-прежнему полна сил, но уже не обладает той мощью, благодаря которой прошла пол-Европы. Ее солдаты ослаблены, дисциплина попрана и забыта. Русская армия, напротив, становится сильнее, чем в начале войны. Значительную роль в ее усилении играет партизанское движение. Многочисленные отряды действуют вместе с армией и в тылу врага. Все классы и сословия участвуют в борьбе с захватчиками – крестьяне, мещане, офицеры, принявшие на себя командование отдельными отрядами, и даже крестьянки.

На картине мы видим две противоборствующие стороны – французских солдат и русских партизан. Французы измотаны и деморализованы, они даже не стремятся оказывать сопротивление пленившим их крестьянам. Среди них кто-то старается теплее закутаться в одежду, кто-то прячет руки в карманы, кто-то просто бредет согнувшись. Они окружены взявшими их в плен партизанами, среди которых простые русские крестьяне, не только мужчины, но и женщины. Все они пошли в ополчение, дабы защитить свою землю от иностранных захватчиков.

 

В засаде. 1881 год.

 

Дети на рыбалке. 1882 год.

Красноярский художественный музей им. В.И.Сурикова

 

 

Задворки

Калужский областной художественный музей

 

 

Конец охоты. 1884 год.

 

Татарин

Illarion Mikhailovich Prianishnikov (1830-1894). Allegory of Music.
Pencil and watercolour on paper.
Аллегория музыки. Карандаш, акварель на бумаге

 

Пасха 1885 г.

 

«Калики перехожие» 1870 г.
Третьяковская галерея, Москва, Россия

 

"Сельский праздник", 1870-е гг. Холст, масло. 42х62 см. Иркутский областной художественный музей

 

 

«Возвращение с ярмарки» 1883 г. 48,5 х 71,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

 

«Воробьи, ребята на изгороди» 1883 г.

 

«На Лысой горе»
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

 

«Любитель» Конец 60-х
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

 

«Дегустаторы» 1860-е Дерево, масло 23 х 35,3 см.
Частная коллекция

 

«Приготовление почвы для посева льна в Вологодской губернии» 1887–1890 гг.
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

 

Крестьянин с рогатиной на плече
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

 

 

 

«Крестный ход» 1893г.
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург

         Прянишников был участником ТПХВ с самого его основания, а со II передвижной выставки стал бессменным членом правления Товарищества. Он был преподавателем в МУЖВЗ (1873-94), учителем многих известных впоследствии живописцев - С. В. Иванова, Н. А. Касаткина, К А. Коровина, М. В. Нестерова, В. К. Бялыницкого-Бирули и др. В 1893 г. Прянишников был избран действительным членом АХ, но начать преподавание в ней не успел. И последняя картина Прянишникова - "Крестный ход" - осталась незаконченной из-за смерти автора.

 

 

 

 

 


 

 

 



 

 

 

 

 

 

             

 




 

 

 

Картина дня

наверх